Иначе двести лет театральной истории могут превратиться в пыль
Большая группа деятелей культуры и искусства Татарстана подписала обращение к Президенту республики, в котором, в частности, говорится: «В наши дни, когда общество с тревогой наблюдает за состоянием культуры, никакие затраты не могут быть высокими во имя обеспечения духовного здоровья нации. Имея в виду именно эту благую цель, просим вас решить вопрос о создании в Казани музея театральной и музыкальной культуры».
«В Казани достаточно старинных особняков и усадеб, которые уже многие годы стоят с заколоченными окнами, – отмечается далее в обращении. – В качестве примера можно привести угловой дом № 3 по улице Лобачевского. На этом доме висит мемориальная доска, сообщающая, что здесь в 1897-99 гг. жил великий артист В.И.Качалов, тут была гостиница, в которой останавливались многие актеры. Где, как не здесь, мог бы располагаться Казанский государственный музей театрального и музыкального искусства?»
В числе подписавших обращение – председатель Союза театральных деятелей РТ, главный режиссер ТГАТ им.Г.Камала Фарид Бикчантаев, директор Института истории им. Ш. Марджани АН РТ академик Рафаиль Хакимов, главный режиссер Татарского театра драмы и комедии им. К.Тинчурина Рашид Загидуллин, народные артисты России и Татарстана Нинель Юлтыева, Зиля Сунгатуллина, Ринат Тазетдинов, Вадим Кешнер и другие.
В казанских театральных кругах о необходимости такого музея говорят давно – как минимум лет тридцать. Неоднократно этот вопрос обсуждался на коллегиях Министерства культуры, на конференциях музейного сообщества, но дальше разговоров дело так и не сдвинулось.
Прокомментировать ситуацию, сложившуюся с театральным наследием республики, мы попросили заслуженного деятеля искусств РТ, заведующего музеем Казанского БДТ им. В.И.Качалова Юрия Благова, чья подпись также стоит под обращением.
– Юрий Алексеевич, чем вызвана такая настойчивость? Ведь во многих театрах есть свои небольшие музеи и такие же энтузиасты, как вы, которые не только знают театральную историю, но и по мере сил приобщают к ней молодое поколение.
– Необходимость создания именно государственного музея театральной и музыкальной культуры диктуется несколькими причинами. И первая из них – обеспечение сохранности театрального наследия. Собранные ныне в наших академических театрах коллекции, включающие в себя в общей сложности около 100 тысяч единиц хранения, содержатся в условиях, не соответствующих элементарным требованиям, – в помещениях с повышенной температурой и пониженной влажностью, при отсутствии специального оборудования для хранения музейных предметов. И самое главное – их сохранность не обеспечивается никаким правовым статусом. Эти коллекции не могут быть включены в балансовую ведомость театров, поскольку не являются производственными фондами, за их утрату практически никто не несет ответственности. С другой стороны, они не могут быть включены в Музейный фонд Российской Федерации и взяты, таким образом, на государственную охрану, поскольку закон о Музейном фонде РФ на ведомственные музеи не распространяется.
Вот и получается, что сохранность этих уникальных по своему составу коллекций целиком и полностью зависит исключительно от доброй (или недоброй) воли директоров театров и бескорыстного энтузиазма хранителей притеатральных музеев, одному из которых 80 лет, другому – 75…
– Возможно, многие просто не знают, в чем, собственно, уникальность этих коллекций?
– Приведу только один пример. В музейном собрании Качаловского театра хранится уникальная коллекция афиш, самая ранняя из которых датируется 1837 годом. Много ли сегодня найдется таких раритетов? Здесь же – афиши существовавшего в Казани в 1920-е годы театра «левого» направления – КЭМСТ, Казанского театра юного зрителя, а также Чистопольского, Бугульминского, Елабужского театров. Это коллекция, имеющая всероссийское значение.
В Камаловском и оперном театрах хранятся не менее уникальные материалы. Фотоархивы, эскизы декораций и костюмов, мемориальные вещи, принадлежавшие выдающимся деятелям театрального и музыкального искусства, – все это богатство достойно того, чтобы быть представленным широкой публике как свидетельство славной театральной истории Казани и Татарстана в целом. Сегодня же оно практически недоступно.
И дело не только в том, что театральное наследие является частью общекультурного наследия, достоянием нации, народа и требует бережного отношения. Важно это наследие вернуть к активной жизни, заставить работать на сегодняшний и завтрашний день, чтобы засвидетельствовать перед молодым поколением, что наша культура возникла не на пустом месте, а имеет глубокие корни и традиции, которые отнюдь не утратили своего позитивного значения. В Татарстане сегодня 15 театров, и большинство из них имеет долгую и неповторимую историю.
– Помнится, вы рассказывали, что в Казани какое-то время уже существовал музей театральной истории…
– В формировании самосознания татарского народа именно театр сыграл выдающуюся роль. Не случайно, отмечая в 1926 году двадцатилетие существования
профессионального татарского театра, его основатели задались целью создать специальный музей, где были бы собраны документальные свидетельства зарождения и становления татарского театрального искусства. И такой музей был открыт! Он просуществовал до 1941 года – с началом войны помещение музея пришлось отдать под нужды эвакопункта.
В послевоенные годы театры вернулись к идее создания музея. Но все пришлось начинать сначала. Снова собирались и накапливались материалы по истории театра: уходившие на пенсию актеры с трепетом и надеждой несли свои архивы и памятные реликвии. Но сколько было утрачено! В театрах проводился ремонт, музейные экспонаты перебрасывались с места на место, терялись, приходили в негодность… Родственники ушедших из жизни актеров не желали передавать хранившиеся у них памятные вещи бесплатно, денег же на приобретение предметов, абсолютно не нужных для производства, у театров не было. Тем ценнее сегодня то, что все-таки удалось сохранить. Но дальнейшая судьба этих фондов требует вмешательства государства.
Театральные музеи существуют ныне во всех крупнейших городах мира. Достаточно много их и в России, в частности в Москве, Петербурге, Астрахани, Пензе, Владикавказе, Перми. Даже такой сравнительно небольшой город, как Вышний Волочок, открыл недавно театральный музей. В Казани же на сегодняшний день нет музея, который представлял бы историю культурного развития города и края в ее целостности и многообразии, знакомил бы молодое поколение с деятелями нашей культуры, многие из которых сыграли выдающуюся роль не только в казанской, но и общероссийской истории.
Наконец, в наши дни все активнее набирает обороты культурный туризм. Он становится важной статьей бюджета. Казань готовится встретить не только участников, но и десятки тысяч гостей Универсиады-2013, мирового футбольного первенства. Естественно, что гости будут знакомиться с городом, с его историей и культурой. И театральный музей тоже мог бы сыграть свою роль в плане привлечения туристов.
Наследие писателей хранится в библиотеках, наследие художников – в картинных галереях, наследие композиторов звучит в концертных залах. И лишь театральное наследие – самое хрупкое и недолговечное, хранимое преимущественно в памяти зрителей, – не имеет достойного пристанища. Безусловно, организация музея – дело хлопотное и затратное. Но эти затраты окупятся. И материально, и, главное, духовно.
Рамзия Такташ, заслуженный деятель искусств РТ, главный хранитель музейных фондов ТГАТОБ
им. М.Джалиля:
«Действительно, в наших условиях сохранить музейные фонды невозможно. К примеру, у меня хранится афиша первого представления первой татарской оперы «Сания». Но до нее страшно дотрагиваться, она рассыпается в руках! Когда начался ремонт в оперном театре, нам пришлось костюмы переправить временно в ДК им. X-летия ТАССР. Но у них там протекла крыша, все наши костюмы промокли, заплесневели, начали гнить. Пришлось их выбросить. Большие живописные портреты мы передали на хранение в Музей изобразительных искусств и пока не забираем оттуда, потому что у нас негде их хранить. Создавать музей нужно незамедлительно, иначе все может пропасть…»