Взаимная помощь водителей – понятие, давно перешедшее из разряда моральных правил в необходимое условие передвижения по дорогам. Сегодня помог ты, завтра выручат тебя. А иногда не просто выручат – спасут. Думаю, оценить внимательное отношение коллег по трассе несложно. Покукуешь полчаса на зимней обочине возле своего “забастовавшего” авто, так первый остановившийся на твой призыв покажется если не ангелом, то как минимум родным человеком.
И все же невесть почему заглохший двигатель машины – еще не самая страшная беда. Куда хуже, если забарахлит твой собственный “мотор”. Тут вся надежда на тех, кто посчитает нужным и, главное, сможет грамотно оказать тебе первую доврачебную помощь на дороге. “Скорая”, конечно, приедет, только в лучшем случае минут через пятнадцать. А что такое четверть часа в предынфарктном состоянии или при артериальном кровотечении, рассказывать, пожалуй, не нужно никому.
Так вот статистика показывает, что техническое содействие терпящему бедствие на дороге оказывает (или пытается оказать) каждый пятый автомобилист, тогда как по медицинской части способен помочь лишь каждый десятый. Причем мы говорим вовсе не о сложнейших случаях – допустим, извлечении пострадавшего с переломом позвоночника из покореженной машины. Тут действительно лучше подождать “скорую”, если нет угрозы пожара или взрыва автомобиля. А вот для того, чтобы перевязать рану, дать при сердечном приступе таблетку нитроглицерина, специальных медицинских познаний не требуется. Нужно только желание помочь и – наличие простейших медикаментов, которые обязательно должны быть в автомобильной аптечке.
Аптечка сегодня есть у каждого водителя, это определено законом. Не имея таковой, автовладелец просто не сможет получить талон о прохождении обязательного технического осмотра. А вот как каждый их них заботится о содержимом автоаптечки между техосмотрами?
Проконтролировать это решили сотрудники Росздравнадзора по РТ во время рейда, проведенного на днях. Заодно было решено задать водителям несколько элементарных вопросов на предмет оказания первой медицинской помощи. Ничего особенного, практически все эти вопросы включены в список предлагаемых для сдачи правил дорожного движения для получения водительского удостоверения. Вот только для некоторых водителей простейшая медицинская задачка оказалась неразрешимой.
…Утро. Машины в направлении поселка Залесный идут сплошным потоком. Выбор сотрудника ГИБДД, дежурившего на КПМ “Закат” и останавливающего претендентов на проверку по просьбе работников Росздравнадзора, пал на одну из них – грузовую “Газель”. Все документы у Александра (так зовут водителя) оказались в полном порядке. Как, впрочем, и автоаптечка. На вопросы медиков он ответил четко и без запинки – главный специалист Росздравнадзора Альберт Валиев подивился таким познаниям.
– А медицинскую помощь при ДТП вам оказывать приходилось? – спросил он Александра.
– Только однажды, – ответил водитель. – Да и не в ДТП. Просто парня побили, он на дороге меня остановил. Ну, промыли ему рану, перебинтовали.
– Наконец-то наши водители перестали на авось рассчитывать, – порадовались медики. – Ведь чего только не случается, тут взаимопомощь – первое дело…
Как выяснилось, порадовались рано. Сначала нам пришлось долго ждать, пока обладатель потрепанной “Нивы” “выкопает” аптечку из-под завала в багажнике. Нашел наконец. Но вот годным к употреблению из всех медицинских причиндалов оказался только… кровоостанавливающий жгут. А все медикаменты можно было выбросить – срок годности самого “молодого” из них истек в 1999 году.
– Ну хоть анальгин бы поменяли, – заметила я. – У вас что, никогда голова не болела?
– Не-а, – жизнерадостно заявил автовладелец.
– А если заболит?
– Голова? – удивился он. – Вряд ли. Если только с похмелья. Но я тогда за руль не сажусь.
Попытались зайти с другой стороны.
– Но ведь на станции техосмотра аптечку проверяют – как же вас упустили?
– А я на техосмотр ее у соседа беру, у него всегда новая.
Про медпомощь и спрашивать страшно – а вдруг он кого-то уже “лечил” лекарствами из своей допотопной аптечки?
– Не-а, – успокоил он. – Я никого не лечу. Не мое дело, пусть врачи лечат.
Вот и поговори с таким…
У водителя еще одной “Газели” аптечки вообще не оказалось. Этому штраф придется уплатить. Конечно, сто рублей по нынешним временам – не большие деньги, но если на каждом посту проверять будут, даже стольников не напасешься.
Проверив еще с десяток автомобилей, сделали выводы. Самыми грамотными по медицинской части оказались водители – дальнобойщики. Логично было предположить, что достойную конкуренцию им должны составить водители общественного транспорта. Но вот шофер рейсового “Нефаза”, например, сказал, что это не его дело, а в салоне автобуса в пиковом случае всегда найдется хоть один знающий пассажир.
И все же далеко не все водители по сумме знаний и отношению к аптечке подобны водителю белой “Нивы”. Подавляющее часть их вполне прилично разбираются в приемах первой доврачебной помощи. Практически все ответили на вопрос, как отличить венозное кровотечение от артериального пояснили, что кровоостанавливающий жгут в первом случае накладывают ниже раны, а во втором – выше. И с шиной при переломе рук-ног сориентируются, и где пульс искать, знают.
А вот с лекарствами сложнее. Во-первых, редко кто действительно выбрасывает просроченные медикаменты, заменяя их новыми. Как обзавелся аптечкой при покупке машины, так и ладно. Один из тестируемых – владелец джипа “Мицубиси” так и сказал: “Я аптечку только вместе с машиной меняю”.
Во-вторых, даже в столь скромном ассортименте народ ориентируется слабо. Например, в качестве средства при сердечном приступе все единодушно предложили валидол. А ведь куда действеннее нитроглицерин. В каком случае нужно применить хладопакет, вообще никто не сообразил. Правда, применение этому средству, если оно полежало в жаре и совершенно раскисло, не найдет и профессиональный врач. Какими соображениями руководствовался Минздрав, внося в список автоаптечки хладопакет, сказать трудно: зимой вместо него с успехом можно использовать снег, а летом он быстро выходит из строя. Да и вообще ассортимент автоаптечки давно пора пересматривать.
Теперь несколько полезных советов по применению существующей аптечки. По словам Альберта Валиева, хранить ее нужно не на прогреваемой задней полке автомобиля и не возле горячего двигателя в ногах пассажира переднего сиденья. Лучшее место для автоаптечки – в багажнике, но так, чтобы при необходимости ее легко можно было достать. И хотя бы раз в год проверять, не закончился ли срок годности имеющихся в ней лекарств. Желательно время от времени освежать медицинские познания, хотя бы перечитывая инструкцию к автоаптечке.
Приемы нехитрые, но вполне возможно, что с их помощью можно спасти чью-то жизнь. По статистике, последствия восьмидесяти процентов аварий и внезапных случаев ухудшения здоровья на дороге оказались бы гораздо легче, если бы пострадавшему вовремя и правильно оказали первую доврачебную помощь.