В эти апрельские дни давний автор нашей газеты Юрий Иванович Фролов отмечает свое 70-летие.
Когда мы узнали об этом, предложили ему подготовить публикацию своих фоторабот. И тут же подумали, что создали себе проблему: ну как из богатейшей фототеки известного в республике мастера отобрать “самое-самое”? Ведь снимает он уже более полувека, его работы могли бы составить целые альбомы, посвященные и Казани с ее предместьями, и древней Елабуге, и острову Свияжск, и современникам Юрия Ивановича.
А он принес всего три снимка, и на них опять был университет.
Сколько раз он обращал объектив своей камеры на это здание с колоннами, на ажурные ворота старой ковки, просто на улицу Кремлевскую, на которой, собственно, и прописан университетский комплекс? На этот вопрос не ответит и сам Фролов. Наверное, он знает все точки съемки, но едва ли станет их раскрывать – это его творческий секрет, отчасти проясняющий нам, несведущим, почему на его снимках один и тот же объект всегда выглядит по-разному.
Стремление увидеть неожиданное в привычном присуще многим фотомастерам. Но далеко не все отказывают себе в удовольствии отображать жизнь в буйстве всех ее красок, и это порой вредит. Фролов, сформировавшийся как художник в эпоху черно-белой фотографии и не без внутреннего сопротивления оставивший ее, очень экономно “расходует” цвет. Такой минимализм придает его работам особую прозрачность и подлинное благородство.
Нет, не случайно он выбрал для сегодняшней публикации именно эти снимки. Тут проявились и его творческий принцип, и уверенность зрелого фотохудожника, способного одним штрихом, одной деталью придать изображению свой колорит.
Будучи натурой творческой, он стремится соединить в своих кадрах художественность и строгую документальность. Трудно представить, сколько времени он потратил на то, чтобы запечатлеть на групповом снимке всех профессиональных фотографов Казани: надо было обзвонить десятки людей, кому-то послать письма… Он собрал практически всех – в один день в одном месте – ради единственного кадра. Но уже сейчас этот кадр уникален.
А кому могла прийти в голову мысль запечатлеть главное здание университета именно седьмого июля (седьмого месяца) 2007 года в семь часов утра? Фролов это сделал. Разумеется, в столь раннее время перед университетом никого не было, кадр получился безлюдным, но, знаете, есть в нем что-то особенное!
Потому что снимал мастер и человек, влюбленный в alma mater. Ведь после окончания отделения журналистики КГУ в 1968 году Юрий Иванович с университетом уже не расставался. Он и сегодня преподает здесь будущим журналистам.