Нижнекамец Дмитрий Драганов однажды прочитал о рождении новой звезды в созвездии Лебедя. Прикинул, подсчитал – и не поверил сам себе: выходило, что новая звезда родилась одновременно с ним, 4 июля 1975 года! А может, это была всего лишь одна из его фантазий, одна из многих, которые он едва успевает наносить на холсты своих картин…
Космические корабли и летающие тарелки, которым суждено обживать планеты его воображения, Дима мастерит из… коробок от торта, пластиковых ячеек от шоколадных конфет, старых авторучек – из всего, что, если посмотреть внимательно, подходит на роль крыльев, фюзеляжей. Сначала Дмитрий создает модель, а потом переносит ее на свои картины. Пейзажи, реальные и фантастические, – это то, что рисует Дима.
Он в свои сегодняшние тридцать три мог бы и сам управлять самолетом, а может, и ракетой… О том, чтобы стать, как дядя, летчиком, он мечтал с детства, до второго класса. Дядину форму даже примерял перед зеркалом – здорово было! В семье мечту подвижного, смышленого мальчика все одобряли, особенно мама. Марина Романовна всегда была лучшим Диминым союзником.
Отпуская сына на прогулку в тот роковой летний день, она не предчувствовала ничего плохого. Тревожиться стала только после того, как пунктуальный Дима не пришел вовремя домой. Дети потом рассказывали: “Он лег спать…”
Дима “лег спать”, сорвавшись с турника. Сколько времени он пролежал без сознания, никто не знает: свидетели-ровесники разбежались, испугавшись. Домой тем не менее мальчик добрался сам, только какой-то “ненастоящий” и очень бледный. Долго спал, а может быть, лежал в забытьи, пугая маму страдающим лицом. Это были лишь первые проявления страшной травмы головы и позвоночника.
В девять лет он стал инвалидом. Жизнь пришлось начинать заново, но теперь уже в другом измерении. Сломаться на этом в детстве, когда тело помнит все движения, – проще простого. Наверное, так бы оно и случилось, если бы не мама. Сил у хрупкой Марины Романовны хватало на двоих: ухаживала за сыном, мало-помалу, насколько возможно, помогая ему вернуть подвижность, встречала и провожала приходивших к нему учителей, учила его держать в пальцах кисть, записывала за ним рассказы.
В рассказах Дима оказался неистощимым фантазером. Сюжеты, казалось, рождались сами собой, а он только успевал диктовать их маме – своему верному “литературному секретарю”. Так появилась первая книга “Космические фантазии” с иллюстрациями автора. Она вышла эксклюзивным тиражом – в одном экземпляре и была отпечатана на машинке. Ее страницы от частого перелистывания немного поистерлись – так много было желающих прочесть ее. Дима и сегодня пишет фантастические рассказы, создает иллюстрации к ним, мечтая об очередной книге, уже третьей по счету.
А вот картинам, кажется, счета нет. Марина Романовна говорит, что их около ста. Точнее сосчитать невозможно, особенно после того, как они стали разлетаться по свету: в Латвию, Белоруссию, Грузию, Абхазию, Украину, Соединенные Штаты, Канаду, Египет, Норвегию, Германию…
Его часто приглашают на выставки – от городских до международных. Передвижная международная выставка “Караван надежды” художников России и Лиги арабских государств принесла Диме ошеломляющий успех. Одну из его картин после очередной выставки купила в подарок бывшему президенту Америки Биллу Клинтону вице-президент комитета по иностранным делам конгресса США госпожа Лантос.
В Египет Диму с его работами пригласили персонально. После этого путешествия в созданных его воображением пейзажах появились пирамиды и сфинксы. Тогда же Дима написал и свою самую загадочную и философскую из всех картин – “Планету двух солнц”: голубое солнце опускается, поднимается красное, и это бесконечное движение, кажется, обещает разгадку тайны Вечности…
В 1993 году персональную экспозицию работ Дмитрия Драганова разместил Государственный музей изобразительных искусств Татарстана. В 2000 году художник стал лауреатом международной премии “Филантроп”, а два года спустя повторил свой международный триумф.
Время от времени Дима опускается из космоса на землю. Только и эти перемещения фантастичны при всей их реальности. Например, побывав как-то в Елабуге, он долго любовался видом, что открывается от Дома-музея Шишкина. А вскоре появился пейзаж, населенный гусарами и какими-то необычными сооружениями, предвосхитившими те, что были построены в долине к 1000-летию города. Дима и сам не может объяснить, как ему удалось почти с точностью угадать недалекое будущее.
В какой-то момент его жизни у Марины Романовны началась аллергия на краски. Но как лишить сына возможности творить? Тогда она придумала – картины можно вышивать. Так начался новый этап, не менее увлекательный и плодотворный. А в литературном творчестве Дмитрия Драганова появились белые стихи, чем-то напоминающие японскую лирику: “Звуки жизни случайной меня не тревожат. Жду. Я знаю: ты меня не покинешь. Ко мне подойдешь. Образ твой в молчании я сохраню”.
О чем это? Или о ком? Художники не всегда любят раскрывать свои тайны, особенно те, ради которых где-то в далеком созвездии рождается новая звезда.