Не так давно довелось мне пощупать … пуп Земли. Холодный оказался, каменный. Находится он в пермском Кунгуре. Жители этого славного городка решили, что именно тут, на набережной реки Ирень, ему и место.
А поговорку «Пермяк — соленые уши» слышали? Так вот и уши эти самые я тоже потрогала. В центре столицы Пермского края, у гостиницы «Прикамье». Своими знаменитыми ушами гордятся все пермяки, в том числе более 136000 наших соплеменников, чьи корни прочно вросли в эту землю. Татары здесь — народ самый что ни на есть местный. Многие родословные уходят в далекие времена Волжской Булгарии и Казанского ханства, а то и глубже, когда в поисках неизведанного предки осваивали тогда еще безлюдные края, берега полноводной Камы, быстротечной Шаквы, говорливой Тулвы и других пермских рек.
Отчего уши соленые
Известная поговорка о пермяках связана с развитием соляного промысла в этом регионе. Предполагают, что древнейшие варницы находились в бассейне реки Вишеры. Прикамье всегда было богато на выходы соленой грунтовой воды — рассолов. Всего к началу XVIII века на здешних промыслах вываривалось до 2,2 миллиона пудов соли в год. Процесс был долгим и трудоемким. Рассол выкачивали из-под земли, с глубины 30-40 метров. Для этого сооружали скважину, бурение которой про-должалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу из соснового бревна диаметром 62 сантиметра. По ней бадьями поднимали рассол при помощи ручных воротов, а позже — насосами с применением лошадей, энергии воды, паровых машин. Пермскую соль («пермянку») грузили весной на баржи и по большой воде сплавляли в ярмарочные места, откуда она расходилась по всей России.
Так что скульптурную композицию пермского художника Рустама Исмагилова народ принял с одобрением. Памятник «соленым ушам» состоит из двух фигур — фотографа и овальной рамки с ушами, к которой могут подойти все желающие и сфотографироваться на добрую память.
Но не только солью была одарена эта земля. В 1723 году в месте слияния Камы и Егошихи началось строительство медеплавильного завода. Место для него выбрал управляющий заводами Урала Василий Никитич Татищев. Он лично снял план местности, составил проект строительства медеплавильного завода и горного поселения на Егошихе, которые и стали началом города Перми. В ноябре 1780 года Екатерина II подписала указ: «Уважая выгодность Ягошихинского завода и способность места сего для учреждения в нем губернского города, мы повелели нашему действительному советнику и генерал-прокурору князю Вяземскому согласиться со владельцами того завода об уступке оного в казну… и через сие предписываем вам город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовав оный город Пермь…».
А если говорить о знаменитых пермяках, то город дал миру Сергея Павловича Дягилева — организатора выставок художников, «Русских сезонов» и создателя труппы «Русский балет Дягилева» в Париже. Иосиф Бродский, побывав в Венеции, где похоронен Дягилев, написал: «…Только фальцет звезды меж телеграфных линий / Там, где глубоким сном спит гражданин Перми…».
Еще этот славный город — родина «отца» радио Александра Попова, изобретателя электрической дуговой сварки металлов Николая Славянова, писателей Дмитрия Мамина-Сибиряка и Виктора Астафьева, композитора Евгения Крылатова, кинорежиссера Михаила Швейцера и актера Георгия Буркова… А как не вспомнить сейчас еще одну яркую пермячку — Светку из команды КВН «Парма»? Светлана Пермякова, талантливая актриса местного ТЮЗа, популярнейший ди-джей «Русского радио», сейчас продолжает свою карьеру в Москве.
Что на слуху
Есть у каждого края свои знаковые ориентиры. Вот и в Перми их несколько.
На весь мир известен так называемый «звериный стиль». Это изображение животных, частей их тела, а также композиций в сочетании с человеческими фигурами. Подобные фигурки, найденные на территории Прикамья, имеют много общего со скифско-сарматским стилем, однако есть и свои отличия. Зародившись приблизительно в середине первого тысячелетия до нашей эры, это искусство принадлежит предкам современных коми-пермяков, хантов и манси, удмуртов и связано с охотой, а также с языческими верованиями в тотемное животное или растение, считающееся предком рода.
В Перми хранится единственная в нашей стране и имеющая сегодня мировую известность коллекция русской деревянной
скульптуры XVII-XIX веков. Начало ей было положено в 1922 году, когда молодой музейный работник Николай Серебренников случайно нашел первую скульптуру Иисуса Христа в заброшенной часовне села Ильинского. Сегодня в зале Пермской художественной галереи можно увидеть более ста деревянных скульптур. Часть из них выполнена в рост человека.
А местная Царь-пушка, что установлена в музее Мотовилихинских заводов? Она была отлита по американским чертежам на пермском чугунолитейном заводе в 1868 году. Вес ее ствола — 45 тонн, на шесть тонн больше, чем у знаменитой московской Царь-пушки Андрея Чохова.
На слуху и пермские моторы. В 1931 году появилось сообщение о строительстве в Перми завода «М» («Мотор»), а уже в 1935-м летчик-испытатель Владимир Коккинаки на истребителе с пермским мотором конструкции Швецова поднялся на недосягаемую по тем временам высоту — 14 575 метров. Во время Великой Отечественной войны истребители Лавочкина, Горбунова и Гудкова, самолеты Туполева, Полякова и Сухого летали опять-таки с пермским мотором М-28.
Пермь — это еще и Гознак. Как известно, до революции все бумажные деньги России печатались в Петербурге. Однако в ходе Гражданской войны в связи с необходимостью увеличения выпуска бумажных денег Совнарком принял решение срочно оборудовать и пустить Пермскую фабрику Гознака. В феврале 1920 года тут была напечатана первая партия советских бумажных дензнаков. Сегодня местная фабрика Гознака является одним из самых современных полиграфических предприятий, специализирующихся на выпуске изделий строгого учета.
И о грустном: в Перми отбывали ссылку Мандельштам, Шаламов, Буковский, Ковалев, Щаранский и другие диссиденты, правозащитники, опальные граждане Страны Советов.
«Блюдо изюма»
Если же говорить о наших соплеменниках-пермяках, то нужно заметить, что здешняя татарская община по-своему уникальна, она представляет немалый интерес для этнографов, и не только татарстанских. Тут уже не об «изюминках» можно вести речь, а о целом блюде подобного «изюма». В самой Перми это поняли уже давно. Потому так существенна поддержка со стороны краевой администрации изысканий, которые ведутся в самых разных направлениях и даже на различных уровнях — от школьных музеев до научных институтов. У земли, давшей татарскому миру таких видных деятелей, как Гали Чокрый, Мулланур Вахитов, Хусаин Мавлютов, Кашеф Мухтаров и других, не менее значимых для нации деятелей, несомненно, интересная история.
— Немало в свое время сделала для консолидации пермских татар наша мечеть, — говорит председатель национально-культурной автономии татар и башкир, заместитель министра сельского хозяйства края Халил Гузаиров, который стал нашим гидом по столице края. — Культовое сооружение было построено по проекту архитектора Ожегова на улице Осинской. Надо заметить, что в 1887 году мусульмане Перми имели единственный молельный дом в здании, которое принадлежало одному из купцов. Богатых татар было немало: Агафуровы, Тимкины, Ибатуллины. На их деньги и было начато строительство мечети, которая открылась в 1903 году. Первыми служителями здесь были губернский ахун Нурулла Хайризманов, муэдзин Мухамет Закир Тухметов, назыр Зиганьша Ибатуллин. В городе появилось культурно-экономическое и благотворительное общество мусульман, председателем которого был избран Гайнуллин.
Здесь же в 1908 году была открыта мусульманская библиотека. В советское время в здании мечети размещался сначала партийный архив, затем выставочный зал и библиотека краеведческого музея. В 1990 году мечеть была возвращена мусульманам и вновь стала духовным очагом наших соплеменников.
Известно, что в Пермской губернии в 1920 году проживало более 125 тысяч татар. Для них работало более ста изб-читален, народных домов, 120 трудовых школ I и II ступени, а губком партии издавал газету «Шэрык ачкычы» («Ключ Востока»). Татарское население губернии и татарские школы края до революции учебниками и книгами на татарском языке снабжались из Казани. Первые татарские шрифты в Пермь были завезены в 1918 году частями Красной Армии. Тогда же здесь организовался Татаро-башкирский красноармейский отряд, который после боев под Бирском был объединен с Особым уфимским сводным отрядом. Сводное формирование стало известно как Татаро-башкирский батальон. Он имел походную типографию «Юл» («Путь»), где печатались листовки на татарском языке, а также газета «Известия» («Мохбир»), которые распространялись среди татарского населения. Батальон сражался за освобождение Бугульмы, затем принимал участие в боях под Ижевском. Когда личный состав этого формирования понес огромные потери, руководство Красной Армии передало оставшихся воинов в политотделы 2-й и 5-й армий для ведения политико-воспитательной работы среди красноармейцев-татар и среди татарского гражданского населения. Некоторые бойцы этого батальона участвовали и в организации Пермского мусульманского комиссариата, который приступил здесь к изданию газеты на татарском языке «Красный Урал» («Кызыл Урал»). Полиграфической базой газеты стала походная типография «Юл».
Историю надо беречь
В Пермском крае, который издревле формировался как полиэтническое сообщество, действует областная целевая программа развития и гармонизации национальных отношений.
— Сегодня в работе уже четвертая, — отметил в разговоре с нами председатель департамента внутренней политики администрации губернатора края Сергей Ниганов.- Кроме этого, есть и проект «Взаимодействие с национальными группами». Он направлен на то, чтобы обеспечивать духовные потребности каждого этноса, развивать многонациональную культуру края, этнокультурный диалог.
Самое главное, что и программа, и действующий проект подкреплены финансами. К примеру, только национально-культурной автономии татар и башкир в ее рамках выделяется 1,7 млн. рублей на поддержку СМИ и издание печатной продукции. Книг издается много. Среди них серьезные исследования — как лингвистические, так и этнографические. Другое дело, автономии нужно было бы подумать и об издании методической литературы для учителей татарского языка. Практически во всех районах, где есть школы с татарским этнокомпонентом, педагоги жаловались именно на отсутствие таких пособий, вплоть до разработок уроков на родном языке.
— У нас за века сформировалось несколько этнографических групп татар, — рассказала начальник отдела национальных отношений администрации губернатора Пермского края Раиса Щукина. — Самой крупной и консолидированной группой можно считать татарское население Тулвинского поречья. Это тулвинские татары в Бардымском районе. Сылвенско-иренские татары расселены в основном в бассейне рек Сылвы и Ирени и их притоков в Березовском, Кишертском, Кунгурском, Лысьвенском, Октябрьском, Ординском, Суксунском, Уинском, Чернушинском районах. К муллинской группе относят жителей деревень Кояново, Башкултаево и Янычи Пермского района. Несколько особняком стоит татарское население деревень Маныш, Бадашка, Татарские Чикаши Куединского района, которое исторически и географически тяготеет к татарскому населению северо-запада Башкирии.
У каждой татарской деревни — своя особая история, которую бережно хранят ее жители. Вот деревня Бердыкаево (татарское название Саескан), что в Суксунском районе. Ей около 350 лет. Первыми поселенцами были два родных брата Бердикай и Агафон, прибывшие из-под Казани. Первый основал деревню Бердикаево, а второй — Тау авыл (Агафонково). Они владели всеми окрестными землями, но позднее часть угодий была продана русским. Себя жители суксунских деревень Агафонково, Лямпа, Карчи, Гайна и Юлтаево по языку и быту отличают от бардинских. Районы за городом Красноуфимском они называют «Офэр як“, к западу -“Барда як», а свои места — «Кунгур як», при этом близлежащие земли именуют «Чурэ як».
Многое для меня стало открытием. В частности, весьма специфические термины для обозначения родственных связей, которые я услышала именно здесь.
К примеру, «патака» — общее название всех семей рода. Самыми старинными в деревне считаются три рода: Аит патакасы, Давит патакасы, Мелек патакасы. Отдельные семьи обозначают термином «зат», родственные семьи — «жыен», «табын», а слово «аймак» применяют для обозначения собрания большого числа людей. В деревне есть еще и род Гайби патакасы, но он позднего происхождения и в число трех основных не входит. Такое же обозначение родов, родственных семей практикуется и в Агафонкове. Мало того, по обычаю здешние родственные семьи хоронят покойников на кладбище на своем определенном месте (жыен белэн куму).
В Ординском районе тоже есть что посмотреть. Интересна история деревни Малый Ашап, основанной около 350 лет назад тептярями.
— Первоначально наши предки поселились в лесистой местности по верхнему течению реки Ирени и основали деревню Большой Ашап, — рассказывает ветеран-педагог Зуфар Нигамаев, возглавляющий школьный музей, где собран богатейший материал по истории деревни. — Занимались земледелием, бортничеством, рыболовством. Позднее в этой деревне был построен медеплавильный завод Демидовых. Его хозяева заключили с местным населением договор о том, что будут защищать татар от притеснения, а последние, в свою очередь, должны предоставлять русским «где бы то ни было» лесные участки для рубки, работать там же, обжигать уголь, добывать руду и доставлять все это на медеплавильный завод. Однако демидовские приказчики хозяйничали по своему усмотрению и зачастую в нарушение договоренностей. Устанавливались большие нормы рубки леса, добычи руды и за невыполнение следовало жестокое наказание. Поэтому тептяри перешли через Ирень и осели на реке Малый Ашап, при этом часть татар выбрала местами жительства Калдык оч, Шалканды, Искавыл (Карьёво), Бэиш и другие.
Поначалу дворов в Малом Ашапе было немного, при этом заложили их хозяева на значительном расстоянии друг от друга, отделившись покосами. На разных концах деревни (чук) селились отдельные родственные группы, занимавшие свою улицу (зат): Мимин заты в Колакбаш чук, Жамалетдин заты, Кэриш заты, Элмохэммэт заты… Интересно, что за каждой группой сохранялись древние тотемические названия родов: Аю заты, Чэукэ заты, Чабак заты, Карга заты, Буре заты, Ак буре заты. Кстати, все эти подробности записаны в свое время учителями Мало-Ашапской средней школы со слов коренных жителей деревни Муллаяра Файсханова (1897 г.р.), Таира Усманова (1906 г.р.) и Тарифа Садыкова (1900 г.р.).
Побывали мы и одном из самых старинных населенных пунк-тов этого района — деревне Карьёво.
Когда идут снега
Остались записи учителя Карьёвской школы Хусаина Ибрагимова, одного из краеведов-энтузиастов, в которых говорится, что основание села приходится на середину XVI века. По одной из версий слово «Карьёво» образовано от татарского слова «кар ява» (дословно — «снег идет») и означало, что этот населенный пункт — самое северное поселение по Ирени, где обосновались пришедшие со стороны Башкирии татары-тептяри.
— Немало помогли нам в написании истории нашего села старожилы близлежащих деревень, — рассказывает глава Карьёвского сельского поселения Гарибзян Габсатаров. — Например, бажуковский мулла Хасан Габдулхаков (1883-1969) рассказывал, что первые переселенцы — старец Бажык из деревни Бажуки, Батырша, который основал Баташи, Мамык, заложивший первый фундамент в селе Усть-Турка и родоначальник деревни Карьёво старец Карья были родственниками. Может быть, еще и поэтому в документах 1641-1643 годов всех жителей этого региона стали писать карьёвскими татарами.
Впервые в письменных источниках Карьёво, как деревня, упоминается в 1675 году. Однако к этому времени здесь уже давно кипела жизнь. В 1623-1624 годах была произведена первая перепись населения в бассейне рек Сылва и Ирень, которая получила название «Писцовые книги М.Ф. Кайсарова». Михаил Федорович Кайсаров с помощниками подробно переписал земельные угодья и их владельцев для лучшего сбора податей с нерусского населения поречья.
Писцовые книги Кайсарова на сегодняшний день являются одним из главных письменных источников по изучению истории местного края начала XVII века, и, в частности, села Карьёво.
В каком году Карья поставил свой первый дом? История не оставила конкретных данных, приходится только догадываться, исходя из письменных источников. Из «Писцовых книг М.Ф.Кайсарова» известно, что Карья Мамсяков в 1612 году уже был дряхлым стариком и доживал свой век в доме одного из четырех сыновей — Енбая. Для своего времени Карья Мамсяков и его сыновья были весьма влиятельными и грамотными людьми. К их голосу прислушивались.
Сегодня Карьёво — один из самых благополучных населенных пунктов региона. Народ здесь трудолюбивый и стремится сегодня жить лучше, чем вчера. Да и сама деревня просто радует глаз: добротные дома под столь же добротными крышами, аккуратные улицы. На приусадебных участках — большие теплицы и парники. Многие деревенские зарабатывают выращиванием овощей на продажу. Неплохой оказался заработок.
А еще здесь замечательная школа. Именно такие учебные заведения можно считать настоящим очагом национальной культуры. Здесь используют любую возможность для того, чтобы создать для ребят атмосферу, в которой они приобщаются к родному языку, культуре своего народа. Вы бы видели здешний музей! Бережно, со знанием дела собранные экспонаты, причем размещены таким образом, что позволяют проводить тематические уроки и даже — занятия по рукоделию. Гордость коллектива — древний, но весьма добротный ткацкий станок, на котором школьники ткут полотенца, холсты. И это входит в программу занятий. Активно работают кружки, в которых ребята овладевают секретами мастерства своих предков. В ход идет природный материал, которым так богат Ординский район. На слуху и здешний дом культуры. Его директор Морис Ахатов — известный музыкант. Ансамбль песни и танца «Чулпан», созданный им, успешно работает не один год.
В Барде не бывала? Татар не видала!
Так однажды сказал мне один из поклонников популярной певицы Гузель Уразовой, которая родом из этого знаменитого в татарском мире села. Известных бардымцев можно перечислять долго. Вот только некоторые из них: именитый композитор Саубан Чуганаев; кандидат филологических наук, председатель Всетатарского общественного центра Рашит Ягафаров; Риф Исмагилов, много лет возглавлявший Бардымский район; певец и композитор, заслуженный деятель искусств Татарстана, заслуженный работник культуры РФ Масгут Имашев.
Но, если по-честному, в этот список можно бы включить каждого, кто живет в этом уникальном селе. Потому как здесь умеют жить. Трудно поверить, но село достаточно легко переносило все общественно-политические катаклизмы. Если где-то от таких встрясок рушились коллективные хозяйства, ложились на бок предприятия, то в Барде лишь вздыхали, впрягались покруче и — вперед! Такое впечатление, что от каждого испытания бардымцы становятся только сильнее. Секрет один: работать здесь умеют. И не по указке, а по собственному разумению. И, что важно, власть умеет организовать народ.
К примеру, пошла было безработица. В том же Малом Ашапе, что в Ординском районе, или в Батериках, что в Березовском районе, ждали, когда появится кто-то всесильный и одним махом разрешит все их проблемы. А бардымцы в это время создали бизнес-инкубатор. Нет работы? Есть подворье, и оно прокормит. Организовали в селе курсы пчеловодов, гусятников, утятников. Подсказали, как правильно организовать свою мини-ферму или пасеку, расписали детально шаги будущего пасечника или птицевода, даже снабдили небольшим поголовьем на первое время.
Вообще, Барду можно назвать даже «государством в государстве». Мало того, в краевой администрации таким особым положением Барды даже гордятся. С 1931 года существует здесь своя газета на татарском языке, уже лет пятнадцать работает местное телевидение, а сайт села Барда — очень известен в татарском Интернете.
— Кроме этого, я бы дала высокую оценку местным педагогам, — говорит проректор Пермского института повышения квалификации работников образования Людмила Густокашина, с которой мы встретились в здешней средней школе № 1 во время методического совещания. — К примеру, эта школа самая крупная в районе. Здесь учатся 860 детей. И она сегодня базовая. Многое, должна заметить, зависит от самих учителей. Здесь народ активный, неравнодушный, потому и успехи налицо.
Как отметил директор школы Василь Ишгузин, тесные контакты с Татарстаном позволяют строить далеко идущие планы. Сюда часто приезжают писатели, ученые, артисты из Казани, проходят совместные мероприятия, концерты.
Мы такие, какие есть
Но вот что показалось мне особенно интересным в Пермском крае: главная отличительная особенность тулвинских татар и башкир, как отмечают многие исследователи, «двойственное и многоуровневое этническое самосознание».
Тулвинское поречье — один из регионов, где активно происходили контакты различных этнических групп, что и привело к появлению такого уникального не только для Прикамья, но и для России, явления. Двойственность связана с осознанием принадлежности как к татарам, так и к башкирам. В этнографических очерках «Тулвинские татары и башкиры» этому факту уделено особое внимание.
При этом, как отмечает пермский ученый А.Черных, главным фактором татарского самоопределения выступает язык, а башкирского — географическая близость к Башкирии. Но этническое самосознание тулвинских татар и башкир реально находится между двумя полюсами и характеризуется такой вот уникальной двойственностью. Как рассказал заместитель главы администрации Бардымского района Салим Назин, в одной и той же семье сын может быть башкиром, а вот дочь — татаркой. И наоборот.
Сегодня проблему этнической идентификации каждый решает для себя сам. А вот со времен императрицы Екатерины II население деревни Тюндюк, что в Бардымском районе, записывалось как татары-башкиры. Именно так, через дефис…
Нужно ли «усредняться»?
В музее Карьёвской школы, как, впрочем, и в Малом Ашапе, и в Барде, мое внимание привлекла богатая экспозиция народных костюмов. Она не просто удивила, но и заставила задуматься.
Дело в том, что сегодня в регионах наблюдается некая усредненность фольклорного татарского костюма, который подгоняется под придуманный для сцены «казанский стиль». И это, наверное, та ложка дегтя, от которой нужно непременно избавляться. Астрахань ли то, Пенза или Пермь — везде на сцене одни и те же наряды. А вот в музеях — совсем иное. И, наверное, сейчас куда важнее не сверкать одинаково расшитыми тюбетейками, а сохранить те традиции, что донесли до нас через века предки.
Наряд пермских татар в корне отличается от того, что мы видим в деревнях Татарстана и регионах России. Замечательно, что администрация Пермского края издает богато иллюстрированные альбомы, где до тонкостей описывается костюм пермяка-татарина. Бытовая и праздничная одежда, головные уборы — в таком виде они присущи только здешним нашим соплеменникам.
Но почему этого нет на сцене? Там — оборки, жилеты, калфаки и тюбетейки, которые вы увидите в любом сельском клубе нашей республики. Карьевцы мне ответили: мол, в Казани же шили. Понятно, что портным без разницы, какие подолы обметать. Но вот самому заказчику должно быть не все равно. Я представила себе фестиваль татарской культуры, на который съехались бы наши соплеменники со всей России. И что? Не думаю, что мы смогли бы отличить сибиряков от челнинцев, пермяков от кукморцев, а астраханцев от альметьевцев. А ведь многообразие этнических групп татарской нации — ее уникальная черта. И надо ли сводить ее составляющие к некоему «казанскому» стереотипу?
Нигде я не видела таких потрясающих тюбетеек, как в Перми. Это далеко не тот головной убор, который мы видим сегодня повсеместно. Низкий околыш венчает полусфера из четырех клиньев. Основа — черного бархата, реже темно-зеленого, густо и сочно расшита тонким цветочным узором.
А сложный женский костюм? Он по-особенному богато декорирован, красочен, многоцветен. Да и ткань для его изготовления взята узорная, чаще клетчатая или полосатая пестрорядь. Много тонкостей было и в ношении калфаков. А сейчас норма увидеть на сцене девочек в тех калфаках, которые по традиции носили только старушки.
И таких вопиющих неточностей множество. Обидно, что теряется своеобразие этнических групп. Кстати, это характерно не только для пермяков. Вспомните последний фестиваль ТНВ «Жиде йолдыз». На нем только кряшены смогли представить все многообразие своего национального костюма. А остальные этнические группы оказались на одно лицо…
— Но как бы то ни было, сегодня важно то, что реальный, не на словах, рост национального самосознания, которым отмечено последнее десятилетие, — это итог тех усилий, которые прилагает татарская общественность и, в первую очередь, Всемирный конгресс татар для консолидации нации, — отмечает один из наиболее уважаемых лидеров пермских татар, бардымец Салим Назин. — А это внушает надежду. Значит, не потеряемся, будем жить. И нас ждет не один еще рассвет…