Дорого яичко ко Христову дню

Свою пока не очень большую (хотя это как сказать) коллекцию пасхальных яиц жительница Казани пенсионерка Нина Любимовна Кузнецова начала собирать в 2000 году.

Автор статьи: Ирина СИМОНОВА

information_items_1347367195

Свою пока не очень большую (хотя это как сказать) коллекцию пасхальных яиц жительница Казани пенсионерка Нина Любимовна Кузнецова начала собирать в 2000 году. Сегодня в ее домашней экспозиции – 104 экспоната.

Интрига в том, что их не назовешь предметами городского и сельского быта или, скажем, семейного обихода. Скорее –  источниками радости. В коллекции Кузнецовой каждый экспонат имеет отдельную историю. И, конечно же, географию, поскольку все собрание представляет рукотворное мастерство людей, проживающих в самых разных городах Татарстана, России, Европы, Средней Азии. Вот расписанные вручную деревянные “крашенки” из Киева. Вот пасхальное яйцо из лунного камня – светится изнутри. Сделано оно в Перми, а приобретено в Казани, на традиционной августовской выставке “Город мастеров”. Вот привезенный из Чебоксар крупный экземпляр, выкрашенный в цвет вишни. Его вырезал из березы мастер, перенявший это ремесло от своего отца. Особенность яичка – на верхушке тоненький позолоченный крестик.

Шесть экспонатов с неброским орнаментом из Иерусалима – особняком. Это память, наследство от ушедшего из жизни очень хорошего человека, учительницы.

Привлекло внимание яйцо с непривычным для православия восточным, точнее, азиатским, орнаментом. Так и оказалось. Сделали его в Узбекистане, а в Казань оно попало вместе с выставкой народного творчества этой республики несколько лет назад.

– Это красно-синее, украшенное мелким бисером яйцо, – увлеченно рассказывает Нина Любимовна, – сотворили монахини из московского Ново-Девичьего монастыря. Сколько же терпения потребовала от них ювелирная работа! А вот и фактический “зачинатель” коллекции – “лоскутное”, то есть хитро обклеенное лоскутками ткани, яйцо – подарок Лилианы Александровны Совцовой, известной в России и за рубежом своими изделиями в стиле “пэчворк”. 

– Они сами приходят ко мне, – тепло, как о живых существах, говорит об экспонатах своей коллекции Нина Любимовна. – Я не гоняюсь специально за какими-то потрясающими по цене или раритетными изделиями, на них у меня просто не хватит денег. Что-то дарят друзья, даже соседские ребятишки, зная о моем увлечении. Что-то приобретаю в православных храмах, которые обязательно посещаю во время поездок. Все, что вы видите, по большому счету не представляет материальной ценности. Коллекцию даже отказались страховать, хотя некоторые из яиц достались мне недешево, практически истратила всю месячную пенсию. Дело не в этом. Обратите внимание, ведь от них исходит особый, душевный свет.

В коллекции неожиданно обнаруживаю откровенный “китч” китайского производства. Нина Любимовна нехотя призналась: эти “залетели” сюда ненароком. Хоть и с конвейера, но уж очень они красивые, яркие, вот и не устояла. Зато настоящей изюминкой экспозиции являются девять (было двенадцать, но три ушли на подарки) лоскутных яиц, собственноручно изготовленных Кузнецовой к прошлогодней Пасхе. К слову, мы писали о том, что в Казани много лет работает Клуб любителей лоскутного шитья, так Нина Любимовна является активной пропагандисткой этого уникального вида рукоделия. Каждое из девяти яиц, образно выражаясь, как маленький спектакль. Тут и ангелочки с трубами, и рождественские звезды – всего сразу и не разглядишь. А хозяйка коллекции готовится порадовать друзей и знакомых новыми самодельными подарками.

– Берете яйцо, протыкаете скорлупу с обоих концов и трубочкой для коктейля выдуваете его содержимое. Затем обрабатываете ацетоном, обезжириваете поверхность. И потихоньку начинаете обклеивать кусочками ткани, – не скрывает творческого секрета Нина Любимовна. – Все зависит только от вашей фантазии. А то, что яйцо будет хрупким, можно не беспокоиться. Оберните его плотнее, и даже если оно упадет, то не разобьется. Ведь не простое это яичко, а пасхальное. Символ новой жизни, – улыбается Кузнецова.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще