Настольной книгой руководителей муниципалитетов на ближайшие месяцы должен стать Градостроительный кодекс. Этому есть ряд серьезных причин.
Например, с 1 января 2010 года обретает практическую силу статья ГК, которая запрещает любое строительство муниципальному образованию, не имеющему своей схемы территориального развития. Об этом и других аспектах реализации программ социально-экономического развития России в целом и Татарстана – в частности говорилось на днях в Министерстве экономики РТ.
Совещание, на котором обсуждался территориальный раздел “Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года”, в режиме видеоконференции провел заместитель министра экономики Рашат Фаттахов.
Объективно эта долгосрочная программа является одной из самых масштабных в Татарстане за последнее время. Сегодня этот проект, который разрабатывался вкупе со многими научными учреждениями, муниципалитетами, различными министерствами и ведомствами, находится на стадии доработки и уточнения заложенных в нем параметров, и понятно, насколько важна здесь информация с мест. Рашат Фаттахов напомнил: муниципальные образования, которые как участники программы при подготовке документа были объединены в условные экономические районы – северный, нефтяной, южный, центральный, западный, камский и казанский, – должны были представить прогнозные проекты развития собственных территорий.
Как выяснилось, с задачей не вполне справились южный и западный экономические “округа”, куда, к примеру, входят Аксубаевский, Алексеевский, Алькеевский, Апастовский, Буинский муниципальные районы, представителей которых и пригласили к участию в видеосовещании.
– К сожалению, ни министерство, ни тем более Правительство республики не удовлетворены теми показателями, которые заложены в прогнозах, представленных некоторыми муниципалитетами, особенно в части их инвестиционной деятельности. Поэтому принято решение: на местах еще раз должны рассчитать основные экономические показатели вплоть до 2020 года, – обратился к участникам совещания заместитель министра. Он отметил и такой факт: выяснилось, что, например, крупные юридические лица нужные данные представили, а вот добиться прогнозных величин от предприятий малого и среднего бизнеса оказалось намного труднее.
Вообще, в целом, по словам Рашата Фаттахова, проектов с государственным “уклоном”, грамотных, с хорошо просчитанным экономическим эффектом пока немного. Хотя есть и положительные примеры: по всем показателям две территории – Казанский муниципальный городской округ и Камский экономический район попали в “зону” опережающего развития.
Времени у муниципалитетов на устранение недостатков остается немного. Сегодня, по словам Рашата Фаттахова, на уровне российского Правительства фактически завершается работа над такими стратегическими документами, как Концепция стратегии долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года и Концепция совершенствования региональной политики РФ.
– Цель этих проектов – прежде всего определить долгосрочные ориентиры социально-экономического развития страны. Предложений ждут от каждого участника данных программ, то есть от всех регионов России. И от активной работы на местах зависит, как достойно здесь будет представлена наша республика, – подчеркнул заместитель министра.
На очереди и другой долго-срочный документ – схема территориального развития России, в которой согласно Градостроительному кодексу будут представлены ориентиры пространственного развития страны. Такая работа в отдельных федеральных министерствах ведется, в том числе в региональном “разрезе”.
– Аналогичные документы должны быть разработаны и на муниципальном уровне, иначе при отсутствии такой схемы с 1 января 2010 года вы по закону не будете иметь права что-либо строить на своей территории, – предупредил Рашат Фаттахов.