Будучи ребенком, Рашит своеобразно черпал информацию о том или ином предмете. Найдет, например, болтик на дороге и непременно поднесет его к носу, принюхается. С годами такой «исследовательский» подход развил способность, впоследствии пригодившуюся Рашиту Шайхутдинову в его профессиональной сфере.
Своей манерой дегустировать генеральный директор ГУП «ПО Татспиртпром» Шайхутдинов не перестает изумлять бывалых специалистов. Не пригубив напитка, он легко — по запаху — определяет недостающий в нем компонент.
А еще в коллективе, среди родных и друзей Рашит Рахипович слывет оригинальным танцовщиком. Причем и в этом деле у него тоже не было учителей.
…Каждую ночь 12 царевен запирали на девять больших замков в их светлице за девятью коваными дверями. Никто не видел, чтобы девушки выходили из дворца, но наутро их башмачки оказывались стоптанными. Как оказалось, причина была в том, что ночами под воздействием колдовских сил красавицы-царевны танцевали.
Эта сказка из детства вспомнилась в связи с эпизодом, рассказанным мне Рашитом Рахиповичем. Как-то, встречая Новый год, без вмешательства какого-либо волшебства он танцевал четыре часа безостановочно, а в пять утра он был дома, в семь — уже сидел за рулем автомобиля, направляясь в Буинск.
Хотя он и умудрился всего за ночь «износить» свои туфли, однако чувствовал себя легко и бодро. Потому что танец для главы «Татспиртпрома» — это животворный и могучий импульс, помогающий настроиться на нужную созидательную волну.
Будни объединения, по сути представляющего собой целую отрасль, не позволяют его руководителю часто «веселиться и кружиться в танце быстром». Хорошо, что сама жизнь посылает праздники, когда можно посидеть в хорошей компании, отдохнуть.
— Сижу за праздничным столом, вроде все нормально, и вдруг заиграет такая музыка, на которую откликается весь мой организм, — старается передать словами свое удивительное состояние в такие минуты Рашит Рахипович. — Даже неудобно становится: еще никто не танцует, а мои тело, ноги «зовут» танцевать! И я иду.
Мгновенно забываются и должность, и титулы, он всецело оказывается во власти позвавшей его мелодии, испытывая прилив творческого вдохновения, душевного подъема.
Внешне своим телосложением Рашит Шайхутдинов скорее напоминает тяжелоатлета, нежели танцовщика. Но в танце он преображается, становится легок и виртуозен, как «танцор диско».
… В семье Рахипа Бургановича Шайхутдинова никто не тяготел к танцу. Ни он, ни дети не отличались и приверженностью к песне. Как это ни странно, певческий талант матери троих сыновей Сафуры Галлямовны так и остался при ней. Любопытно и то, что когда-то Рашитом Шайхутдиновым была отвергнута сама возможность профессионально заниматься танцами. Он был 15-летним пареньком, когда одна из студенток строительного техникума, где он учился, уговорила его стать ее партнером по студии бальных танцев. Уступив просьбе девушки, Шайхутдинов едва выдержал месяц репетиций.
— Ничего особенного я не нашел в этих занятиях, — вспоминает он. — Меня тогда куда больше интересовал спорт. Увлекался боксом, волейболом, футболом, гирями, штангой, плаванием и другими видами физической закалки. Позже в армии каждое утро по десять километров бегал. И после, уволившись в запас, семь или восемь лет продолжал жить в этом же режиме. А танцевать начал, признаться, случайно…
Французы говорят, что случайность — это резерв Господа Бога. Вот и Рашиту Рахиповичу такая «заначка», похоже, была ниспослана свыше и с дальним прицелом. На одном из коллективных праздников буинского ПМК-123, которым руководил Шайхутдинов, зазывно зазвучал популярный в 80-е годы ритм, и начальник предприятия, влекомый общим весельем, присоединился к танцующим. Его движения получались естественно, сами собой. Вот когда пришло понимание того, что усталость можно снимать танцем.
«Небесный ресурс» помогал поддерживать хорошее самочувствие Рашиту Рахиповичу и с началом его работы в «Татспиртпроме». Проблемы первых лет становления производства и начала реализации, по сути, новой жизненной программы остались обрывками воспоминаний. Зато отлично помнятся первые новогодние праздники. Встреча 1997-го, когда на декабрь уходящего 1996-го Шайхутдинов был сам себе и начальством, и коллективом в одном лице. А вот к наступлению 1998 года на предприятии трудилось уже более 40 человек.
В тот новогодний вечер никто не ожидал, что генеральный директор станет танцевать, с его «выходом» все расступились, освобождая для него площадку. Тогда Шайхутдинов «перетанцевал со всеми женщинами, сколько было».
Коллектив татарстанского спиртпрома давно состоит не из нескольких десятков человек, и нынешние его корпоративные вечера проводятся в больших залах и, как принято, по заготовленным сценариям. Примечательно, что танец директора никогда не включается заранее в программу.
— Но все его ждут, — смеется он, — я тоже жду… «свою» музыку. Душа отзыватся не на всякую. По-моему, музыка должна ласкать не только слух, но и сознание… Конечно, теперь невозможно станцевать с каждой сотрудницей — так их много, но уделяю внимание всем участникам праздника. Ведь, танцуя быстрый танец, люди становятся в круг. Вот я и танцую в одном кругу, потом в другом и так далее.
Такой «подход» никем не воспринимается, как некое снисхождение большого начальника до простых смертных. Танцуя рядом со своим руководителем, сотрудники заряжаются энергией оптимизма, уверенностью в настоящем и будущем компании, в которой они трудятся.
Рашит Рахипович танцует как умеет. В рисунке его движений при исполнении татарского, цыганского, украинского, русского и других народных танцев не надо искать какие-то профессиональные па. Он всякий раз танцует по-новому, так, как откликается на музыку душа, придавая пластичность движениям.
Что характерно, интерес к танцу ощутим и в стиле работы Рашита Рахиповича. Как и в танце, гендиректор работает так, чтобы проявить свое собственное «я». А основа его менеджмента — свобода и творчество. В этом же стиле формируется и коллектив. Он мобильный, талантливый — каждый «ведет свою партию» и «не наступает на ногу» другому. У сотрудников есть понимание, что в исполнении миссии объединения важны «все танцоры». Кроме того, общие успехи поддерживают командную работу и инновационные предложения со стороны персонала, старания которого как в танце — создают гармоничное целое.
Мои похвалы в его адрес как танцора, похоже, Шайхутдинову не кружат голову.
— Я не артист и не претендую на роль лучшего в танце, — отвечает серьезно. — Мне всегда интересно встретить человека, танцующего в созвучном мне темпе. Не важно — мужчина это или женщина. Бывает, что танец затягивает нас обоих, и мы оба не хотим прерывать сложившийся на короткое время союз.
Увы, так однозначно это воспринимается не всеми. Случалось, что пока он танцует с какой-нибудь женщиной, причем не вальс, а быстрый танец, где-то неподалеку ее муж стоит и нервничает.
— Пару раз мужья уводили своих жен с праздника, — простосердечно признается Рашит Рахипович, — жалко, что я обидел мужика, а он меня не так понял.
А вот его супруга, Флера-ханум, благожелательно относится к потребности мужа расслабиться в танце. И не думает ревновать, считая, что танцевать — не целовать.
Между прочим, Рашит Шайхутдинов и свекор его дочери Резеды — Минагдас Шарапов, именно танцуя на свадьбе своих детей, установили добрые родственные взаимоотношения.
— О людях, которые в чем-то быстро понимают друг друга, говорят, что они спелись. А я и мой сват, получается, станцевались. Наши движения были и синхронными, и каждый из нас вносил в танец такие детали и нюансы, — вспоминает Рашит Рахипович, — которые, наверное, создали иллюзию специальной подготовки нашей к танцу. Прошло уже несколько лет, но многие продолжают считать, что нашему танцевальному диалогу предшествовали несколько дней репетиций.
…По районам республики отзвенел Сабантуй. Этот народный праздник для Рашита Рахиповича немыслим без встречи с мамой, близкими и земляками в родном Буинском районе. Ну какой же Сабантуй без танцев? Отвел душу в них наш герой.