В воскресенье, 10 августа, – День строителя. В канун этого профессионального праздника, который широко отмечается по всей России с 1956 года, мы публикуем ответы на вопросы, заданные нашими читателями в ходе состоявшейся на днях в редакции “РТ” “прямой связи” с человеком, разбирающимся во всех тонкостях строительного дела. Это начальник Инспекции государственного строительного надзора Татарстана Раис Мубаракшин.
Дисциплины ради…
Первым позвонил на “прямую связь” работник компании “Газпром трансгаз Казань”, который представился Рустемом Галимовым.
– Добрый день, Раис Хасанович. На нашем предприятии поговаривают, что контролировать строительство объектов газового хозяйства теперь будет Госстройнадзор. Так ли это?
– Именно так. Помимо контроля за качеством строительно-монтажных работ, чем традиционно занималась наша структура, в нынешнем году федеральным центром нам переданы функции по надзору за пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасностью, в сфере дорожного строительства. И буквально с 1 июля постановлением Правительства РФ Госстройнадзору переданы новые полномочия – надзор за газораспределительными системами (ГРС), электрохозяйством и тепловыми станциями. То есть объем работ существенно вырос. К примеру, по данным ООО “Газпром трансгаз Казань”, только объектов ГРС в республике в прошлом году насчитывалось 1300.
– Раньше эти вопросы курировал Ростехнадзор. Что же будет с теми объектами, которые сейчас находятся в стадии строительства?
– Премьер-министр Рустам Минниханов согласился с нашим предложением – пока сохранить систему приемки объектов в эксплуатацию, которая была до 1 июля этого года. Так что по строящимся сетям будем взаимодействовать с Ростехнадзором.
– А чем будет заниматься Ростехнадзор?
– Для него статьей 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены особо опасные, технически сложные и уникальные объекты атомной промышленности, нефтепереработки, электрохозяйства с напряжением выше 330 киловольт, газораспределительных систем с давлением свыше 1,6 мегапаскалей.
– Все-таки непонятно, зачем нужно было в одной структуре аккумулировать столько направлений, которыми раньше занимались другие контролирующие органы?
– Понимаете, контролирующих органов стало так много, что зачастую их функции дублируются. И сегодня в системе надзора и контроля наводится определенный порядок, чтобы была более серьезная градостроительная дисциплина. Конечно, вначале Госстройнадзору будет очень сложно, но Правительством республики определен для нас переходный период – до 1 января 2009 года. Думаю, за это время мы адаптируемся к новому объему работ.
Вместе – за безопасное жилье!
У населения Госстройнадзор ассоциируется прежде всего с контролем за строительством жилья. Жительницу Казани Рушанию Махмутову интересуют масштабные вопросы:
– Какие сегодня принимаются меры для улучшения качества возводимого жилья? Как боретесь с бракоделами?
– Судя по тем письмам, которые мы получаем от населения, граждане становятся все более грамотными в сфере строительства – часто ссылаются на СНиПы, различные законодательные акты. И это очень хорошо, ведь мы сообща должны строить безопасное жилье. Люди хотят покупать такие квартиры, которые прослужат долго и надежно. Поэтому Госстройнадзор привлекает граждан к процедуре приемки жилого дома в эксплуатацию. Сначала каждый собственник осматривает свою квартиру, проверяет, насколько хорошо открываются оконные блоки, качественно ли выполнены в помещениях штукатурные работы и так далее. И если все в порядке, подписывает акт приемки своих квартир. После того, как в аналогичном документе поставит свой “автограф” каждый дольщик, председатель товарищества собственников жилья участвует в подписании акта итоговой проверки. Но в случае выявления каких-либо недоделок до их устранения представители ТСЖ и Госстройнадзора этот документ не подпишут. Следовательно, заказчик не получит заключение о соответствии построенного объекта проектной документации и техническим регламентам.
А вообще надзор осуществляется с момента получения нами от застройщика проектной документации и разрешения на строительство, которые по закону он должен предоставить за семь дней до начала работ. В программу надзора включаются такие стадии, как земляные и фундаментные работы, поэтажный каркас, инженерные сети и оборудование, затем объект в целом. И на каждом этапе строительно-монтажных работ мы составляем акт проверки. Если, допустим, фундамент выполнен некачественно, в первую очередь заставляем строительную компанию сделать его в соответствии с проектом. Выдаем предписание о приостановке строительства, и пока не устранят выявленный брак, дальше продолжить работу компания не сможет.
За шесть месяцев текущего года за строительный брак по республике взыскано штрафов на 41 миллион рублей. Это достаточно серьезное наказание, которое сильно дисциплинирует. Раньше штрафы исчислялись десятью тысячами, и любому застройщику было выгоднее заплатить их и продолжать работать, ведь впереди – огромная прибыль. Сегодня же за работу без разрешения на строительство штраф составляет для юридических лиц от 500 тысяч до одного миллиона рублей. И руководители предприятий уже задумываются о том, что за нарушения и прогореть можно. Кроме того, мы вправе через суд остановить строительство на 90 суток, а это – потеря и времени, и будущей прибыли. То есть фактически крах…
Очередной звонок – на проводе Валентин Семенякин.
– Я хотел заключить договор о долевом строительстве жилья с одной из казанских фирм. Но у меня непременное условие – квартира должна быть с “черновой” отделкой, поскольку мне хочется обустроить ее по своему вкусу. Однако мне посоветовали сделать выбор в пользу “чистовой” отделки, дав понять, что якобы “черновая” будет запрещена. Правда ли это?
– Отчасти да. Дело в том, что после сдачи дома “по-черному” жильцы начинают самовольно перепланировать и переоснащать квартиры, то есть изменяют проектные решения, устанавливают несоответствующие радиаторы, подключают обогрев полов и так далее. Для того и создана система проектирования, чтобы строительные нормы и правила были неукоснительно соблюдены. Игнорирование их может привести к печальным последствиям.
Вопрос отделки жилых помещений сегодня стоит очень остро. На недавнем заседании Правительства министр строительства, архитектуры и ЖКХ Марат Хуснуллин предложил с 1 января 2009 года запретить так называемую “черновую” отделку. И Премьер-министр его поддержал.
Но казанские власти считают, что такое решение может очень серьезно ударить по объему вводимых квадратных метров. В настоящее время подготовлен проект постановления Кабинета Министров РТ, где оговорен минимально необходимый перечень отделочных работ, который позволяет передать дольщику квартиру, соответствующую требованиям СНиПов. К примеру, изначально там должна быть установлена газовая плита, в санузлах профессионалами сделана герметизация полов и прочее.
Пользуясь случаем, хочу предупредить татарстанцев, что любые перепланировки без согласования с проектной организацией запрещены. Граждане, нарушившие законодательство, в соответствии с Административным кодексом будут оштрафованы на 500-1000 рублей. Деньги небольшие, однако в такой ситуации нарушитель не получит документов, необходимых для регистрации собственности. При регистрации гражданин должен предоставить паспорт БТИ, который может быть выдан только в случае, если жилье соответствует проекту. Гражданин, не узаконивший перепланировку, не сможет при необходимости продать свою квартиру. В общем, создаст сам себе большие проблемы…
Как выяснилось, тема перепланировки жилья актуальна для татарстанцев, желающих сделать свои квартиры более комфортными для проживания. К начальнику Госстройнадзора обращается пенсионерка Елена Васильевна Зинина.
– Мы с семьей уже более 40 лет проживаем в “хрущевке”. Изначально в таких домах не было предусмотрено остекления балконов. Сейчас многие жители сделали это. У нас обычный балкон, не лоджия, и мы просто застеклили его, не утепляя каркас. Относится ли это к перепланировке?
– На мой взгляд, нужно упорядочить процесс застекления балконов и лоджий. К сожалению, люди делают это хаотично – кто во что горазд. В итоге фасады таких домов отнюдь не украшают наш город. Думаю, уже в ближайшем будущем данным вопросом займется Жилищная инспекция, которая будет выдавать товариществам собственников жилья предписания о необходимости выполнить застекление в однообразном стиле. А проектные организации позаботятся о безопасности конструкций.
– Но ведь в “хрущевках” проживают не самые богатые люди. И выдавать предписания на слом уже существующих конструкций как-то негуманно.
– Впереди – Универсиада-2013, мы же с вами хотим показать гостям, которые приедут из разных стран, красивый город. Сегодня огромные суммы выделяются на проведение капитального ремонта многоквартирного жилого фонда. Наверное, Правительство подумает и о том, как привести в порядок балконы и лоджии. Но и местные органы самоуправления вместе с ТСЖ и гражданами должны подумать об этом.
– Все-таки, нужно ли нам узаконивать застекление балконов?
– Конечно. Вы же хотите быть собственником каждого квадратного метра вашего жилища? А балкон не относится к помещениям общего пользования, он – ваша собственность…
Вопрос с “хрущевками” – дело времени
– Здравствуйте, меня зовут Андрей, я проживаю в Советском районе Казани в классической кирпичной пятиэтажке 1976 года постройки. Раис Хасанович, скажите, пожалуйста, есть какой-то лимит эксплуатации таких зданий? Через сколько лет положено делать их капитальный ремонт?
– Насколько вы знаете, сегодня в стране реализуется программа ликвидации недоремонта многоквартирного жилого фонда, в со-ответствии с которой за четыре года в Татарстане предстоит отремонтировать девять тысяч домов, построенных до 1995 года. Ваш дом вошел в программные списки текущего года?
– Нет, не вошел. А жильцов очень беспокоит, что цементный раствор между кирпичом то ли от старости, то ли по другим причинам начинает осыпаться. Панельные здания все же покрепче…
– В свое время ваш дом принимался в эксплуатацию государственной комиссией, состоящей из представителей заказчика, проектировщика, подрядчика, испытательной лаборатории, где строительные материалы проверялись на соответствие нормативам. Приемочная комиссия подписывала акт, тем самым гарантируя безопасность и надежность этого строения. Если у вас есть определенные опасения по поводу видимой деформации каких-то элементов здания, то совместно с ТСЖ или управляющей компанией можете пригласить экспертную организацию для оценки несущей способности вашего дома. После определения причин деформации уже можно принимать какие-то решения по капитальному ремонту этих конструкций.
– Понятно. Ну ладно, наш дом еще не очень старый. А вот многие мои друзья проживают в “хрущевках”, которые строились как временное жилье. Сейчас большинству из этих домов от сорока и более лет. Понятно, что Лужкову проще сносить такие здания в Москве, где очень дорогая земля, которая востребована инвесторами. У нас, наверное, “хрущевки” простоят до тех пор, пока сами не развалятся.
– Вы затронули достаточно больной вопрос. И усугубляется проблема тем, что зачастую первые этажи “хрущевок” отдаются под офисы, магазины, аптеки и так далее. А это весьма опасно, поскольку предприниматели при обустройстве помещений внедряются в конструктивные элементы уже старых зданий. Например, в одном из таких казанских домов на улице Ершова мы выявили офисы аж четырех фирм, причем выяснилось, что у двух из них нет разрешений на размещение здесь. Информацию о нарушителях федерального законодательства направили в Прокуратуру РТ, кроме того, соответствующее представление ушло в мэрию Казани. Стараемся контролировать ситуацию.
Безусловно, у Лужкова бюджет больше, чем в Татарстане, но мы тоже идем по этому пути. Ведь дома не могут стоять вечно, и у нас земельные площади, которые занимают “хрущевки”, сегодня востребованы. Эти вопросы рассматриваются при разработке градостроительной политики Казани, Набережных Челнов, Альметьевска и других городов. Я уверен, что появятся инвесторы, которые заинтересуются данными участками, и людей из “хрущевок” расселят. Безусловно, для этого потребуется время.
Не дайте себя обмануть
Многие граждане, желающие приобрести квартиры в новостройках, обеспокоены проблемами, возникающими на рынке долевого строительства жилья. И спрашивают у главного государственного инспектора строительного надзора РТ, как обезопасить себя, чтобы не попасть в число обманутых дольщиков?
– Прежде всего поинтересуйтесь, есть ли у застройщика официальное разрешение на строительство, в котором содержатся сведения о прохождении государственной экспертизы проекта и наличии земельного участка под застройку, – говорит Раис Мубаракшин. – Такую информацию можно получить в Госстройнадзоре, в разрешительных отделах муниципальных органов. Запросите у застройщика номер его разрешения и перепроверьте эту информацию в тех органах, которые я перечислил. Прежде чем купить товар, вы же осматриваете его со всех сторон, так ведь? А в данном случае нужно особенно серьезно подойти к этому делу: выяснить историю конкретной компании – что она строила, какие у нее материальные активы, производственная база и так далее. В противном случае список объектов с обманутыми дольщиками может быть пополнен.
Законом, подписанным Президентом Минтимером Шаймиевым, определена система контроля за долевым строительством. Схема такова. Орган местного самоуправления, выдавая предприятию разрешение на строительство, должен выяснить его историю. То есть определить, сможет ли оно построить объект, есть ли у него для этого полный объем финансовых средств и так далее. Надзор за исполнением этих государственных полномочий возложен на нашу структуру. В ближайшие дни мы должны доложить прокурору республики об усилении системы контроля за долевым строительством и о принятых для этого мерах.
– А с пострадавшими дольщиками ситуация разруливается?
– Информация по всем обманутым дольщикам у нас имеется. Вопрос о дальнейшем достраивании таких объектов решается. Инспекция государственного строительного надзора инструментально исследовала часть из них. Допустим, завершили эту работу на Завойского, 17 в Казани, в итоге выявили негативы, которые возникли в связи с затянувшимися сроками строительства. Даны рекомендации, которые необходимо выполнить в случае продолжения работ на объекте уже новым подрядчиком. Например, необходимо устранить дефекты отдельных плит перекрытий. Также есть результаты по Завойского, 9, где выявлены несоответствия выполненных строительно-монтажных работ проекту.
На сегодня в Татарстане долевым способом строятся 682 жилых дома, включая “замороженные” объекты обманутых дольщиков. В высокой степени готовности – 193 здания, из них по социальной ипотеке – 35. Все объекты под контролем. И, надо сказать, градостроительная дисциплина в последнее время повышается, особенно по сравнению с началом двухтысячных годов, когда безнаказанность и возможность получения огромных прибылей порождали преступные нарушения. Но останавливаться на достигнутом нельзя, застройщиков ни в коем случае нельзя расслаблять…
Об Универсиаде, торговых центрах и дорогах
– Здравствуйте, можно задать вопрос Раису Хасановичу?
– Добрый день, я вас слушаю.
– Вас беспокоит Игорь Леонов, предприниматель из Набережных Челнов. Меня вот что интересует. В Казани планируется проведение Универсиады-2013. Какие спортивные объекты уже сегодня можно назвать готовыми, какие строятся, и что еще предстоит сделать?
– Из средств массовой информации вы, наверное, знаете, что комиссия FISU, побывав в Татарстане, уже дала положительную оценку по организации Универсиады-2013. Многие объекты сегодня функционируют, в частности “Татнефть-арена”, другие спортивные комплексы. Началось строительство легкоатлетического манежа, дворца единоборств. В казанском парке Петрова строится легкоатлетический спорткомплекс. Будет возведен еще один футбольный стадион (за банком “Ак барс”). В общем, программа обширная, на которую потребуются значительные капиталовложения и большое число специалистов. Сегодня этот вопрос на контроле Правительства и Минстроя республики.
– А Госстройнадзор может гарантировать, что качество этих объектов будет на мировом уровне? Что мы не ударим лицом в грязь перед иностранцами?
– Ваши опасения понятны. Мы знаем, как серьезно обустраиваются такого ранга соревнования. Функции, переданные федеральным центром органам государственного строительного надзора регионов, значительно расширены. Как я уже говорил в начале “прямой связи”, сегодня мы надзираем за объектом строительства практически по всем направлениям – энергетическому, газовому, тепловому и дорожному хозяйству, ведем контроль за пожарной безопасностью, охраной труда (разве что эскалаторы и лифты не в нашем ведении). Обязанность по вынесению заключений о соответствии построенных объектов техническим регламентам и проектной документации передана Госстройнадзору. То есть сегодня мы осуществляем порядок ведения строительных работ в целом. И, конечно же, будем жестко контролировать качество универсиадных объектов.
– А есть ли отставание от графиков работ?
– На некоторых из них имеется – в связи с недофинансированием, например, это касается дворца единоборств.
– Спасибо за исчерпывающие ответы. Успехов вам.
На линии Виктория Трубачева из Нижнекамска.
– Я слышала, что Госстройнадзор проводил проверку торгово-развлекательных центров и других мест массового скопления народа, связанную с тем, что в некоторых городах республики были случаи частичного обрушения таких зданий. Какие недостатки обнаружены?
– Действительно, есть постановление №225 Правительства РТ об определении надежности и эксплуатационной безопасности зданий с массовым скоплением людей. Эта работа велась на протяжении двух лет. Практически все такие сооружения были проверены с участием проектных институтов, заказчиков и подрядчиков. Выявлена масса нарушений эксплуатационного характера, которые касаются в том числе безопасности несущих конструкций. Выданы предписания балансодержателям данных объектов по устранению нарушений. И на сегодня около 90 процентов этих предписаний выполнены в установленный срок.
– Можете мне по секрету сказать, куда не стоит ходить?
– По секрету вам скажу – я захожу во все помещения. И если пребывание в каких-либо из них опасно, то об этом обязательно сообщаем в правоохранительные органы и принимаем жесткие меры по прекращению эксплуатации таких объектов…
По завершении “прямой связи” с читателями “РТ” задаю свой вопрос:
– В нынешнем году вам переданы функции и по надзору за строительством автодорог. Вы уже приступили к этим обязанностям? Можно рассчитывать, что качество дорог наконец улучшится?
– Да, уже проделан определенный объем работ. Выявлены нарушения обязательных требований при строительстве путепроводов – некачественная укладка асфальтового покрытия и так далее. С Министерством транспорта и дорожного хозяйства подписано соглашение о взаимодействии, и вместе пытаемся навести порядок в дорожной отрасли. В частности, направили информацию Премьер-министру о том, что размер щебеночного основания сегодня по фракционному составу не соответствует проектным значениям. То есть происходит недоукладывание этих материалов практически на 25 процентов. И это одна из причин быстрого разрушения наших дорог. Так что сейчас мы ведем жесткую политику в этой сфере, и к нарушителям будут применяться серьезные меры наказания…