Сначала несколько цифр.
В Татарстане 8411 подростков состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. Пик подростковой преступности пришелся на 90-е годы. 1999 год – “чемпион”: 4201 факт преступлений. В 2007 году – 3132 случая. Рекорд девяностых не достигнут, но ведь 10 лет назад подростков в республике было 1 300 000, а сейчас около 800 тысяч. Утешаться можно тем, что, по данным за 4 месяца 2008 года по сравнению с тем же периодом прошлого, идет снижение числа преступлений, совершенных подростками: число тяжких и особо тяжких – с 4 до 3; случаи умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – с 14 до 13; краж – с 615 до 315; грабежей – с 219 до 161; разбойных нападений – с 71 до 41; угонов с 57 до 26.
И все-таки 779 преступлений за четыре месяца – это пять-шесть преступлений в день.
В масштабах страны подростковый криминал выглядит более угрожающим. Детская агрессивность представляет реальную угрозу для общества. Педагоги сходятся во мнении, что дети стали более жестокими и с каждым годом ситуация хуже.
Не дает покоя вопрос: почему один ребенок плачет и кидается на более сильных противников, когда мучают котенка, а те находят удовольствие в том, чтобы палачествовать над беспомощным шерстяным комочком и наслаждаться издевательствами над его защитником?
Почему, еще не став взрослыми, они уже стали полноценными садистами? Как это возможно, чтобы страдания ни в чем не повинного существа вызывали не желание любой ценой его защитить, а… наоборот?
Ошибаются те, кто считают, что детская жестокость – возрастная и с годами устранится сама. Если ребенок безнаказанно совершает жестокие поступки, такое поведение может закрепиться. Человек по своей природе добр. А это – не людская природа, из таких в будущем вырастают –
Машу девчонки начали бить в гараже. “Меня пригласили поговорить, – рассказала она. – Я все поняла, когда мы зашли в безлюдное место у гаражей. Но было уже поздно. Они набросились на меня…”
Потом поймали такси и повезли на квартиру к одной из мучительниц. Били бутылкой по голове, жгли лицо, побрили голову, душили и угрожали зарезать, приставляя нож к горлу.
Потом были другая квартира и новые издевательства. Наконец озверевшие девчонки решили заставить Машу ограбить прохожего. Тормознули такси. К счастью, за рулем оказался знакомый родителей Маши. Он отвез полуживую девочку домой. Видео с Машиными мучениями (снимали мобильником) милиционеры нашли в квартире одной из девочек. Это было в Тюмени.
Похожий случай произошел два года назад в Бугульме. В заброшенном детском саду две девятиклассницы зверски избили ногами девушку, раздели почти догола и оставили на холоде. Причиной обоих истязаний была зависть.
Несть числа преступлениям, совершаемым на ее почве. Приведены здесь далеко не самые зверские и извращенные. А вот другие мотивы. Самарский суд вынес приговор одиннадцати подросткам. Мальчишек признали виновными в серии жестоких убийств. Все они воспитанники детских домов и школ-интернатов. Подростки постоянно сбегали оттуда. Первых жертв, двоих пьяных мужчин, до смерти забили ногами. Мотив был один – развлекались…
Элла Панфилова, руководитель Совета по правам человека при Президенте РФ: “Дети совершают все более жестокие преступления – это ответная реакция на ту агрессивную среду, что создали мы, взрослые. Значит, мы несем за это ответственность”.
Мощное влияние на детей оказывает улица, а школа реально не может ей противостоять. Многие родители в силу занятости не контролируют детей, те предоставлены себе. Специалисты по детской психологии объясняют жестокость подростков и особенностями возрастной психики, и глубинными социальными факторами. Касаясь причин неожиданного роста детской преступности, они советуют искать истоки в недавнем прошлом: подрастает поколение, имеющее проблемы с ценностной ориентацией, поскольку их детство пришлось на нестабильный период жизни родителей в 90-е годы.
В большинстве цивилизованных стран успешно практикуются разные государственные программы для контроля и профилактики преступности среди несовершеннолетних. Россия не исключение, однако в отличие от мирового опыта декларируемые государством программы в отношении малолетних правонарушителей практически не работают. “Проблема детской жестокости – это вопрос к нынешнему обществу, – считает депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. – Пока само общество не изменится, никакие программы не помогут”.
Согласитесь, родители заняты зарабатыванием на жизнь, в школе – лишь учебный план, большинство кружков и секций платные. А где воспитание?
К тому же с детьми стало работать сложнее, поскольку у них если и есть авторитеты и идеалы, то сомнительные. Причины этого, считают наставники, – жестокие фильмы, компьютерные игры, формирующие, вернее, калечащие детскую психику. Каждый ребенок до 14 лет успевает увидеть по телевизору не менее пяти тысяч сцен насилия. Может ли после этого насилие не стать в представлении детей делом обыденным?
Ильсия Насыбуллина, старший инспектор отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних МВД РТ считает:
– Очень негативное действие оказывают на психику ребенка соответствующие компьютерные игры. Убийства там совершаются с легкостью. А посмотрите графику: кровь брызжет, фрагменты тел в разные стороны летят… Мы писали предложение в Кабинет Министров РТ, чтобы игры, культивирующие насилие, не продавали. Многое еще происходит потому, что родители не знают, в какие игры играют дети. Около трех лет назад учащиеся одного казанского техникума (16-17 лет) были нетрезвые, группой играли в компьютерную игру, а после совершили убийство. У них спрашивали причину. Объясняли: “А мы будто продолжали находиться в виртуальной реальности, где убиваешь – и ничего”. Не переключились…
Думается, не только в играх, западной кинопродукции, но и в заграничных мультсериалах чадо найдет целый букет того, что можно назвать словом растление: это жестокость, насилие, безумие, безразличие к чужой боли.
А лексика героев? Вот фрагмент мультфильма “Бивис и Батхед”:
– Этот парень хочет, чтобы мы трахнулись с его женой за деньги.
Мой младший сын родился в начале 1990-х, когда время доброй детской передачи “Спокойной ночи, малыши!” уже стремительно сокращалось: из оставшихся от получаса 15 минут пять занимала реклама. Зато впервые демонстрируемому шоу от BBC “Телепузики” времени было предоставлено предостаточно. Помните?
Тогда умеющие видеть впервые поняли, что телевидение прививает детской аудитории дикие модели поведения. С раннего возраста! Шоу было рассчитано на карапузов от полугода до четырех лет. В одной серии детям объясняют слово “украшение”. Сначала букетик, перевязанный ленточкой, на елке. “Украшение” – говорит диктор. Потом он заткнут за пояс телепузику. “Украшение” – повторяет диктор. И вдруг букетик оказывается у телепузика в заду! Тот начинает бегать по кругу, пытаясь вытащить украшение, а остальные весело смеются. Итак, украшение – то, что втыкают в зад другому и потешаются! Телепузиков не поставили в угол и не сказали, что так вести себя плохо! Совершается прежде недопустимое для нашей культуры. И самые хулиганистые дети до того могли разве что прицепить забавную надпись к чужой спине. И то уже в среде подростков, а не малышей! Представьте, если в детском саду начнут повторять эту “шутку”…
Еще в 1970-е годы известный психолог Альберт Бандура наглядно показал в работе “Теория социального научения”, что даже одна-единственная телевизионная модель поведения может стать предметом подражания миллионов, что подтверждено экспериментами, да и обыкновенной практикой жизни.
Ежедневный просмотр шоу убедил, что цель его – создание некоего дебила, который будет сидеть у телеэкрана с открытым ртом и гипнотически заглатывать любую информацию.
Но хочется еще раз подчеркнуть: очевидна попытка растормозить половые влечения и расшатать половую ориентацию подростков с младенчества. Вот документальные кадры, снятые в каком-то африканском посольстве. Негритянская семья танцует ламбаду. Ну да, карапузам же позарез нужен этот сексуальный танец, где трутся животами, задами в сладострастно извивающихся цепочках… А эпизоды, где мальчики-телепузики надевали платьица и не желали снимать? Другие телепузики одобряли их поведение, говоря, что это хорошо – он “как девочка”! В этом шоу не было ничего случайного. Абсолютно все серии продуманы и тщательно выстроены.
“Очень трагично, что мы потеряли 12-15-летних детей. В этом американском бардаке ушел наш русский менталитет. Мне все больнее смотреть, во что превращается российский ребенок”, – говорит создатель журнала “Ералаш” Борис Грачевский.
Во что, уже понятно. Важнее, как. Жестокость друг к другу персонажей западных мультов и их антисоциальное поведение, показываемое как героическое, никто отрицать не станет.
Во многих сериях “Вуди и его друзья” человек занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, полезным. И имеется праздный бездельник, сильно озабоченный развлечениями и ублажениями себя, – дятел Вуди. Тем не менее герой и молодец именно он.
В реальной жизни даже один из ударов, нанесенных Джерри Тому лопаткой по голове, грозит тяжелой травмой. В мультиках такие удары переносят легко. Ну разве как нечто смешное показывается сильная дурнота или одномоментные страдания жертвы.
После детки лупят тяжелыми предметами домашних животных и удивляются, почему их расплющенный котик не вскакивает и не бежит развлекаться дальше. “Том и Джерри” – старый мультфильм. А в “Покемонах” наука уничтожать себе подобных пошла уже по новейшим технологиям…
Испокон века детей у нас учили на положительных примерах. Отрицательные старались не демонстрировать и, главное, всегда сопровождали моралью. А здесь так называемая недирективная педагогика, просто показ, без оценочных комментариев. Пусть, мол, сами делают выводы. Но большинство детей воспринимают информацию без осмысления, поэтому родителям нужно фильтровать просмотры и разъяснять. Мультсериал “Симпсоны”, например, направлен на внедрение девиантного поведения в семье. В ответ на просьбу что-то сделать сын говорит матери: “Сама сделай, старая потаскуха!” Дедушка Симпсон выставлен идиотом. Над старостью, дряхлостью весьма остроумно глумятся. То черепаха крадет вставную челюсть старика, а он не может ее догнать, то перед его носом захлопывает дверь родной сынок. Здесь полностью разрушаются нормы поведения детей и родителей. Ну чего мы хотим, позволяя детям смотреть такие мультфильмы утром и вечером по полчаса?
Податливые детские мозги ежедневно подвергаются разрушительным воздействиям. А наши прекрасные сказки, которые вместо индивидуализма, права сильного, корысти, проповедуют соборность, справедливость, само-отверженность, трудолюбие, доброту, просто вытесняются продукцией с Запада. Сам Папа Римский советует смотреть детям всей планеты именно российские, более того – советские мультики! Нельзя сказать, что в той же Японии или США нет хороших, добрых мультиков. Есть! Но на наше телевидение почему-то попадает специальная продукция. Некоторые могут отмахнуться от этой оценки, и напрасно, это мнение – капля из целого океана возмущения западными мультфильмами и западными идеями, исподволь проникающими в головы наших детей с экранов.
Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Великобритания) говорит, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. В школе “телевоспитанники” испытывают затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. Вот в этом контексте и вспомнилась приведенная в подзаголовке цитата вождя мирового пролетариата о кино. Почему-то цитируют это высказывание Ленина усеченно, а он ведь добавлял: важнейшим – в условиях всеобщей неграмотности! Так-то вот, а не кино само по себе, и уж тем более не гипнотически мерцающий экран, с помощью которого изменяют мировоззрение российского человека, превращая его в бездушного потребителя западных благ и отходов. Это вызывает конкретные проблемы в виде бездуховности, роста преступности, жестокости и насилия – всего, что имеем сейчас в обществе.
Необходимо требовать от государства введения цензуры на кино- и телепродукцию для детей. Иначе мы получим целые поколения нелюдей.
Но скоро только сказка сказывается, на государство надейся, а сам не плошай. Родители должны понимать, что детям смотреть тупые жестокие мультфильмы, боевики, эротические фильмы нельзя. И что самые лучшие – это те, которые просмотрены и признаны безопасными для детей самими родителями. Мы же, взрослые, как правило, мало интересуемся, что малыш смотрит. Не мешает, притих – и ладно!
Автор дивного мультфильма “Ежик в тумане” Александр Курляндский считает: “Ребенка надо учить, что жизнь добрая и справедливая, ведь то, что жизнь жестокая и драматичная, – это он потом сам узнает. Я не люблю, честно говоря, слово “воспитывать” – дидактика не должна присутствовать напрямую. Воспитательный момент в косвенной форме был неотъемлемой частью нашей анимации. Жаль, если сегодня это мы упустим”.
Влияний на маленького человека предостаточно, понятно, что воздействие фильма – фактор не всеобъемлющий. Не факт, что только на одной хорошей и доброй кинопродукции и литературе обязательно вырастет хороший гражданин. Но факт, что оградить свое дитя от дурного влияния экранов – в силах родителей. Если, конечно, заняться этим с младенчества.