К 1 июля 2008 года, когда в России вступит в силу положение нового закона о правилах дорожного движения, предусматривающее автоматическую фиксацию их нарушений, МВД России намерено закупить и установить около 2300 специальных дорожных видеокамер.
Шестьдесят восемь подобных приборов появятся в Казани. Установить их предполагается в основном на участках повышенной аварийности. Напомним, что в 2006 году Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”, который предусматривает введение фиксации правонарушений видеокамерами. Если нарушение будет заснято на камеру видеонаблюдения, то постановление о наказании водителя может быть принято заочно.
– Сегодня введение современных средств автоматической фиксации правонарушений просто необходимо, – считает заместитель начальника УГИБДД МВД по РТ Масхут Мифтахов. – Когда машин на дорогах было не так много, то для наведения порядка хватало усилий сотрудников дорожно-патрульной службы, причем число стражей дорог рассчитывалось из норматива “один инспектор на двести автомобилей”. Сегодня на одного сотрудника ДПС приходится около пятисот машин, так что уследить за всеми нарушителями просто физически невозможно. А водители у нас, к сожалению, дисциплинированностью не отличаются. Простой пример. Через КПМ “Лаишево”, что неподалеку от Республиканской клинической больницы, из Казани автомобиль мчится со скоростью 120 километров в час, вдвое превышая разрешенную. Догонять его? За каждым нарушителем не погонишься. Как наказать нарушителя, если не задержишь? Все эти вопросы видеофиксация снимает – не открестишься, если у ГИБДД есть доказательства в виде цифрового фото. По адресу владельца автомобиля-нарушителя отправляется заказное письмо с протоколом правонарушения и фотографии с указанием места и времени инцидента. Если хозяин автомобиля не опротестовывает протокол в течение десяти суток, то после вынесения соответствующего решения он понесет заслуженное наказание.
– В базе зафиксирован адрес владельца, ему и отправляется уведомление. А вот уже в суде можно доказать, что за рулем был не он сам. Для этого придется предъявить доверенность на управление транспортным средством, обязательно заверенную нотариусом. Есть, правда, еще вариант – привести в суд человека, который сам признается в том, что именно он управлял в момент нарушения автомобилем. И тогда суд вынесет справедливое решение. Но это тонкости работы судебных органов, дело ГИБДД – зафиксировать нарушение.
– Не факт. Четко и ясно фиксируется лишь госномер автомобиля-нарушителя и положение ремня безопасности – пристегнут водитель или нет. Яркое солнце, блики на полировке авто, полоска тонировки на ветровом стекле могут помешать получить четкое изображение водителя.
– Исключить все технические и организационные недоработки можно только в процессе эксплуатации. Как говорится, дорогу осилит идущий. Кстати, согласно проекту регламента, принимаемого сейчас в Москве, сотрудник самой что ни на есть серьезной силовой службы в случае нарушения правил дорожного движения будет наказан на общих основаниях. Перед компьютерной системой все равны, ей безразлично, где и кем работает нарушитель.
Конечно, нам пока далеко до того же Сингапура, где вся процедура фиксации, направления уведомления и даже снятия штрафа со счета нарушителя автоматизирована. Но и мы будем развиваться в этом направлении.
Рассказать подробнее о том, что это за новая хитрая техника, мы попросили заместителя начальника отдела информационного обеспечения ГИБДД МВД по РТ Алексея Уточкина.
– Мы используем отечественную аппаратуру, – говорит он. – Из многочисленных вариантов была выбрана система “Крис-С” производства фирмы “Симекон” из Санкт-Петербурга. Видеокамеры будут крепиться на опорах мостов, эстакадах, придорожных опорах освещения, специальных выносных металлических штангах, ведь для успешной работы они должны располагаться над проезжей частью, электропитание должно быть подведено, информационная среда. Тут хитростей много.
– На светофорах другая аппаратура располагаться будет – та, что фиксирует движение автомобиля на красный сигнал. Это предполагается делать по региональной целевой программе, тогда как средства видеофиксации – из бюджета федеральной целевой программы. До конца года в Казани установим шестьдесят восемь таких видеокамер. Изображение с них поступает в Центр видеонаблюдения, расположенный в управлении ГИБДД республики. Там снимки будут обрабатывать, дополнять протоколом нарушения, запечатывать в конверт и отправлять нарушителю.
– Кроме средств видеофиксации будут установлены еще и так называемые “кукушки” – муляжи. Тут в чем хитрость? Устройство антирадар, которое законом не запрещено и есть у многих автовладельцев, срабатывает не только на измеритель скорости – радар, но и на видеокамеру, подавая звуковой сигнал. Понятно, что водитель сразу же благоразумно снизит скорость. Так вот на “кукушку” антирадар также реагирует. И результат тот же – автомобиль замедляет движение. Наша цель ведь не в том, чтобы побольше водителей оштрафовать, а чтобы они скоростной режим не нарушали. Стоимость “кукушки” невелика, так что их можно поставить сколько угодно.
– Вандализма по отношению к новым техсредствам не опасаетесь?
– Все приборы будут застрахованы, так что бить их – дело неблагодарное, все равно через день-два новый повесят, а вандал в милицию угодит.
– На Западе в обязательном порядке на фото-доказательстве “закрашивают” переднее пассажирское сиденье – вне зависимости от того, есть там кто-то или нет. Делается это для сохранения тайны личной жизни водителя, там с этим строго. У нас на удачных фото, во всяком случае тех, что дает прибор на КПМ “Лаишево”, можно разглядеть даже детали одежды пассажира переднего сиденья. Не думаете, что спровоцируете волну семейных драм?
– Это же пробные фото. Когда дело поставим “на поток”, редактировать снимки, ставя на месте пассажира белое пятно, будут одиннадцать операторов центра. К сожалению, автоматически это сделать невозможно, работа ручная. Кстати, в обязанности операторов будет входить и ручное регулирование дорожных потоков на оживленных перекрестках в часы пик.
– Нет, конечно. За каждым оператором будут закреплены четыре проблемных городских перекрестка. Следя за обстановкой по экрану монитора, оператор сможет вручную переключать сигналы светофора. Возьмем, допустим, перекресток улиц Павлюхина и Ипподромной. По первой улице машины движутся нескончаемым потоком, а со второй выезжает две-три. Десять-пятнадцать секунд перекресток пустой, а двигаться по Павлюхина машины не могут – сигнал светофора для них красный. Так вот, если, пропустив машины с Ипподромной, оператор быстренько включит им разрешающий сигнал, движение пойдет быстрее. Подобного пока нигде в России не применяют.