Фарит ФАЗЫЛЗЯНОВ: Решать, кому оставаться на рынке, будет клиент

Вот уже лет двадцать, как стационарный проводной телефон в квартирах татарстанцев перестал быть редкостью, мобильниками пользуются все – от малышей, едва научившихся говорить, до граждан весьма преклонного возраста.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_1347367204

Вот уже лет двадцать, как стационарный проводной телефон в квартирах татарстанцев перестал быть редкостью, мобильниками пользуются все – от малышей, едва научившихся говорить, до граждан весьма преклонного возраста. Компьютер есть в каждой третьей татарстанской семье, а услуги Всемирной паутины востребованы каждым пятым жителем республики. Отрасль “Информатизация и связь” сегодня – одна из наиболее динамично развивающихся. Только в прошлом году объем инвестиций в капитальные вложения отрасли информатизации и связи РТ составил 3,2 млрд. рублей. В нынешнем году аналогичная сумма должна превысить 4,2 млрд. рублей.

Каких изменений ждать жителям республики в сфере связи от столь существенных вложений?

На днях в редакции нашей газеты побывал министр информатизации и связи РТ Фарит Фазылзянов, который в течение часа отвечал на вопросы читателей газеты и журналистов.

Спортивный обозреватель нашей газеты Александр Медведев, например, поинтересовался, каков охват населения эфирным телевещанием программы “Спорт”.

– Совсем недавно было около двадцати пяти процентов, а обещано чуть ли не все девяносто…

– На сегодня это более семидесяти процентов, но развитие продолжается, – прокомментировал ситуацию министр. – Хорошим подарком сельским жителям в дни Сабантуя будет начало вещания популярной спортивной программы в пятнадцати районных центрах Татарстана.

– А вообще, насколько развит рынок IT-услуг в республике?

– Объем его составляет около тридцати миллиардов рублей ежегодно и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Ирина Федорова из Казани задала актуальный вопрос о цифровом телевидении.

– Это необходимость или просто дань моде? – спросила она.

– В Казани цифровое телевидение уже работает, городские телеприемники с помощью специальных приставок ловят четырнадцать каналов. Городской житель вообще не обделен многопрограммным телевидением, в том числе и кабельным – это до шестидесяти и более каналов. Горожанам цифровое телевидение дает разве что лучшее качество изображения, стереозвук – так сказать, эстетические удовольствия. А вот на селе оно просто необходимо. Редко где здесь можно переключать каналы больше семи раз.

Концепция развития цифрового телевидения принята в прошлом году, а реализовываться будет по всей России до 2015 года. Она предусматривает появление эфирного цифрового высококачественного по звуку и изображению многопрограммного телевидения. Думаю, на цифровое телевидение очень скоро перейдут практически все – у него же масса преимуществ перед эфирным, кабельным. Тут тебе и качественное изображение, и стереозвук, и возможность дополнительных сервисов, предоставляемых, например, сотовой связью. Ожидается и более низкая абонентская плата.

За рубежом уже возможно подключение через цифровое телевидение к Интернету.

– А сельчанам придется какое-то оборудование для приема приобретать, те же “тарелки”?

– В этом году на федеральном уровне должны быть приняты подзаконные нормативные акты, которые будут четко регламентировать число каналов. Около десятка из них будут бесплатными для пользователя, а остальные – на платной основе. А для приема сигнала нужны специальные приставки. Для малообеспеченных категорий граждан они будут, скорее всего, бесплатными, остальным придется приобретать за деньги. В городах возможен коллективный прием цифровых программ.

Следующий звонок – от жительницы Кировского района Казани.

– Фарит Мансурович, вас беспокоит Фаузия Нугуманова. В 1983 году кабелировали наш дом по улице Дежнева. Поставили телефоны, заплатили мы по шесть с лишним тысяч рублей. Но проводку спрятали плохо – часть проводов торчит из трубы, перережь – и никакой у нас связи не будет. К тому же трубы не прикрепили к стене, они болтаются как попало, того и гляди на голову упадут. Сейчас у нас в подъезде идет капитальный ремонт, нельзя ли одновременно привести в порядок и телефонную проводку?

– По информации оператора связи ООО “Телесет”, проложенный по стенам телефонный кабель мешает производить ремонтные работы. По окончании их в подъездах дома операторами связи “Телесет” в течение недели все телефонные провода будут заново уложены и закреплены на стенах.

– Спасибо. Тогда еще вопрос – в 2006 году закрыли ближайшее к нам отделение связи №124. И вся наша Ягодная слобода осталась без почтового отделения. А жителей здесь много, еще несколько высоток строятся. Ходить в 102-е отделение нам далеко. Помогите, пожалуйста.

– Отделение почтовой связи №124 было закрыто первого октября 2006 года по причине несоответствия помещения санитарным нормам. Обращения в адрес МУП ЖКУ Кировского района о необходимости проведения капитального ремонта, а также в администрацию этого района о выделении помещения для размещения отделения почтовой связи результатов не дали. Кроме того, в связи с передачей функций по доставке пенсий ЗАО “Служба доставки” нагрузка на отделения почтовой связи уменьшилась.

Дабы населению было удобнее, здесь организовано обслуживание на дому. В течение рабочего времени по телефону можно бесплатно вызвать почтальона на дом для получения всего спектра услуг, оказываемых в отделениях почтовой связи.

– А вообще, много ли почтовых отделений в Казани было закрыто по причине оптимизации? – это уже наш вопрос.

– Не сказал бы. Наоборот, стараемся открывать новые – в Советском районе, например, недавно отделение заработало. Все зависит от пожеланий граждан и возможностей районной администрации, ведь ей приходится предоставлять помещение, тогда как обязанность почты – платить за капитальный ремонт.

К сожалению, чисто почтовые услуги сегодня убыточны. На мой взгляд, из этой ситуации есть два выхода – нужно либо реформировать почтовую отрасль, создавая акционерные общества, что мы в свое время предлагали и начинали делать, или пойти по второму пути, по которому сегодня идут почтовики России, – это субсидирование отрасли из бюджета. Министерство информатизации и связи РТ сейчас разрабатывает программу “Модернизация инфраструктуры почтовой связи в Республике Татарстан на 2008-2010 годы”. Наша почта работает прибыльно, мы стараемся компенсировать убыточные почтовые услуги с помощью оказания новых финансовых услуг…

Телефон звонит снова.

– Валентина Николаевна Ахтямова из Казани вас беспокоит. Я знаю, что на селе медленно внедряется Интернет. В Казани – да, с этим все замечательно. Предполагается как-то выравнивать ситуацию?

– Не соглашусь с вами. Я в последние месяцы объехал большинство районов республики и могу сказать: сегодня Интернет внедряется очень активно. За первый квартал этого года выполнен план полугодия, охват Интернетом сельских районов уже приближается к городскому уровню. Органы государственной власти на сто процентов подключены к Всемирной паутине, увеличивается число пользователей услуги широкополосного доступа в Сеть. Инфраструктурно у нас все районы цифровизированы, доступ в Интернет есть во всех районах. Задача – выйти к концу года на двадцать-двадцать пять процентов по республике.

– А специалистов по обслуживанию Сети на селе хватает?

– В каждом районе есть районный узел электросвязи, в нем – группа поддержки внедрения новых услуг, основной целью которой является даже не установка, а именно сервисное обслуживание оборудования, включая консультационную помощь в рамках заключаемых договоров о подключении к сети Интернет. Понятно, что не каждому пользователю по силам разобраться в настройках.

Подготовкой специалистов мы целенаправленно занимались с 1993 года. Сегодня это уже образовательный кластер. А тогда все началось с отраслевого соглашения. Его подписали крупные предприятия отрасли и республиканские вузы, были созданы целевые группы по подготовке специалистов.

Сейчас, с переходом на цифровые технологии, идет оптимизация численности работающих. Все станции, которые строятся сейчас в райцентрах, подключаются к центральным районным, районные – к центральным в Казани. Так что обслуживающего персонала требуется в разы меньше. Зато повысился уровень требований к базовой подготовке специалистов, даже монтеры у нас сегодня с высшим образованием. Важно уже не количество, а качество.

– Органы местного само-управления Интернетом пользуются?

– На уровне райцентра – да, на уровне муниципалитетов – очень немного. Правда, есть продвинутые в этой части районы, которые ставят перед собой задачу подключения всех населенных пунктов в единую сеть, даже электрон-ный документооборот вводят. В числе лучших – Актанышский и Сабинский районы. Как вы знаете, существует республиканская программа по внедрению “Электрон-ного правительства” – это уже вполне обиходное понятие. Введена она для повышения эффективности работы органов власти, включая муниципальные. Уже сегодня многие заседания Кабинета Министров идут в режиме видеоконференций. Представьте, сколько при этом главы районов средств и времени экономят – не нужно ехать в Казань.

С этого года начнется финансирование программы именно на муниципальном уровне – предполагается подключить все без исключения муниципалитеты к единой сети и обучить персонал.

– Ну, значит, я не буду препятствовать, чтобы сын ехал на село программистом, – читательница делает совершенно неожиданный вывод. Вот, значит, чего она так подробно все выспрашивала…

– Не препятствуйте, – советует министр. – Зарплата у специалистов сейчас очень неплохая, да и опыта наберется.

– Спасибо, до свидания.

– Говорят, побаиваются чиновники введения электронного документооборота или, например, электронных амбулаторных карт в больницах и поликлиниках, – вопрос “РТ”. – Мол, пропадет что-то или какие-то сведения станут известны не тем, для кого они предназначены…

– Как председатель межведомственной комиссии по информационной безопасности РТ могу сказать, что в последние три года активно ведется работа по защите информации и обеспечению комплекса мер информационной безопасности. Так что сохранять тайны мы намерены серьезно. И пока неблаговидных примеров не отмечено.

– А в сельских школах, больницах, других учреждениях как с Интернетом?

– Школы подключены, больницы и библиотеки – на очереди. А со школами просто до курьезов доходит, можно бы посмеяться, если бы это не было так грустно. Вот, представьте. Интернет школьному компьютерному классу оплачен за 24 часа в сутки, а работает – от силы два-три часа. Остальные деньги – на ветер. Приходишь в школу, а компьютерный класс закрыт. Почему? Преподаватель за сохранность техники боится, лишний раз детей к компьютеру не подпускает, а порой просто не хочет долго в школе сидеть. А ведь компьютер для школьника сегодня – такой же инструмент, как карандаш, которым нужно постоянно пользоваться.

Нашу беседу прерывает звонок. Читатель Владимир Павлушин из Казани просит министра подробнее рассказать о так называемой системе открытых кодов.

– Мы эту систему начали разрабатывать еще в 2004 году, – оживляется министр. – Активно наводим в республике порядок в области использования лицензионного программного обеспечения, защиты прав интеллектуальной собственности. Как вы знаете, именно наша республика первой перешла на использование только лицензионного программного обеспечения. Но на это требуются большие средства: за три года мы компании Microsoft только за пользование программным обеспечением органов государственной власти заплатили девяносто миллионов рублей. Но зачем тратить такие огромные деньги, если можем развивать свою собственную, отечественную индустрию? Подобным вопросом озабочены не только мы, и даже не только Россия – весь мир пытается создать свой собственный программный продукт.

Наша задача – создать альтернативную операционную систему, офисные приложения к ней. В начале 2007 года направили свое предложение в Москву, оно было рассмотрено на комиссии, возглавляемой тогда Дмитрием Медведевым. Проект был поддержан и включен в состав нацпроекта “Образование”.

В этом году в школах трех пилотных регионов, один из которых – Татарстан, будет внедряться программное обеспечение на основе Linux, в последующем на него перейдут все школы России. Это позволит серьезно экономить бюджетные средства, потому что группа разработчиков работает централизованно по госзаказу и бесплатно рассылает программный продукт в школы. Сейчас эта программа тестируется в республиканских школах, к середине года планируется приемка-сдача, а на федеральном уровне будет принято решение о тиражировании ее во все школы. Работает система на тех же компьютерах, плюс мы предлагаем ввести новшество (по республике его уже начали) – внедрение системы “тонкого клиента”. Смысл ее в том, что смены компьютера, который устаревает каждые полгода, не требуется. А ведь на обновление компьютерного парка только республиканских школ требуется около 172 миллионов рублей. А тут ставятся терминалы, подключенные к одному серверу. Вот последний и обновляется постоянно, но только он один, а им пользуются на всех установленных рабочих компьютерах. Это, кстати, помогает решить и вопрос безопасности, ведь в особой охране будет нуждаться только сервер.

Мы вообще предполагаем постепенно перевести на отечественную программу все учреждения Татарстана, в том числе и государственные. На территории республики очень неплохой технопарк в сфере высоких технологий, так что задача раскрутить софт-индустрию нам вполне по силам…

Снова вопрос об Интернете, на этот раз от Людмилы Зыковой.

– У нас в Казани очень высокие тарифы за эти услуги, – говорит она. – Предполагается ли снижение цен и контролируется ли этот процесс? И логично вытекающий из этого вопрос – если тарифы снизятся, то не пострадает ли при этом качество?

– Вопрос очень актуальный, спасибо. Не вы одна жалуетесь на слишком высокую плату за услуги интернет-связи. К сожалению, цены на Интернет государством не регулируются. А вот мониторинг мы ведем, в рамках своих полномочий организуем разъяснительную работу с операторами. В частности, последнее наше совместное с пользователями интернет-достижение – в апреле мы договорились с “Таттелекомом” о снижении тарифов в два раза. Как и следовало ожидать, их примеру последовали многие операторы, работающие на территории республики. Очень немногие пока не вняли призыву, но, думаю, скоро это произойдет. Рынок есть рынок, и не снизив цен, они рискуют остаться без клиентов.

По ценам мы вышли на средний уровень, и они у нас даже чуть ниже, чем по Приволжскому федеральному округу. В планах – до конца года еще раз снизить тарифы. Важно сделать это не путем административного влияния на операторов. Так сложилось, потому что, к сожалению, на рынке республики в части доступа в Интернет в основном присутствует монопольный игрок – “Таттелеком”.

– Ну, в Казани-то их несколько…

– В столице – да, но по республике ситуация иная. Так что наряду с административным воздействием необходимо вести политику демонополизации за счет прихода новых операторов. Сегодня ведутся переговоры с двумя крупнейшими операторами федерального уровня о строительстве их сетей на территории Татарстана.

А насчет качества… Качество как раз определяется ценой и выбором. Плохое качество – и вы выбираете другого оператора. Если отказавшихся много, то компания умирает своей смертью или вольется в другую, более прочную.

– А нет опасности, что наших, татарстанских компаний не останется на рынке, им же сложно конкурировать с федеральными монстрами?

– Есть, конечно. Выживают сильнейшие, будущее за ними. В 2006 году мы проводили анализ всего инфо-коммуникационного рынка республики и предложили татарстанским компаниям объединяться, наращивать абонентскую базу, повышать качество услуг, грамотно вести политику ценообразования. Вполне возможно, что с вступлением России в ВТО на наш рынок придут зарубежные компании и потеснят федералов. Повторю: это закон рынка.

Почему мы и стараемся создать в республике кластер из трех, максимум четырех крупных компаний, которые могли бы успешно работать не только на республиканском, но и на федеральном, международном уровнях. Одна такая компания у нас уже есть – это ICL, вторую создали на базе “Тат-энерго”. Третья создана на базе “Татнефти”. У них, пожалуй, сегодня наибольший потенциал, чтобы собственные разработки и деятельность на внутреннем рынке обеспечить и выйти на внешний рынок. Задача государства – развивать рынок и создавать условия для здоровой конкурентной борьбы. Нам ведь важно, чтобы услуги были качественными и по цене приемлемыми, чтобы у граждан был выбор. Так что все здесь решать будет клиент.

От высоких технологий к проблемам насущным нас возвращает звонок от жителей Азино-2, что в Казани.

– Газеты к нам приносят лишь в час-два дня, когда вся информация уже устаревает. С чем это связано?

– По графику это должно происходить с девяти до одиннадцати часов утра. Доставка письменной корреспонденции и периодической печати в отделениях почтовой связи №100 и №140 г.Казани будет взята на контроль.

– В почтовом отделении №140 сняли вывеску о том, что участники Великой Отечественной войны и инвалиды обслуживаются вне очереди. Почему? Их здесь и так осталось всего четырнадцать человек…

– В операционном зале почтового отделения идет ремонт, так что сняли весь информационный материал о почтовых услугах. Как только ремонт закончится, все будет снова на своих местах.

– В “Горпечати” еще можно купить газеты “Республика Татарстан” и “Ватаным Татарстан”, но их не хватает. А в киосках “Экспресс печать” местных газет вообще не бывает, многие из них работают без лицензии, как на улице Ломжинской, в 10-м микрорайоне. С чем это связано? Будут ли продавать республиканскую прес-су в киосках города?

– Киоски “Горпечать” и “Экспресс печать” не находятся в ведении нашего министерства, ими ведает администрация Казани. А вот в отделениях почтовой связи для реализации в розницу всегда имеются в продаже как центральные, так и республиканские издания.

 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще