Экспортный потенциал, или Поможет ли государство продать за границу отечественную продукцию?

Финансово-экономический кризис 2008 года четко продемонстрировал: те страны, которые не готовы поддерживать национальную экономику, быстро начинают сдавать свои позиции на международном олимпе. В итоге руководители многих государств пересмотрели свои подходы к вопросам поддержки экспорта отечественных товаров.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Финансово-экономический кризис 2008 года четко продемонстрировал: те страны, которые не готовы поддерживать национальную экономику, быстро начинают сдавать свои позиции на международном олимпе. В итоге руководители многих государств пересмотрели свои подходы к вопросам поддержки экспорта отечественных товаров.2

Россия не стала исключением. Об этом шла речь на состоявшемся на днях на базе Казанского вертолетного завода первом заседании Координационного совета по промышленности РФ, образованного в октябре прошлого года «с целью комплексного и системного развития межрегионального сотрудничества в промышленной сфере, реализации государственной политики модернизации и инновационного развития отечественной промышленности и повышения инвестиционной привлекательности регионов» (так значится в документе-положении о совете). В мероприятии, посвященном вопросам развития механизмов комплексной поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, приняли участие и.о. министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Президент Рустам Минниханов, а также представители государственных органов власти и руководители крупных предприятий двенадцати регионов, вошедших в совет, и субъектов Федерации, имеющих намерения вступить в эту структуру.

Ликбез для промышленников

Денис Мантуров констатировал:

– Сегодня тема поддержки экспортного потенциала наших предприятий весьма актуальна. Тем более в свете вхождения России, по сути, в новую для нас эпоху – во Всемирную торговую организацию. И промышленники должны быть готовы к условиям, предъявляемым ВТО. Правительству РФ совместно с регионами предстоит выработать меры государственной поддержки отечественной промышленности, которые обеспечат конкурентоспособность нашей продукции.

И.о. главы федерального Минпромторга заметил, что многие российские предприятия почему-то не используют существующие инструменты государственной помощи в сфере экспорта. Возможно, эти компании не догадываются о наличии таковых?.. Председатель правления государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка (РЭИБ) Николай Гаврилов рассказал о современных методах поддержки экспорта.

Господин Гаврилов отметил, что с наименьшими потерями из кризиса вышли те государства, которые имели два базовых института поддержки экспорта, – это экспортно-импортный банк, обеспечивающий фондирование сделок, их долгосрочное финансирование, а также страховое агентство, которое страхует экспортные кредиты и контракты. Такие организации были созданы в Бразилии, Германии, других странах. В аналогичном направлении идет и Россия.

Начиная с 2005 года наше государство ежегодно предусматривает в своем бюджете два – три миллиарда долларов на предоставление госгарантий для получения кредитов в РЭИБ на экспортные операции. По словам Гаврилова, за прошедший период этот банк реализовал более ста проектов по экспорту отечественных продуктов, оформив госгарантии на сумму свыше полутора миллиардов долларов. И посредством услуг данной организации российские товары были поставлены в пятьдесят стран, в том числе в такие, казалось бы, «неблагонадежные», как Куба, Ангола, Эквадор.

– Мы работаем с предприятиями практически всех отраслей, их продукция определена специальным постановлением Правительства РФ, – заметил Николай Гаврилов. – Поскольку наше учреждение является инструментом государственной промышленной политики, то оно предоставляет промышленникам долгосрочные экспортные кредиты по лояльным процентным ставкам, дает гарантии на возврат авансовых платежей и так далее. И вообще, во всем мире к эксимбанкам предприятия обращаются в том случае, когда коммерческие кредитные организации им помочь не могут. То есть государство берет на себя решение тех вопросов, которыми частный сектор обременять себя не хочет… Сроки предоставления госгарантий зависят от вида поставляемой продукции и соответствуют тем, что действуют в странах Евросоюза, – от пяти до двадцати лет.

Новому кораблю…

В ноябре минувшего года увидело свет постановление Правительства РФ №964 «Правила осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков». Этот документ был принят вдогонку созданному месяцем ранее ОАО «Российское агентство страхования экспортных кредитов и инвестиций», председателем совета директоров которого был назначен первый вице-премьер России Игорь Шувалов. А генеральным директором – Петр Фрадков.

В Казани, на первом заседании Координационного совета по промышленности РФ, состоялась первая публичная презентация новой структуры.

– Прошли те времена, когда государство оказывало помощь тонущим предприятиям, сейчас мы поддерживаем дееспособные компании, выпускающие качественный продукт, – заявил Петр Фрадков. – Уставной капитал агентства сформирован в размере 30 млрд. рублей, что на сегодня является достаточной суммой, чтобы брать на себя обязательства по страхованию предпринимательских и политических рисков. А именно такие риски являются камнем преткновения для выхода отечественного экспортера за рубеж.

Поскольку это агентство было сформировано уже после утверждения федерального бюджета на 2012 год, то в мае текущего года планируется внести в бюджетное законодательство поправки, касающиеся соответствующих госгарантий. Результатом принятой новой организацией трехлетней стратегии должно стать страхование экспортеров на сумму в 300 млрд. рублей. Но Фрадков задал себе более высокую планку – к концу 2014 года предоставить 3,3 тысячи экспортерам страховые полисы на 500 млрд. рублей.

Как сообщил гендиректор агентства, принципиальное нововведение заключается в том, что клиентом данной организации может быть и иностранный резидент, поскольку многие межгосударственные предприятия проводят лизинговые операции через зарубежные компании.

На данный момент Российским агентством страхования экспортных кредитов и инвестиций выдано шесть полисов под реализацию промышленных проектов в Индии, Вьетнаме, Колумбии, Китае.

Потенциал потенциалом, а проблемы нужно решать

Не случайно первое заседание Координационного совета по промышленности РФ прошло именно в Казани – республика ставит перед собой весьма амбициозные задачи, обозначенные в программе социально-экономического развития РТ. К примеру, к 2016 году планируется увеличить объем промышленного производства до двух триллионов рублей (по итогам 2011 года этот показатель составил 1,2 трлн. рублей), почти в два раза повысить производительность труда, нарастить долю инновационной продукции с 18 до 30 процентов.

– В Татарстане большое внимание уделяется инновационному развитию промышленности, – отметил в своем докладе глава Минпромторга РТ Равиль Зарипов. – В прошлом году благодаря существенной поддержке Министерства промышленности и торговли России предприятиями машиностроения республики реализованы важные проекты. Например, КамАЗ освоил новые семейства автомобилей; Казанский вертолетный завод модернизировал вертолет Ми-17В-5; компании «АЛНАС» и «ЕлАЗ» выпустили современное оборудование для нефтегазодобычи; Зеленодольский завод имени Серго (POZIS) разработал очередной вид холодильного медицинского оборудования; в рамках X Международного инвестиционного форума в Сочи было презентовано скоростное пассажирское судно проекта А145 Зеленодольского завода имени Горького…

По словам министра, продвижению качественных татарстанских товаров за пределы республики способствует активная внешнеэкономическая деятельность предприятий. В 2011 году внешнеторговый оборот Татарстана составил 26 млрд. долларов США, что на 37 процентов больше, нежели в 2010-м. Опыт акционерных обществ «КамАЗ», «КВЗ», «Завод имени Горького», «Казанькомпрессормаш» и других, успешно работающих на внешних рынках, показывает достаточно высокий экспортный потенциал наших промышленников.

– В то же время на многих предприятиях существуют определенные проблемы, – признался Равиль Зарипов. – Производительность труда по сравнению с развитыми европейскими странами значительно ниже; высокая степень износа оборудования; неэффективное использование имеющихся производственных мощностей и земельных участков; ненадлежащий уровень качества продукции; несовершенство механизма подготовки кадров с учетом потребностей реального сектора экономики; недостаточное использование современных управленческих технологий. Эти проблемы характерны для многих российских компаний и особенно обостряются с учетом вступления нашей страны в ВТО. В республике их решению уделяется большое внимание – выполняются программы энергоресурсосбережения, управления качеством, развития ERP-систем и 3D-проектирования, внедряются инструменты бережливого производства и кластерный подход в подготовке компетентных специалистов…

О перевозчиках и провальном проекте

В завершение мероприятия Денис Мантуров предложил присутствующим высказаться по вопросам экспорта местных товаров.

– Это очень острая проблема, – первым на предложение и.о. министра отреагировал генеральный директор компании «POZIS» Радик Хасанов. – В прошлом году 15 процентов нашей холодильной техники поставлялось на экспорт. К сожалению, по итогам двух месяцев нынешнего года экспорт составил 70 процентов к аналогичному периоду 2011-го. И вовсе не из-за того, что мы не умеем продавать. А в основном из-за непонятного реформирования железнодорожных перевозок. Тарифы искусственно увеличились на 20-25 процентов без улучшения качества обслуживания. Также повышаются тарифы на международные автомобильные перевозки. Кроме того, в России на четыре-пять месяцев в году закрывают автодороги: в снегопад – закрывают, снег начинает таять – закрывают, температура ниже 25-30 градусов – закрывают. Когда же делать бизнес?

– Я как раз недавно общался с нашими автоперевозчиками, которые тоже сетуют на то, что на четыре месяца в году закрываются дороги, – поддержал гендиректора Рустам Минниханов. – Абсурд, конечно. А у нас 3,5 тысячи грузовых машин… С кого спрашивать – не знаю. Из Нижнекамска в Москву и обратно сгонять – нужно миллион рублей отдать. Это же невозможно. Бриллианты будешь возить – и то дорого… Следует подготовить соответствующие обращения в Министерство транспорта РФ и компанию «Российские железные дороги».

Интересная дискуссия развернулась под занавес заседания. Денис Мантуров спросил у начальника управления промышленности Кировской области Николая Меркушева, как продвигается создание технопарка в Вятских Полянах. Меркушев сообщил, что технопарк решено построить практически в чистом поле на площади сто гектаров, сейчас ведется поиск инвесторов, и на этот проект предусмотрено 500 млн. рублей.

– Вы ничего не сделаете на эти деньги, разве что дорогу проложите или площадку забором обнесете, – отреагировал на сообщение Президент Татарстана. – Просто вы деньги зароете. Чтобы построить технопарк с нуля, нужно средств в несколько раз больше. Сразу говорю – провальный проект. Вы мои слова вспомните. У нас большой опыт в этом деле. Технопарки нужно строить на высвобожденных площадях заводов, как казанский технополис «Химград». К тому же любой технопарк должен иметь резидентов и якорное предприятие, которое будет отдавать им на аутсорсинг некоторые производства. Отличный пример – взаимодействие КамАЗа с камским индустриальным парком «Мастер». Лучше вы там вещевой рынок сделайте – тоже хороший бизнес. Я это из лучших побуждений говорю…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще