К детским товарам – со взрослой ответственностью

– Что же это такое – купила своему четырехлетнему сыну игрушку, больше тысячи рублей стоит, а она у него сломалась даже не в первый день, а в первые минуты! – возмущалась молодая женщина, пришедшая недавно в редакцию.

Автор статьи: Павел АЛЕКСАНДРОВ

information_items_1347367226



– Что же это такое – купила своему четырехлетнему сыну игрушку, больше тысячи рублей стоит, а она у него сломалась даже не в первый день, а в первые минуты! – возмущалась молодая женщина, пришедшая недавно в редакцию. Купила она эту яркую машинку на рынке, не попросив, как водится, у продавца никаких документов, подтверждающих качество продукции. Более того, женщина не сохранила даже чек о покупке.

Сколько мы ни крутили в руках сломанный механизм, работающий (точнее, уже не работающий) на батарейках, даже страну-изготовителя выяснить не удалось.

Вероятно, почти каждый родитель попадал в такую же или схожую ситуацию, ведь проблема качества и безопасности игрушек и других детских товаров на нашем рынке стоит сегодня чрезвычайно остро.

Случай с незадачливой мамой пришел на память во время семинара-совещания с участием СМИ в Москве, на которое был приглашен и журналист “РТ”. Его темой стала проблема производства и реализации товаров и услуг для детей.

Участники семинара пришли к общему выводу – за годы реформ по отечественному производству игрушек был нанесен мощнейший удар, от которого до сих пор этому сегменту промышленности не удается оправиться. Сегодня наиболее конкурентоспособными являются заводы в Санк-Петербурге, Смоленске, некоторые другие, но большинство этих предприятий по ряду причин не в состоянии конкурировать с импортными производителями.

Между тем недооценивать эту отрасль крайне недальновидно. Как отметила в беседе с журналистами президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина, когда “железный канцлер” Германии Отто фон Бисмарк решил в XIX веке построить мощнейший военный флот, он сделал огромный заказ производителям с тем, чтобы они начали выпуск игрушек на тему военного флота. И примерно через 15 лет идея необходимости построения флота завладела общественным сознанием немцев и была с успехом воплощена.

По мнению Антонины Цицулиной, от того, с какими игрушками общается ребенок, часто зависит развитие его дарований и умений, то есть, по большому счету, его будущее. Вместе с тем новинки, появляющиеся на этом рынке, как в зеркале отражают и некоторые проблемы общества. Например, потрясающая популярность интерактивных игрушек в последнее время свидетельствует не только о развитии техники и электроники, но и о демографических проблемах в развитых странах – один ребенок в семье обделен в общении, поэтому для него придумываются говорящие “заменители” братьев и сестер.

Однако это проблемы, скорее, промышленно развитых государств, где вопросы качества и безопасности товаров для детей решаются более успешно, чем в нашей стране. В России же в целом, и в Татарстане в частности, сегодня наблюдаются следующие тенденции. Рынок детских товаров, произведенных в азиатских странах, к качеству которых на протяжении ряда лет предъявлялись серьезные претензии, начинает потихоньку уменьшаться, уступая западному и отчасти отечественному производителям. Однако происходит это неравномерно. Качественные и безопасные, а соответственно, более дорогие детские товары могут позволить себе, как правило, жители преуспевающих регионов или городов-мегаполисов, в то время как население плохо развитых субъектов вынуждено ориентироваться на более дешевые, а значит не гарантирующие качества изделия. Есть разница и по географическому принципу – к востоку от Урала доля азиатских товаров традиционно выше, чем в европейской части страны.

На семинаре подчеркивалось, что качество и безопасность товаров для детей в состоянии обеспечить сегодня прежде всего крупные торговые сети, которые работают с надежными поставщиками, давно и прочно зарекомендовавшими себя не только в России, но и в развитых странах.

Если же проанализировать наш рынок торговли детскими товарами, то, по признанию специалистов, ведущее место на нем сейчас занимает сеть “Детский мир”, насчитывающая уже 110 магазинов в 56 городах РФ и на Украине и продолжающая динамично развиваться. “Детский мир” вошел в первую тройку самых быстрорастущих компаний в секторе потребительских услуг отечественного рынка. В Татарстане “Детский мир” представлен двумя магазинами в Казани и одним в Набережных Челнах. В планах менеджмента компании – открытие еще одного магазина в Альметьевске.

Как подчеркнул в ходе семинара руководитель группы компаний “Детский мир” Максим Ентяков, главным приоритетом для нее являются качество и безопасность товаров. Вся импортируемая продукция имеет сертификат происхождения товара, а также международный сертификат ISO 9001, свидетельствующий о признании организации с точки зрения квалификации.

Вскоре “Детский мир” будет иметь возможность маркировать продаваемый в своей сети товар специальным значком, говорящим о том, что этот продукт удовлетворяет всем национальным и международным требованиям качества. К сожалению, пока на нашем рынке не слишком много компаний, так же педантично подходящих к проблемам качества продукции.

Как отмечалось на семинаре, нет пока равных сети “Детский мир” и по ассортименту товаров, насчитывающему более 70 тысяч наименований.

Однако в целом индустрия детских товаров и игрушек в стране испытывает серьезные трудности. Если в развитых странах производителям подобной продукции предоставляются всевозможные льготы, в том числе и финансового плана, то у нас для них существует единственная – 10-процентный налог на добавленную стоимость, да и то получить ее довольно сложно. Крупные сетевые компании помочь производителям тоже не могут даже при всем желании – они нуждаются в слишком большом объеме товара, обеспечить который местные заводы пока не в состоянии.

На встрече особо отмечалось, что СМИ во многом формируют общественное мнение и их представители должны принимать участие в этих обсуждениях. Только через их публикации и передачи общество и государство могут прийти к осознанию того, что производство детской продукции, ее безопасность и качество – это проблемы, важность которых сложно переоценить. И заниматься ими необходимо со всей взрослой ответственностью.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще