Про то, на что могут пойти капиталисты в случае, если им “светят” огромные прибыли, весьма популярно еще в позапрошлом веке рассказал Карл Маркс. Однако за это время во всех странах, которые принято называть развитыми, этих самых капиталистов в их аппетитах научились окорачивать. И делает это в основном государство. Увы, но умерить аппетиты доморощенных предпринимателей, которые осуществляют автобусные перевозки в столице нашей республики, пока не удается.
На днях я сел в автобус маршрута № 89, чтобы доехать на завод “Оргсинтез” на деловую встречу. Сел не просто так – на автобусе большими буквами это предприятие значится как конечная остановка. Однако меня ждало разочарование – кондуктор объявила, что до завода они не ездят, так как “нет смысла возить одного-двух человек так далеко”. На мой вопрос о том, почему же на автобусе завод обозначен конечной точкой маршрута, последовал меланхоличный ответ: “Не мы же это пишем…”
Следующий “89-й” также не шел до конечной, и следующий тоже… А потом выяснилось, что они вообще днем не ходят по маршруту, обозначенному в расписании, а укорачивают его с тем, чтобы за единицу времени заработать как можно больше денег. До “Оргсинтеза” же доезжают лишь в часы пик – утром и вечером. Пришлось добираться до нужной точки на такси.
Позвонив по телефону “горячей линии” 275-30-50, где можно оставить претензию к работе казанского транспорта, я выяснил, что необходимо назвать номер той машины, которая допустила нарушение. Но если все автобусы маршрута этому самому маршруту не следуют, неужели нужно переписывать номера их всех? На остановке у “Оргсинтеза” днем с огнем не найти ни одного “89-го”, и это легко могли бы проверить сотрудники городского комитета по транспорту. Могли бы…
Отдать на откуп частникам городской транспорт, конечно, несложно, значительно сложнее проконтролировать его работу так, чтобы права пассажиров не нарушались. А они нарушаются по-прежнему, и не только в случае с 89-м маршрутом, хотя об этом неоднократно сообщалось в газетах, в том числе и в нашей. Например, уже в десять – пол-одиннадцатого вечера “поймать” автобус считается большой удачей, так как они к этому времени попросту прекращают ходить – зачем зря тратить солярку, народу-то (а значит и денег) мало.
По-прежнему водители не утруждают себя объявлением остановок, зато продолжают “на всю катушку” включать в салонах музыку. А чтобы автобус остановился на нужной остановке, вам непременно требуется уведомить о вашем желании кондуктора или водителя (хорошо, что не письменно), иначе запросто прокатит мимо, порой даже не обращая внимания на ждущих его у павильона пассажиров. И за такой “сервис” казанцы и гости столицы вынуждены платить больше, чем где-либо в соседних регионах. Не говорю уже о гонках по тротуарам, которые в часы пик устраивают многие водители автобусов. Эту картину, например, можно наблюдать каждый вечер из окон издательства.
Сегодня положение дел таково, что владельцы маршрутов снимают только “сливки” с перевозок, а “возить саночки”, выполняя крайне важную для людей роль общественного транспорта, роль социальную, им не хочется.