Необычный способ разрешения конфликтов между школьниками реализует Комплексный центр социального обслуживания “Доверие” казанского городского комитета по делам детей и молодежи. Совместно с московским общественным центром “Судебно-правовая реформа” сотрудники КЦСО “Доверие” на базе казанской гимназии № 9 с декабря прошлого года начали работу по проекту “Школьные службы примирения”.
По словам Кадрии Шарифзяновой, руководителя отделения социально-правовой защиты несовершеннолетних КЦСО “Доверие”, речь идет о создании структуры, которая помогает разрешать школьные конфликты цивилизованным способом, не доводя дело до драк и вмешательства администрации.
Очень важно, что в службе работают сами школьники (конечно, при поддержке взрослого куратора). Они собирают стороны конфликта за “столом переговоров” при участии нейтрального человека, так называемого медиатора, который не выносит решение, но снижает “градус эмоций” и помогает наладить мирный диалог.
– Ровесники нам доверяют больше, чем взрослым, – рассказывает один из таких медиаторов, семиклассница Ксения Лазарева. – Мы, как в фильме “Ночной дозор”, являемся некоей третьей силой, которая выносит решения по поступкам противоборствующих сторон. В числе моих последних “свершений” – разрешение конфликта между двумя подругами. Размолвка началась со сплетен одной из девочек. Пришлось разбираться. К счастью, примирение состоялось довольно быстро. Учителя в такой ситуации вряд ли бы “разговорили” своих подопечных.
Ксения убеждена: подобная форма работы для школьников полезна, подросткам надо быть готовыми к миру взаимоотношений, который сегодня как никогда насыщен проблемными моментами. И если люди не умеют их разрешать, то часто попадают в какие-то неприятные ситуации.
– Благодаря этому проекту отношение детей к разрешению конфликтных ситуаций изменилось, – говорит Кадрия Шарифзянова. – Ребята стали более уважительно относиться к медиаторам, а количество детей, которые сами хотят ими стать, увеличилось. И поэтому данный проект мы хотели бы внедрить в регионе более массово. К тому же такая работа способствует профилактике правонарушений, а это очень важная составляющая деятельности нашего отделения. И еще – подобная работа формирует у несовершеннолетних гражданскую позицию, они начинают осознавать, как важно соблюдение закона, приходят к пониманию своих прав и обязанностей, и это важно для становления гражданского общества. Так что не исключено, что с сентября школьные службы примирения появятся еще в нескольких казанских школах.