В последние годы в республике большое распространение получили так называемые молодежные субкультуры. Конечно, они существовали и много раньше, вспомните тех же хиппи или панков, но такого всплеска новых и зачастую непонятных для обывателей неформальных течений в Казани еще не было. И что они несут с собой, общество еще не до конца представляет. Если в советское время государство относилось к ним с открытой неприязнью, то сегодня просто старается их не замечать. Между тем явление это многогранное и знать о нем нужно, чтобы, с одной стороны, была возможность в случае необходимости предупреждать появление в этой среде негативных тенденций, а с другой – развивать положительные начала, которые тоже в молодежной субкультуре присутствуют.
В Казани неформалов любого покроя найти нетрудно. Излюбленные места этих ребят – улицы Петербургская и Баумана. Да и в школах, ссузах и вузах такую молодежь можно встретить. У неформальных молодежных объединений есть свои история, “устав” и внешние атрибуты. В их основе продолжает оставаться главная заповедь – относительная независимость от социума.
С каждым годом количество новых движений только увеличивается. И это не может не беспокоить, ведь появление той или иной формы молодежной субкультуры – всегда вызов обществу, ответ на какие-то изменения в нем. Так, полвека назад на возрастающее лицемерие и насилие в мире молодежь ответила появлением “жизнерадостных” хиппи. Сегодня, как и многие крупные российские города, Казань, да и вся республика в целом, также переживает всплеск неформальных течений. Вот только миро-ощущение у большинства из них далеко не “хипповское”, все они схожи в основном – пессимистическом восприятии окружающего.
У студентки ТГГПУ Ани Звонаревой увлечение готами началось в тринадцать лет. Это она списывает на переходный возраст. “Сначала меня привлек только стиль готов. Потом пошло дальше – захотелось общения с интересными мне людьми. Стала приобщаться к их образу жизни и, что называется, ушла в этот мир с головой. Любопытного в нем оказалось немало. К примеру, регулярное посещение кладбищ – обычное явление для готов”.
Основной принцип готики, в частности, гласит: сегодняшний день может стать для тебя последним, потому и прожить его нужно соответственно. Одеваясь в черные одежды, используя оккультную символику, даже подкрашивая лица в мертвенно-бледный цвет, ребята как бы… играют в смерть. Хорошо, если интерес к игре со временем ослабевает, но особо впечатлительные могут и заиграться…
“Сейчас я все больше сожалею о былом увлечении, – продолжает Аня. – Потому что если что-то затягивает, как болото, то, кроме пузырьков и водорослей, ничего не видишь – перед тобой лишь твоя субкультура. Я стала плохо учиться в школе, растеряла прежних друзей.
Отказаться от “наркотика” помогли родители. Они подошли к проблеме очень корректно и умно: в кругу семьи обсудили плюсы и минусы моего “хобби”. И я поняла: если и дальше продолжу такой образ жизни, то просто потеряю себя. Когда же общение с готами закончилось, все у меня вернулось в нормальное русло”.
“Субкультура, – подытоживает Аня, – может быть как созидательной, так и разрушительной. Изначально молодые люди идут в неформальные течения в поисках своего “я”, желания самовыразиться, выделиться из общей массы. Но многие в силу своей несамодостаточности в итоге вообще это “я” теряют, полностью подчиняясь “правилам игры”.
Для других субкультура – это просто игра. Они ценят в ней лишь участие. Эти ребята берут из общения с себе подобными что-то необходимое для их развития. То есть они могут вести нормальный социальный образ жизни и при этом быть готами. Опасно то, что, к сожалению, это не у всех получается”.
Оказавшись внутри неформального сообщества, молодые люди часто не задумываются о последствиях своего увлечения, о том, что нередко в отдельных моментах оно носит противоправный характер. Массовость смазывает у них осознание опасности, которую оно несет обществу. Примером служат футбольные фанаты. С одной стороны, можно подходить конструктивно к этому увлечению – интересоваться футболом, поддерживать свою команду, сборную страны. Ничего в этом худого нет. Плохо то, что, бывает, футбольные матчи превращаются в схватки, драки футбольных фанатов. Они крушат все, что попадает под руку, на них отвлекаются силы правопорядка. Есть и случаи гибели при этом людей. В этот ряд попадают и сатанисты, разрушающие религиозную мораль, и неофашисты, оскверняющие свастикой дома и кладбища, и модное сейчас направление “эмо”, чья философия ведет к попыткам суицида…
Немалый вред приносят также различные кибердвижения, среди которых наиболее заметны геймеры – фанаты компьютерных игр. Многие из них пропадают в компьютерных клубах, прогуливают уроки, не ночуют дома. О существовании в играх определенных психологических “кодов”, которые программируют поведение человека, нередко формируя в нем жестокость, стремление решать жизненные проблемы насилием, “как в игре”, подростки, конечно, не подозревают…
По мнению психолога Светланы Адагашевой из казанского филиала Всемирного центра взаимоотношений, увлеченность ребенка какой-то субкультурой, в принципе, не несет в себе ничего плохого (конечно, если это не откровенно преступное сообщество): с одной стороны, подросток становится частью группы, которая защищает его от элементов враждебности молодежного сообщества, с другой, он пытается выделиться из обычной массы сверстников. Пессимизм готов и эмо, агрессивность скинхедов и футбольных фанатов, “закомпьютеризированность” геймеров говорят не столько о бунтарском духе молодежи, сколько о духовном нездоровье общества. Взрослые не интересуются миром подростков, не прилагают усилий, чтобы их понять, направить их неуемную энергию в нужное русло. Вот молодежь и “берет инициативу в свои руки”. Вступление ребенка в неформальную организацию – это сигнал о том, что родители, школа упустили его из виду, не заметили желание быть услышанным, нужным. Не надо забывать: подросток – это личность, которая ищет себя в жизни. Надо только помочь ему в этом поиске.
Как нам сообщили в мэрии Казани, о количестве неформальных движений в столице республики там не осведомлены, здесь работают только с официально зарегистрированными организациями. К примеру, одна из них – всероссийская общественная организация “Молодая гвардия Единой России”, республиканское отделение которой уже не раз заявляло о себе на многих мероприятиях. Одна из ее целей – консолидировать вокруг себя подрастающее поколение.
И все же некоторые субкультуры власти “берут под крыло”. Но уточняют: только нравственно здоровые и полезные обществу. Среди их представителей – ребята из клуба “Экстрим фактор”, в особенности брейкеры. Танцевальное направление “брейк-данс” в Татарстане только набирает популярность, а в Казани уже прошел международный фестиваль с участием любителей и мировых звезд этого направления. В столице даже решено построить “танцующим спортсменам” специальный крытый дворец.
Сотрудничает мэрия и с поклонниками писателя Джона Толкиена, автора трилогии “Властелин колец”. Для них проводится красочный фестиваль “Зилант-кон”, чем-то напоминающий Венецианский бал, на который в столицу республики съезжаются сотни толкиенистов из России и стран СНГ. Ребята одеваются в средневековые одежды, сами изготавливают мечи, кольчуги, шлемы и проводят инсценированные сражения.
По словам председателя комитета по делам детей и молодежи Дамира Фаттахова, игнорируя субкультуры, мы теряем ключ к взаимопониманию с молодежью. Поэтому практически в любом молодежном движении нужно выделять положительные моменты и делать упор именно на них, стараясь исключать откровенное хулиганство, незаконные действия, табак, алкоголь, наркотики и другой негатив, сопровождающий молодежные тусовки. Официальные конкурсы, фестивали и другие массовые мероприятия объединяют ребят разных субкультур в одно целое, учат их умению слушать друг друга. Первым шагом к взаимопониманию представителей тех или иных неформальных течений является взаимоуважение. Не надо забывать: субкультуры удовлетворяют потребность молодых людей в общении, спорте, творчестве, да и просто в отдыхе.
Несмотря на то что, оглядываясь в советское прошлое, сейчас критикуют комсомол, стоит признать: в те годы государство через формальные молодежные организации успешно держало молодежь под контролем. От социализма мы ушли, а новой стройной глобальной системы воспитания молодежи не создали. Есть лишь отдельные ее фрагменты, вроде “Молодой гвардии”, но они погоды не делают. Но вакуума в умах молодых людей не бывает. На безразличие к нему подрастающее поколение отвечает появлением неформальных групп. Тревожит еще и то, что модные молодежные течения – все иностранного происхождения, и в основе их идеологии в большинстве своем – пессимизм.
Конечно, благо, что власти стараются приобщать татарстанских неформалов, большинство которых зачастую ничего не знают об истории своих движений, к нормальному образу жизни, к единению через массовые мероприятия. Только таким образом можно сформировать общее конструктивное молодежное пространство.
Неформальные молодежные течения, несомненно, были, есть и будут. Не замечать их – значит уподоблять себя пресловутому страусу, зарывающему в песок голову в случае опасности. А реальная опасность трансформации какой-то субкультуры из “безвредной”, несерьезной в общественно опасную, деструктивную, согласитесь, всегда есть.