И все до лампочки

У меня сломался электрический чайник.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

У меня сломался электрический чайник. Он проработал всего год и месяц. Гарантия на него была год. Когда я стала выяснять в магазине, где оный предмет был приобретен, могу ли я его куда-то отнести на негарантийный (то есть платный) ремонт, на меня посмотрели как на дуру и пояснили, что проще купить новый.

Предыдущий электрочайник (кстати, той же фирмы) прослужил моей семье без малого десять лет. Когда я поинтересовалась у продавцов, почему же так резко снизилось качество чайников, те пожали плечами: дескать, что ж вы хотите, десять лет назад их делали в Европе, а теперь – в Китае. Но, сдается мне, не все так просто. Вот взять хотя бы лампочки. Они перегорают. Что само по себе неудивительно. Но они перегорают удивительно быстро – иногда и двух месяцев не проходит, как приходится менять. Один мой знакомый пенсионер регулярно вспоминает, что их семья за годы войны не сменила ни одной лампочки – все исправно горели. А сейчас, мол, халтурят изготовители…

А может, не халтурят? Может, это изначально так и задумано? Эта мысль впервые пришла мне в голову, когда на российском рынке только стали появляться “брендовые” колготки – всякие там “Леванте”, “Голден леди” и иже с ними. Наглядевшись на рекламу, где маленький мальчик даже при помощи железной дужки детского ведерка не может порвать мамины колготки, я купила такие же – а стоили они по тем временам недешево. Женщины меня поймут.

Моя пара, в отличие от рекламной, столкновения с грубой действительностью не выдержала – после первой же поездки в переполненном троллейбусе на них образовалась приличная дыра. “Наверное, бракованные попались”, – решила я и купила еще одни. Эти продержались дольше – неделю. Когда порвалась третья пара и я пошла на рынок за четвертой (это тоже смогут понять только женщины), то, глядя на улыбающуюся продавщицу, вдруг поняла: да зачем же производителю делать прочные колготки? Ведь тогда же никто не будет покупать новые!

А зачем тому же производителю делать надежные чайники, лампочки, мебель, телефоны? При нынешнем-то товарном изобилии разве заинтересована промышленность в долгой службе товаров? И не только промышленность. В моей стиральной “Вятке-автомате” сломался насос. Я обзвонила все мастерские по ремонту бытовой техники. Везде готовы чинить только новые импортные машины, мою не хотят даже посмотреть – ремонтникам это невыгодно. Опять же – значит, выгодно специализироваться на современной дорогостоящей технике, значит, она не так уж редко ломается.

Везде только и разговоров, что о росте промышленного производства: нужно наращивать, наращивать и наращивать объемы производимой продукции. На это затрачивается уйма ресурсов – энергетических, материальных, людских. Но ведь все произведенное надо потом продать…

Конечно, есть вокруг нас немало перфекционистов, которым непременно подавай все только самое современное, самое новое, самое модное. Но меня, например, вполне устраивал мой простенький чайник, и я без ущерба для самомнения могла бы пожить с ним еще лет пять как минимум. Как и со старой стиральной машиной. Думаю, я не одна такая. Но нас буквально вынуждают покупать новые вещи, потому что откуда иначе возьмется прибыль у бесконечно наращивающих обороты предприятий?

Вот и получается, что они работают сами на себя, заведомо производя продукт с таким расчетом, что через недолгое время нам придется идти за новым. А мы чертыхаемся по поводу сломавшейся техники и порванных колготок и идем в магазин – а куда деваться? Производителю-то наши переживания – до той самой лампочки…
 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще