В образование в Татарстане денег вкладывается больше, чем в любую другую отрасль. Однако пока эти вливания не дают того эффекта, на который рассчитывают в руковод-стве республики. Примерно так можно резюмировать выступление Премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова на итоговой коллегии Министерства образования и науки, прошедшей в четверг в одной из казанских школ.
Итоги и перспективы
Открывая заседание, министр образования и науки Альберт Гильмутдинов, естественно, не мог не напомнить собравшимся об основных прошлогодних достижениях в подведомственной ему отрасли. Прежде всего – это программа «Бэлэкэч», благодаря которой за год в республике открыто 53 новых детских сада, появилось 11830 новых мест для детишек. По словам министра, в России проблему мест в детских садах для малышей старше трех лет планируют решить в течение пяти лет, а у нас эта категория детей уже стопроцентно «пристроена» в дошкольные учреждения. А на смену «Бэлэкэч» в новом году придет не менее грандиозная программа – капитального ремонта школ старше 30 лет (всего их в республике около 800, в 2012-м планируют отремонтировать 153, потратив на это более полутора миллиардов рублей).
Еще одним поводом для гордости министр резонно обозначил значительный рост зарплат татарстанских учителей. В последнем квартале минувшего года средняя зарплата педагога в республике достигла 17851 рубля, что, по словам министра, превысило среднюю зарплату по экономике. Правда, Альберт Гильмутдинов тут же оговорился, что средний заработок в экономике в данном случае брался из первого квартала 2011-го…
Нашлось в отчете место и другим достижениям нашего образования – хорошим показателям ЕГЭ, ударным темпам информатизации школ и компьютеризации педагогов… Из этих достижений вытекают и новые задачи, которые республиканская система образования собирается решать в наступившем году. Так, Татарстан – пока единственный регион в России, где решили полностью перейти на электронные журналы, отказавшись от их бумажного аналога. Еще одно новшество – грантовый проект «IT-учитель»: на конкурсной основе отберут педагогов, которые будут отвечать за программы информатизации в своих школах – чтобы поставленная в кабинеты умная техника не простаивала, а работала на благо образования.
Следующая новость, безусловно, должна порадовать преподавателей английского языка – 300 лучших из них нынче планируют отправить учиться в Кембридж.
И еще один проект, о котором хочется рассказать, – в 2012 году в Татарстане запускают программу «Школа после уроков». По мнению министра образования, в школьные стены должны вернуться всевозможные кружки и секции, и детские голоса должны там звучать до позднего вечера. Для этого учебные заведения снабдят спортинвентарем, а также создадут дополнительную технологическую базу.
О бедном учителе
Грандиозные проекты – это прекрасно, но есть еще рядовой учитель, которому надо как-то угнаться за всеми новшествами, не забывая при этом вкладывать в детей знания и душу… Первой из выступавших на коллегии о бедном учителе замолвила слово директор Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования Гузел Мухаметзянова. Отметив, что сильной стороной татарстанской педагогики всегда было сочетание новаторства и традиций, она напомнила собравшимся об одной из таких традиций: до революции земским учителям давали 4 месяца отпуска и оплачивали путешествия, в том числе за границу, потому что считалось: педагог должен быть прежде всего интересной личностью, человеком с большим багажом не только книжных знаний, но и личных впечатлений.
Современные же муниципальные педагоги, в отличие от зем-ских, вместо путешествий вынуждены в отпуске разрабатывать поурочные планы на весь грядущий учебный год, потому что их работу оценивают прежде всего по бумажным отчетам. Об этом говорил председатель рескома профсоюзов Юрий Прохоров, которого не было в списке выступающих на коллегии, но который, видимо, просто не мог молчать и попросил слово вне регламента. Посетовав на то, сколько ненужной информации обязан учитель предоставлять в ходе работы вышестоящим начальникам, профсоюзный лидер пояснил, что и высоким учительским зарплатам не надо так уж радоваться, ведь эти деньги педагоги получают, работая на полторы-две ставки, а если брать учительскую ставку в чистом виде, то она от средней зарплаты по экономике по-прежнему далека.
Тормоз для экономики
И все же сфере образования грех жаловаться на финансирование – об этом Юрию Прохорову и всем собравшимся напомнил Премьер-министр Ильдар Халиков.
– Вам завидуют остальные министерства, потому что ни одна отрасль не получала таких решений Президента, как ваша, – заметил глава Правительства и привел цифры: в 2009 году образованию выделено 28 миллиардов рублей, в 2010-м – 32 миллиарда, в 2011-м – 41,6 миллиарда… Ну а в новом году, как уже говорилось, стартует программа капремонта школ.
Вот только средства, вкладываемые в школу, по мнению Премьер-министра, пока в полной мере не работают.
– Надо разобраться, что мешает учителям полноценно использовать в учебном процессе ноутбуки и Интернет, – посоветовал Ильдар Халиков педагогическому начальству.
Еще больше претензий у премьера накопилось к высшей школе. Припомнив фразу «Россия – страна некачественного высшего образования», он обвинил татар-станские вузы в том, что они тормозят развитие экономики республики. Конечно, что-то в этой сфере меняется, но крайне медленно, республика столько ждать не может.
– Мы ждем реальных результатов, когда руководители предприятий скажут, что к ним пришли уже готовые специалисты, когда студентов будут «разбирать» по рабочим местам уже с третьего курса, – обозначил Ильдар Халиков задачу для ректоров.
Не понравилось Премьер-министру и то, что среди 55 победителей федерального конкурса поддержки программ стратегического развития образовательных учреждений высшего профессионального образования «вузов РТ целый ноль». Ну а финальной точкой своего недовольства Ильдар Халиков обозначил проблему тестирования на наркотики. Ни один вуз, по его словам, не обследовал на этот предмет 100 процентов своих студентов.
Премьер-министр согласился с Юрием Прохоровым в том, что работа учителей переполнена бумажной волокитой. Впрочем, не только учителей, но и врачей, работников других социальных учреждений.
– Количество справок, которые они вынуждены ежедневно готовить, превысило все мыслимые пределы. Сейчас мы готовим новый проект «Эффективное правительство», и все справки можно будет брать на одном портале. Так что понятие «пришлите мне справку» должно вообще выйти из обихода! – под одобряющий гул зала заявил Ильдар Халиков.