Как уже сообщалось, на днях на “прямую связь” с читателями нашей газеты пришел министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдус Фасхутдинов. Разговор со звонившими оказался очень оживленным и вместо положенных шестидесяти минут продлился почти два часа. Татарстанцев интересовали не только частные вопросы вроде “планируется ли ремонт улицы такой-то?”, но и более масштабные проблемы – о новейших технологиях строительства и ремонта дорог и организации движения общественного транспорта по образцу зарубежных стран.
…До начала “прямой связи” еще пятнадцать минут, а телефон уже звонит. Хорошо, что министр тоже приехал заранее…
Предусмотрительный, как все пенсионеры, Михаил Дмитриевич Исаев дозванивается до редакции первым.
– Ильдус Ирфанович, я руководитель информационно-консультационного центра обслуживания агропромышленного центра РТ. И уполномочен садоводами Казани просить у вас помощи в улучшении движения транспорта на маршруте №77 – от Сахарова до Победилова. Проложен он через Вахитовское кольцо. И начиная от остановки Фучика и до Роторной с семи до половины десятого утра сесть на автобус №77 просто невозможно. А ведь в Победилове восемь садоводческих обществ – более четырех тысяч садоводов, в том числе, конечно, инвалидов и пенсионеров, населенные пункты – Нефтебаза, Победилово, Отары. Может, хоть на лето по старому маршруту через Танковое кольцо пустить автобус, назвать маршрут №77-а. Вам все садоводы спасибо скажут…
– Вопрос передадим в администрацию Казани, – говорит Ильдус Фасхутдинов. – Дело в том, что все городские маршруты утверждаются решением администрации муниципального образования – согласно федеральному законодательству полномочия по этой части переданы ей. Министерство же может здесь только что-то подсказать, порекомендовать…
– Сегодня дозвонился до начальника отдела эксплуатации АТП-2, которое обслуживает этот маршрут, – жалуется Михаил Исаев. – Так мне объяснили, что несколько писем с предложением открыть такой маршрут они в городской комитет транспорта уже сами отправили, но ответа не получили…
Успокоенный пенсионер вешает трубку, и тут же телефон опять подает “признаки жизни”. Вновь звонит пожилой казанец и тоже “победиловец”, и снова вопрос о транспортном обеспечении дачников.
– Сергеев я, Николай Иванович. Вот читал сегодня “Республику Татарстан”, так узнал, что в Набережных Челнах всех пенсионеров и инвалидов в дачный сезон бесплатно возить будут. А у нас за деньги не могут. Обидно за столицу, честное слово. А ведь у нас и дорога отличная. Если чуть продлить маршрут, то и развернуться есть где автобусу любой величины…
Проблема “как добраться до дачи” волнует и жительницу Казани Анастасию Ивановну Блохину – она предлагает на лето открыть маршрут от компрессорного завода до Крутушки.
На состояние дорог в городе сетовали несколько жителей Северного и Западного поселков Буинска.
Записав адреса и телефоны дозвонившихся на “прямую связь”, министр обещает направить обращения в муниципалитеты и лично проследить, какая будет на них реакция.
– К сожалению, у нас еще много населенных пунктов, дороги к которым нужно улучшать, – соглашается Ильдус Фасхутдинов. – Помощь республиканский бюджет бюджетам муниципальных образований оказывает, но все же благоустройство дорог на своей территории – обязанность последних. В ведении нашего министерства – региональные трассы. А претензии татарстанцев понимаю – я тоже вырос не в самом благоустроенном селе. Это проблема большинства сел и деревень республики.
Но не в обиду сельчанам и жителям небольших городов хочу привести такой пример. На днях мой заместитель ездил в село Малые Кокузы Апастовского района – там тоже внутрипоселковые дороги не асфальтированы. Так жители от бедности что придумали? За трактор цепляют бетонную плиту и таскают ее по дороге – выравнивают. Так что асфальта нет, но по улице пройти можно, летом она травкой зарастает.
Уважение вызывают люди, которые пытаются не только жаловаться, но сами благоустраивают свою улицу. Нет, требовать внимательного к себе отношения имеет право каждый из нас, но ведь и самим можно как-то руки приложить, правда?
– Вас беспокоит жительница Дрожжаного. Из Буинска в Казань ходят комфортабельные автобусы, а к нам – только “пазики”. Будут их менять когда-нибудь?
– Сегодня маршруты обслуживаются частными перевозчиками, и пока они покупают автобусы, которые считают максимально выгодными, – поясняет Ильдус Фасхутдинов. – Однако перевозчиков становится все больше, а потому возрастает конкуренция между ними. Насколько я знаю, уже есть претенденты на ваш маршрут с китайскими автобусами. Они, безусловно, комфортабельнее “пазиков”.
– Ругают ведь “китайцев” казанские пассажиры, – вмешиваюсь я. – Да и многие водители, на них работающие, недовольны. Ломаются эти машины часто. А сколько по столице курсирует красных автобусов, где вместо стекол – фанерные или картонные “вставки”. Несолидно как-то…
– Покупают эти автобусы перевозчики, а не мы, – поясняет еще раз министр. – Мы можем не допустить автобус к перевозкам, если он изначально не соответствует своему предназначению. Ну, например, нельзя в качестве общественного транспорта использовать однодверные автобусы…
– Будут ли автобусы по маршруту Казань – Пестрецы возить пассажиров по электрон-ным проездным билетам, как в Казани с первого июня обещают? – интересуется жительница Пестрецов Шафигуллина.
– Пока оплату по электронным картам внедряют только на внутриказанских маршрутах, – поясняет министр. – Но, думаю, и до пригородов дело дойдет. Вот только сроки не назову.
Читательница Ирина Медникова из Казани интересуется ремонтом дорог:
– Мы много говорим о новых технологиях их строительства и ремонта, о закупке новой техники и так далее. И все-таки: будут у нас делать дороги в со-ответствии с современными требованиями?
– Так уже не первый год мы работаем по новым технологиям. И закупка современной техники ведется. Другое дело, что этого недостаточно. И уже в нынешнем году дорожно-строительные организации закупают более мощную и производительную технику. Мы просто не имеем права останавливаться в развитии – количество автомобилей растет быстрее, чем число техники у дорожников.
– Извините, но о каких же новых технологиях речь, когда дороги постоянно чинят, а они “добросовестно” приходят в негодность?
– Не соглашусь. Как раз новые технологии здесь выручают. Вот, к примеру, вы можете назвать хоть одну из крупных казанских улиц, которая в плохом состоянии?
– Да, остались проблемы с периферийными улицами, с дворами, внутриквартальными, внутридворовыми проездами. Но и эта работа идет. Могу сказать – ни один из городов Приволжского федерального округа не выделяет столько средств на дороги, сколько Казань. Но ведь сразу все не сделаешь…
– С тротуарами проблема есть, согласен. Конечно, когда идет проектирование капитального ремонта улицы, то и тротуары учитываются, однако отдельно их ремонт пока редко где можно увидеть.
– Министру вопрос можно задать? Я из Казани, Светлана Владимирова. Ильдус Ирфанович, в “РТ” прочитала, что недавно прошла конференция по междугородным автобусным перевозкам. Чем вызвана такая необходимость? И получили ли вы тот результат, на который рассчитывали?
– Такая конференция назрела, – поясняет Ильдус Ирфанович. – Проблема межсубъектных перевозок – между городами Приволжского федерального округа – в последнее время вызывает беспокойство. Возросла аварийность на общественном транспорте, чаще пассажиры стали жаловаться на качество обслуживания. А уж какую проблему представляют собой стихийные автобусные стоянки в крупных городах…
Изучая ситуацию в Казани, мы выяснили, что чуть ли не большая часть межсубъектных перевозок с “диких” автобусных стоянок осуществляется неорганизованными перевозчиками, которые без каких бы то ни было разрешений “загружают” автобус, допустим, в Волжске или Чебоксарах и везут пассажиров в Казань.
Понятно, что никаких лицензионных требований по безопасности и качеству услуг такие “извозчики” не выполняют.
Проблема оказалась не только нашей, республиканской, подобное не редкость и в других регионах. Вот мы и решили эти вопросы за “круглым столом” обсудить.
А вот проблема “Газелей” – запрещение пассажирских перевозок не предназначенными для подобных поездок автобусами марки “Газель” – актуальна в основном для регионов, расположенных в относительной близости к Горьковскому заводу.
Одним из итогов конференции стала договоренность перевозчиков об исключении автобусов особо малой вместимости, к которым, в частности, относятся “Газели”, из регулярных междугородных рейсов. Договорились и о взаимодействии по установке спутниковой навигации на все автобусы, осуществляющие междугородные рейсы. То есть автобусы, въезжающие на территорию Татарстана, независимо от их принадлежности, мы оборудуем бортовыми датчиками и можем отслеживать их движение. Удобства очевидны, в случае непредвиденной ситуации всегда можно оперативно оказать помощь пассажирам и водителю такого автобуса.
– А общаться таким образом – я имею в виду конференцию – с авиаперевозчиками не предполагается?
– Буквально на днях в Казани прошло совещание, организованное полномочным представителем Приволжского федерального округа. Речь на нем шла о проблемах малой авиации. Мы поднимали там два вопроса – о региональных перевозках, осуществляемых силами малой авиации, и о проблемах авиации общего назначения – это небольшие самолеты, используемые для сельскохозяйственных работ, патрулирования территорий, авиатакси. Тема тоже назревает. Например, началось авиасообщение между Казанью и Уфой, и результаты неплохие – девяностопроцентная заполняемость рейсов. Нет пока самолетного сообщения между Казанью и Самарой, Пермью. А потребность в нем имеется.
– Вот вы говорили, что обсуждались вопросы стихийных автобусных стоянок. И каково решение в этом случае?
– Дело в том, что конференция была межрегиональная, а вопрос стихийных стоянок касается муниципалитетов. К примеру, это стоянка возле железнодорожного вокзала в Казани. Понятно, что место удобное, понятно, что нужно идти навстречу частному бизнесу и, конечно, пассажирам. Но ведь не в ущерб их безопасности! Допустим, предпринимателям, торгующим бензином, не позволят развернуть торговлю на площади перед гостиницей “Татарстан”? А покупателей было бы много, будьте уверены. Так что тут меру знать нужно.
Однако чтобы запретить стихийные стоянки, нужно перевозчикам и пассажирам альтернативу какую-то предложить. Когда в Казани появятся четыре новых автовокзала – на выездах из города, когда будет продумана и разработана логистика – доставка пассажиров к этим автовокзалам, то тогда и можно будет требовать с перевозчиков порядка.
– И когда же у нас появятся автостанции и автовокзалы на выездах из Казани?
– Пока этот вопрос на стадии проработки. Правда, уже есть потенциальные инвесторы, готовые вложить деньги в такое строительство. Скорее всего, это будет форма частно-государственного партнерства. Сложность основная – в выделении участков под строительство. Любой кусок земли в городе востребован, а потому очень дорог. Думаю, вынужденное решение будет принято, когда городу станет уж совсем невмоготу. В Москве вынуждены заниматься подобным строительством, иначе столица уже задыхается в пробках. Мы же пока ездим, пусть медленно. Но заниматься этой проблемой все равно придется.
– Но ведь во всем мире есть проблемы пробок, их как-то решают. Может, поучиться? – подсказывает читательница.
– Учимся. Месяц назад был в Баварии, смотрел, как там решают вопросы перегруженности улиц, организации движения в городе. Бавария имеет определенные аналогии с Татарстаном. Ее столица Мюнхен тоже город-миллионник, расположена практически в центре региона. Территория – семьдесят тысяч квадратных километров, у нас, напомню, шестьдесят восемь. Правда, живут в Баварии двенадцать миллионов человек – в три раза больше, чем у нас. Так вот там к организации работы общественного транспорта подходят по-немецки основательно. Давным-давно поняли, что желание каждого передвигаться по городу на личном авто ни к чему хорошему не приведет. Такой транспортный поток не разрегулировать никакими туннелями или развязками – хоть трех-, хоть пятиуровневыми. Выход один – создать хотя бы в центре города приоритет общественному транспорту. Там, в Мюнхене, норма, когда государственный чиновник, при галстуке и портфеле, едет в метро на совещание. А ведь всего пятнадцать лет назад и в Баварии общественным транспортом в основном пользовались туристы да гастарбайтеры. Бавария идет на серьезнейшие дотации общественного транспорта, ставка сделана на электротранспорт – он и дешевле, и экологичнее. Так вот за пятнадцать лет число частных автомобилей в центре города уменьшено на восемьдесят процентов, потому что выгоднее пользоваться общественным транспортом. В результате в девять утра в центре Мюнхена даже намека на пробку нет, движение свободное. Но там – мощнейшая ветка метро в центре – самая загруженная в Европе, и вокзал железнодорожный никто из центра города убирать не собирается, наоборот, от него во все стороны города идут скоростные электропоезда. В Казани тоже, допустим, с остановки “Компрессорный завод” до железнодорожного вокзала доехать очень быстро, а оттуда – в центр. Проблема только в том, как до остановки “Компрессорный завод” добраться. Но тут еще одна трудность возникает. Кто из комфортного салона авто пересядет в ободранную электричку, даже если проезд в два раза дешевле обойдется? Огромная кропотливая работа нужна, продуманная до мелочей – только так можно пересадить людей в общественный транспорт. В Баварии эту задачу много лет решали, хотя никаких новшеств, претендующих на Нобелевскую премию, там не применяли. По уму все делали, вот и все, шаг за шагом.
– В Москве собираются сделать въезд в центр города платным. Это не решение проблемы пробок? – это уже вопрос журналистов “РТ”.
– На мой взгляд, нет, – отвечает министр. – Это наверняка создаст массу заторов и массу же контролирующих органов, которые все равно не справятся с потоком автомашин. Как проверить каждого на наличие оплаты? Дорогущую систему слежения ставить или шлагбаум? Пробок еще больше станет. Население Вахитовского района – восемь тысяч человек, а на работу туда приезжает сто восемь тысяч. И половина из них – на собственных авто. Как успеть каждое утро проконтролировать пятьдесят четыре тысячи машин? Утопия.
Павел Александров, предприниматель из Казани, возвращает нас из сферы заманчивых перспектив на грешную землю Татарстана.
– Ильдус Ирфанович, достаточно давно была сделана дорога на Боровое Матюшино. Так вот, сколько лет мы по ней ездим, ни разу я там не видел ремонта. Да он и не требуется – в любую погоду дорога замечательная. Где такая идеальная трасса в ближайшее время проляжет?
– В Казани – улицы Восстания, Короленко, проспект Ибрагимова. И гарантирую вам, через пять лет они не потребуют ремонта. Улицу Гвардейскую три года назад ремонтировали, и выглядит она сегодня замечательно, правда? В Тетеево, в Нармонку ездили в последние годы? Там тоже дорога не хуже. И все последующие, думаю, будут соответствующего качества. Дорога, которую вы привели как образец качества, это норма. Другое дело, что такая бетонная дорога – удовольствие дорогое, а потому в основном их строят из асфальтобетона. Не хуже бетонки дорога на Рыбную Слободу, через село Шумково – половина была построена в прошлом году, вторую половину достроим в этом. От Рыбной Слободы в направлении Кутлу-Букаша будет отремонтировано около двадцати километров. Но весь годовой план я вам озвучивать не буду – времени мало. Держите хотя бы эти дороги на собственном контроле – через полгода еще на “прямую связь” приду, спросите с меня по всей строгости.
– Вот он думает, мне сказать нечего, – положив трубку, замечает Ильдус Ирфанович. – И зря. Работаем. Это ведь хорошие дороги незаметны – сто километров можно ехать, не обращая внимания на удобства, а десять метров ухабов и рытвин запомнятся. Когда в Казани нормальная дорога была в направлении “Теплоконтроля”? Сейчас – одно удовольствие ехать.
– Выезд из Казани через Мамадышский тракт ремонтироваться будет в этом году?
– Этот тракт из всех выездов из Казани – самый проблемный, – соглашается главный дорожник республики. – Работы по его ремонту уже начались. Может, заметили, что ремонтируется мост через Ноксу – то самое узкое “горлышко”, где каждый день пробки. В этом же году начнется расширение дороги, потом будет строиться транспортная развязка – за мостом. В ближайшие пару лет, думаю, выезд обретет достойный вид.
– Дорожные работы провоцируют пробки в часы пик. Может, ночью работать дорожникам? – снова вопрос от журналистов.
– Фирма, в которой я совсем недавно работал (ОАО “Дорожный сервис РТ”. – Авт.), основной объем работ именно ночью проводила. Старались создавать максимальную безопасность и для водителей, и, понятно, для дорожников. И ограждения ставили, и тележки специальные со знаками и стробоскопами – издалека было видно. В Москве, допустим, дорожные работы проводят с одиннадцати часов вечера до пяти утра. На четырехполосной дороге две полосы работают, две ремонтируются. Например, Ленинский проспект, правительственная дорога. В 11.15 подъезжает машина ГИБДД, проверяет у дорожников документы, место установки временных знаков, план работ и дает “добро”. А в 5.05 проезжает федеральная служба охраны, и ни одного дорожника уже не должно быть, иначе – штраф… Ночью работать гораздо производительнее – не застревают в пробках машины с асфальтобетоном, идущие с заводов – они же за городом расположены. Но есть и минусы. Масса жалоб населения – “мы спим, а вы шумите”, “у меня давление и без того повышенное, а ваши работники стучат молотками всю ночь, еще и матерятся”… Брань, конечно, “отключить” можно, а вот технику, ту же фрезу, увы, не получится.
И по улицам в это время гуляет не самая приличная публика. Зафиксировано несколько нападений на дорожных рабочих. Их даже охранять приходится. Случаи же бывают вопиющие. К примеру, едет самосвал с асфальтом в три часа ночи. Обгоняет его тонированная “десятка” и просто мешает ехать – то притормозит, то в сторону вильнет, а потом из нее в лобовое стекло самосвала летит пустая бутылка. А ведь у самосвала шестнадцать тонн – свой вес, и в кузове – еще двадцать пять. Растеряйся водитель, замешкайся, и по этой “десятке” достаточно будет одним колесом проехать…
А как вам такой случай? Стоит лейтенант милиции рядом с местом, где идет ремонт дороги – нам республиканская ГИБДД выделила его для работы, чтобы он данной ему властью не разрешал выезжать автомобилям на только что уложенный асфальт. Так подъезжает крутое авто, высовывается рука с красными корочками и буквально сдвигает лейтенантика капотом – разве он остановит старшего по званию, который к тому же на совещание торопится? Вот только асфальту все равно, в каком ты чине, на нем все равно следы останутся…
Не ремонтируют дороги? Плохо. Ремонтируют? Опять не слава богу. Только при взаимном уважении водителей и дорожников можно сделать нормальные дороги. Накал отношений между ними будет возрастать – машин все больше, значит, и дороги приходится чаще ремонтировать. Снимать надо напряжение, уважать друг друга.
Между прочим, по шариату, люди, которые строят дороги, считаются святыми. Вроде как дорогу в рай для себя мостишь. Мало кто знает, но со слов бывалых людей в Афганистане в самое напряженное время дорожников даже в заложники там не брали. Наших научили на фарси фразе “я дорогу строю”, так самые отпетые душманы относились к ним с большим уважением.
Где-то в Ростове живет дагестанец, и на хадж в Мекку у него денег нет. Так он нашел выход – каждое утро грузит тачку камнями и мостит свою дорогу. В рай или просто для людей? Каждый считает по-своему, но все одобряют его действия.