СК ушла, но обещала позвонить…

Три страховые компании – «Ростра», «Росстрах» и «Русские страховые традиции» (РСТ) свернули или приостановили свою деятельность.

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Тысячи клиентов страховых компаний распрощались со своими деньгами

Три страховые компании – «Ростра», «Росстрах» и «Русские страховые традиции» (РСТ) свернули или приостановили свою деятельность. Тысячи клиентов по всей стране не увидели своих денег. Месяцами ждали, звонили, а когда терпение лопнуло, стали приходить в офисы компаний и увидели, что они или пусты, или закрыты, или в помещении обосновалась совсем другая фирма.

При этом если «Ростра» и «Росстрах» прекратили собирать взносы с клиентов уже осенью прошлого года, то РСТ до последнего брала на себя заведомо невыполнимые обязательства, а ее сотрудники вплоть до момента лишения лицензии пытались продавать страховые полисы.

С 1 января, как известно, введены новые требования к уставному капиталу страховых компаний. Так называемые классические фирмы, не занимающиеся перестрахованием, должны были либо нарастить уставной капитал до 120 миллионов рублей, либо покинуть бизнес. На то, чтобы определиться, было дано достаточное время – более года. Данным сроком компании воспользовались по-разному: одни увеличили уставной капитал, иные прекратили деятельность как юридические лица, но влились в другие крупные компании, сохранив персонал и клиентскую базу. А вот другие – и к ним относится наша «тройка» – решили «простить всем долги» и уйти. И ушли по-разному.

Кто-то тихо, по-английски: «Смотрите в будущее уверенно вместе с СК «Ростра», – до сих пор сообщается на сайте компании. – «Ростра» – это: безупречная репутация… гарантия надежности… экономия времени… индивидуальный подход… качественный сервис…» И так далее, и тому подобное, в то время как Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) уже приостановила лицензию компании.

Другая перед уходом вежливо поклонилась покинутым клиентам: «Уважаемые дамы и господа, у страховой компании ОАО «Росстрах» отозвана лицензия. …Ваш полис ОСАГО имеет юридическую силу до конца срока действия договора и срока (периода) использования транспортного средства…»

Что стоит за этим реверансом? А то, что компания не собирается выполнять свои обязательства по добровольным видам страхования.

Третьи ушли, хлопнув дверью, послав всех… в суд и показав на своем официальном сайте дорогу: «Сообщаем Вам, что в настоящий момент ЗАО «СК «РСТ» находится в стадии ликвидации в связи с тяжелым финансовым положением и не имеет возможности в добровольном порядке производить выплаты по своим обязательствам…» В связи с этим компания рекомендовала обращаться в суд, разъяснив порядок действий.

Все ли дороги ведут в суд и реально ли выбить долги у компании, объявившей себя банкротом? «Граждане, имеющие полисы ОСАГО, могут на что-то рассчитывать, потому что по этому социально значимому, контролируемому государством проекту за обанкротившуюся компанию отвечает Российский союз автостраховщиков (РСА), который и должен возвращать долги, – поясняет президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров. – Сложнее обстоят дела по добровольным видам страхования. Тут, действительно, без вмешательства суда не обойтись».

Но будут ли компании-банкроты исполнять судебные иски, даже если покинутым ими клиентам удастся выиграть дело?  Вот в чем вопрос. И почему компании вообще обанкротились? Да и обанкротились ли вообще?

Как ни переставляй слова в предложении, вопросов от этого меньше не станет, а поиском ответа на них сейчас занимаются соответствующие органы.

Наши три компании – далеко не новички на рынке страхования, считались одними из самых серьезных, входили в топ-20 по объему страховых сборов по ОСАГО.

«Невыполнение обязательств разоряющимися страховщиками – не новость для нас. За последние восемь лет только из числа участников ОСАГО рынок страхования покинули более сорока страховщиков. И где сейчас руководители этих компаний, которые, оперируя чужими средствами, довели их до плачевного состояния, не исполнив обязательств перед клиентами? На берегу моря? На курортах? Где угодно, но только не в тюрьме! Так не бывает: компания собирала, собирала взносы и вдруг в одночасье обанкротилась, – делится сомнениями Рустэм Сабиров. – Скорее всего, из компаний постепенно выводились активы, тем более что признаки этого можно было заметить в течение прошлого года: организации несколько раз меняли адреса, месяцами не производили страховых выплат, в то же время исправно получали взносы и привлекали клиентов».

Без привязки к какой-либо конкретной фирме и ситуации президент Союза страховщиков чисто гипотетически предположил, как можно сознательно стать банкротом.

«В некоторых случаях причина банкротства предприятия кроется в непрофессионализме менеджмента, но все же в большинстве случаев здесь имеет место осознанное воровство, преднамеренность. Вот, например, какая-то компания заявляет, что ее несостоятельность связана с тем, что из состава акционеров вышел главный акционер. Такая схема вывода активов проста – компания продается какому-нибудь Иваныванычу, который живет на вокзале и сегодня, как и вчера, – с похмелья. Этот Иванываныч и должен нести «ответственность» перед клиентами, объясняться, почему страховой резерв компании, предназначенный для выплат, потрачен на покупку «чего хочу»…

Перед кем должен нести ответственность Иванываныч помимо клиентов? Перед серьезным госорганом – Федеральной службой по контролю над финансовым рынком. Но где были эти госконтролеры, когда активы находились у реальных владельцев?

Возможно, законодательная новелла – увеличение уставного капитала до размера не менее 120 миллионов рублей – обеспечит стабильность на страховом рынке. Но, по мнению президента Союза страховщиков, это не является гарантом благополучия, ведь все три компании, которые нынче ушли с рынка, имели очень хороший уставной капитал. Вопрос упирается в качество этих активов. По его словам, требование иметь весомый уставной капитал можно обойти: «Берется кредит, деньги кладутся в банк, регистрируется необходимый уставной капитал компании. На другой день средства снимаются со счета, а взамен оставляется вексель. Финансовое положение страховщиков контролируется лишь на отчетную дату каждого квартала, и четыре раза в году заменить вексель деньгами – немудреное дело. Так что по существу в балансе – ничем не обеспеченная бумажка! Если проверять страховые компании в режиме реального времени, ежедневно, как игроков банковской сферы, порядка было бы больше», – считает Рустэм Сабиров.

Через год после начала действия закона об ОСАГО действующая тогда Федеральная служба страхового надзора заявила о своем намерении ужесточить контроль за страховыми компаниями. Контролирующий орган, представляющий государство, который должен защищать интересы граждан, поменялся, а скандалы на страховом рынке продолжаются. И самое печальное, что при этом страдают простые граждане.

Всем известно: чем больше людей потеряют деньги, тем богаче становятся единицы, стоящие по другую сторону баррикад. Возможно, разброд и шатание на страховом рынке кого-то устраивает, если обещания ужесточить контроль за страховыми компаниями так и остаются намерениями?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще