Будь моя воля, я бы законодательно запретила всяческие реформы любого уровня, касающиеся пенсионеров. Даже если они направлены на “улучшение качества жизни”. Собственно, у нас ведь все реформы, по заверениям чиновников, на это направлены. Только все ли смогут оценить это качество по достоинству? Не исключено, что некоторые просто не доживут до того светлого дня, когда все плюсы очередной реформы станут наконец очевидны.
Вот, например, в Казани в очередной раз экспериментируют с транспортом. Вводят специальные карты для льготного проезда пенсионеров. Теперь недостаточно просто прийти на почту и купить социальный проездной. Сначала нужно получить заветный кусок пластика в управлении соцзащиты (отстоять очередь, сфотографироваться, оформить все документы), потом с этой картой пойти на почту. Но если раньше пенсионер просто отдавал деньги и получал билет, то теперь сотрудница почтового отделения должна внести его данные в компьютер, зачислить на карту деньги, а все это удлиняет время процедуры. Возможно, через некоторое время, когда система будет отлажена, народ действительно ощутит всю прелесть нововведения. Но пока…
Это “пока” я на днях наблюдала в 110-м казанском отделении связи. Огромная очередь из пенсионеров выстроилась ко всем трем работающим окошкам. Потом выяснилось, что деньги на карты зачисляют только в двух, и те, кто отстояли по 20-30 минут в то окно, где деньги не зачисляли, стали прорываться без очереди к другим кассирам. Те начали ругаться. Одна девушка орала (другого слова не подобрать) на какого-то дедушку так, что из недр почтового отделения выбежали сотрудники, занятые внутренней работой. Но попытки угомонить коллегу действия не возымели – у молоденькой кассирши явно сдали нервы. В ответ на нее начали кричать посетители. Бедный дед, явившийся причиной скандала, попеременно краснел, бледнел, и я даже побоялась, что у него сейчас прямо вот тут и схватит сердце… Но, похоже, никого это уже не волновало – общий гвалт достиг невероятных децибел.
Если добавить к этому, что в переполненном почтовом отделении было довольно душно – цельная картина события носила довольно апокалиптический характер. Я ретировалась из отделения, сочтя за лучшее прийти сюда как-нибудь в следующий раз. Но бедным пенсионерам деваться было некуда – им-то нужно успеть положить деньги на карту до определенного срока…
Какую же цену наши пенсионеры платят за “улучшение качества жизни”? Когда высокое начальство в своих кабинетах размышляет над тем, как бы еще что-нибудь “улучшить”, оно далеко не всегда представляет, как это будет выглядеть на практике. И невдомек им, что для пожилого больного человека, зачастую плохо ориентирующегося в сложных реалиях современной жизни, даже самая благая реформа будет связана с большими нервными затратами. Чего стоит одно только хождение по инстанциям и общение с нашей сферой обслуживания – не каждый молодой и здоровый способен это адекватно перенести.
Улучшит реформа жизнь пенсионера или нет – это еще не ясно, а вот в том, что может сократить, – сомневаться не приходится.