В ЭТИ ДНИ исполняется 10 лет с тех пор, как Ильшат Гафуров вступил в должность главы Елабуги. Похоже, так долго у руля не стоял ни один из руководителей города. Одному из самых молодых в республике мэров пришлось выводить вверенную ему территорию из кризисной ситуации, и результат налицо: Елабуга не только превратилась в обустроенный, динамично развивающийся промышленный центр. О ней заговорили в России как о центре туристическом и культурном. О том, чем запомнилось это десятилетие, и о дне сегодняшнем мы беседуем с главой Елабужского муниципального района Ильшатом Гафуровым.
– Ильшат Рафкатович, с какими чувствами вы приступали к работе десять лет назад?
– С огромным желанием сделать что-то позитивное. Тогда все находились в ожидании больших перемен. Критиковали прошлое и думали, что удастся быстро построить новую страну. Но в конце 90-х годов надежды рухнули, разваливалось производство, не выплачивались зарплаты, пенсии. Не стала исключением и ситуация в Елабуге. В этих условиях важно было попытаться сделать свою работу лучше, чем другие. Понятно, что мы не могли исполнить все обязательства государства (например, своевременно выплачивать пенсии) – это не входило в нашу компетенцию. Но на своем уровне пытались как-то исправить положение. Вводили различные чеки, которые позволяли бюджетникам и пенсионерам отовариваться в магазинах, оплачивать коммунальные услуги и так далее, этими чеками погашались долги по платежам в местный бюджет. Фактически мы шли на некоторые нарушения, но это был выход, позволявший людям поддерживать существование.
Елабуга десять лет назад и сегодня – два разных города, общими остались только название, ну и… руководитель (смеется). Пришлось выводить территорию из кризиса. Я изначально сравнивал город с фирмой и считал, что он точно так же должен конкурировать с другими территориями за ресурсы, в первую очередь финансовые. О людских ресурсах тогда разговор не шел, напротив, была большая безработица, около 7 процентов по официальным данным. Были и огромные незадействованные мощности. Я тогда с завистью смотрел на Набережные Челны: хотя там градообразующее предприятие – КамАЗ – тоже находилось в кризисной ситуации, но все-таки неплохо развивался малый и средний бизнес, хорошо по тем временам работала пищевая промышленность. А у нас единственным более-менее успешным предприятием было НГДУ “Прикамнефть”, но и там не всегда своевременно выплачивалась зарплата.
Так что мысли были разные. Сначала думалось, что все достаточно быстро удастся изменить к лучшему. Потом, окунувшись в проблемы, стал спрашивать себя: зачем сюда, вообще, пришел? Ведь очень трудно создать беспроблемный оазис, когда вокруг трудности, а ты взаимосвязан со всеми. А за эти десять лет мы стали жить не только в другом городе, но и в другой стране.
– Возглавив Елабугу, вы уже имели в голове определенный идеал, к которому нужно стремиться, или же все складывалось в процессе работы?
– Я приехал сюда в надежде, что удастся реализовать закон о свободной экономической зоне “Алабуга”, принятый Госсоветом РТ. Думал, что на ее развитии будут сосредоточены все усилия, в том числе и республиканских ведомств. Но мы не сумели сильно продвинуться в этом направлении, привлечь средства федерального центра. Считаю, в этом есть и моя вина, не хватило напора. Но в то же время реализация этого закона подготовила почву для создания здесь федеральной особой экономической зоны.
Конечно же, я не пришел сюда с готовой программой, хотя имел определенный опыт работы в бизнесе и в Государственном Совете РТ. Назначение было достаточно неожиданным для меня самого и для окружающих, поскольку в то время ни одного бизнесмена главой администрации не ставили. Да и все главы тогда были намного старше меня, за исключением Ильсура Метшина, но он имел опыт работы в госструктурах. Так что все наши проекты формировались уже в процессе работы.
– Что из сделанного вызывает у вас гордость, что из задуманного не удалось?
– Самое главное – удалось Елабугу сделать брендом, узнаваемым городом, провести 1000-летие города, открыть здесь особую экономическую зону. Такое дважды повторить нельзя. Сегодня нас приглашают в различные ассоциации, союзы, мы везде желанные гости, и нам есть что рассказать коллегам, ведь по многим позициям мы находимся в числе лидеров. А по поводу того, что не удалось… Самое тяжелое и самое важное в нашем деле – это выстроить взаимоотношения с другими уровнями власти, как с вышестоящими, так и с нижестоящими, наладить взаимодоверительные отношения с населением, с руководителями крупных предприятий. Мне не всегда удавалось это с первого раза, хотя сделано в этом направлении немало.
– Как руководителю с высоты его положения увидеть ситуацию глазами простых жителей, чтобы руководить эффективно?
– Нужно чаще встречаться с людьми и обязательно жить в этом городе. Я не понимаю руководителей, которые работают в одном месте, а живут в другом. Если дороги плохие, то по ним и ты сам ездишь… Нужно общаться с каждым, знать его проблемы. Многие решения, например, у меня формируются по итогам встреч с населением, так называемых “круглых столов”. Эти встречи непростые, так как в основном на них приходят люди, у которых накопился целый клубок нерешенных проблем, и они открыто высказывают свое мнение, часто выражают свое недовольство. А наше дело – все это систематизировать и принять решения, которые удовлетворяли бы большинство. Нужно стараться учитывать все интересы, больше делать для наших же горожан. Вот нынче НГДУ “Прикамнефть” отмечает 50-летний юбилей. Можно провести его как торжественное собрание, раздать награды и разойтись. А можно организовать городской праздник, еще и город к этому событию подготовить, чтобы и после торжеств остались, например, свежие фасады домов, где живут ветераны нефтяной отрасли. Нужно помнить: те, кто работает сейчас, завтра уйдут на пенсию, и как они относятся к своим ветеранам, так же будут относиться к ним. Ведь в жизни всегда так. Нельзя ожидать от своих детей хорошего отношения, если ты сам с родителями обращаешься плохо. И от горожан нельзя ожидать доброго отношения, если ты их не любишь. Все должно быть взаимно.
– У каждого руководителя есть выбор, как формировать свою команду. Один старается создать удобную, ориентированную только на его идеи команду, которая никогда не будет доставлять хлопот какими-то инициативами и неожиданностями. Но как далеко можно продвинуться с такой командой? Другой собирает вокруг себя сильных людей, но делает все возможное, чтобы они никогда не стали единомышленниками. Потому что так легче управлять. Потому что тогда единственным связующим звеном выступает руководитель, через которого строится все взаимодействие. Пусть не очень эффективно, но – безопасно.
В моем понимании команда – это грамотно организованный коллектив сотрудников, в котором, помимо хороших личных, поддерживаются и четкие рабочие отношения. Каждый участник команды отвечает за свой конкретный участок и искренне считает (совершенно правильно), что от того, как он выполнит свою работу, будет зависеть общий результат. Это сложный процесс, нельзя сесть и нарисовать схему: этого человека сюда поставим, этого сюда. Иногда бывает, что мы под человека создаем должность и целое направление. Но каждый из них должен уметь работать в команде, не требуя постоянных подсказок, проявлять инициативу, творческое мышление. Другие у нас надолго не задерживаются.
В то же время для меня лично это создает определенные проблемы, потому что с такими людьми работать намного тяжелее: каждый имеет свое мнение и высказывает его. Конечно, на больших совещаниях такого не происходит – это было бы некорректно, а когда собирается несколько человек для обсуждения той или иной проблемы, то споры бывают очень жаркие. При этом с людей нужно не только спрашивать и платить им заработную плату, но и давать возможность развития, образования, возможность таких взаимоотношений между ними, которые бы отвечали их жизненной философии. Не стоит забывать, что 70 процентов мотиваций человека лежит в нематериальной сфере.
И еще один важный момент. Убежден: для творческого человека (именно на таких мы делаем ставку), чтобы он мог максимально полно реализовывать свой потенциал, необходимо ощущение определенной свободы. Естественно, в аппаратной работе понятие “свобода” имеет ряд условностей, но, на мой взгляд, для того чтобы ее обеспечить, у руководителя есть все возможности.
Да, жизнь меняется очень быстро, и, чтобы адекватно реагировать на перемены, нужна хорошая команда. А ответственность все равно лежит на руководителе. И это самое тяжелое, когда ты отвечаешь не только за свои действия, но и за действия подчиненных, и за людей, живущих на территории в целом. Руководитель должен ошибки во всех делах, к которым он так или иначе имел отношение, воспринимать как свои личные. Вот у нас в прошлом году к празднованию 1000-летия Елабуги положили новый асфальт, а сейчас на нем уже колдобины. Я езжу и всегда думаю: почему так получилось, что одни выполнили работу некачественно, а другие хорошо, и что я мог сделать, чтобы не было негативных последствий?
– Многие елабужане, в том числе и те, кем вы руководили, уехали из родного города, занимают сейчас высокие посты. Как вы относитесь к такой потере кадров? Как складываются отношения с ними?
– К этому я отношусь только позитивно. Гораздо хуже было тогда, когда наш город вообще не рассматривался как школа кадров и очень мало людей уходило на повышение из Елабуги. Сегодня мы решаем такие вопросы федерального, регионального и местного уровня, что степень подготовленности наших работников и опыт позволяют им быть востребованными везде. (В частности, бывший заместитель главы администрации Елабуги Илсур Сафиуллин сейчас является председателем Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам; экс-ректор Елабужского пединститута Наиль Валеев стал министром образования и науки РТ; бывший руководитель аппарата Александр Тимофеев – главой Лаишевского муниципального района. – М.С.).
Отношения с теми, кто уехал, сохраняются достаточно хорошие, более того, дружеские. При этом многим из тех, кто сегодня про-должает у нас работать, также поступают приглашения, но мы не можем отпустить всех, кого приглашают. Они нужны Елабуге. Да и, надо сказать, им самим непросто принять решение уехать. За эти годы у нас сложилась своеобразная команда “фанатов Елабуги” (в хорошем смысле слова), которые не просто выполняют свои обязанности, но и считают город “проектом своей жизни”. И это, на мой взгляд, одно из главных наших достижений.
– Особая экономическая зона, в создание которой вы вложили столько сил, сейчас развивается словно “параллельно” городу. Каким образом строится и будет строиться взаимодействие муниципалитета с этим экономическим образованием?
– ОЭЗ сегодня развивается самостоятельно, но так и полагается по закону. Там пока идет формирование производств, поэтому не привлекаются людские ресурсы в большом количестве. А вот что касается нас, то мы отстаем в понимании необходимости развития социальной инфраструктуры как элемента, способствующего конкурентоспособности зоны. Главный дефицит, который реально проявится в ближайшее время, – дефицит трудовых ресурсов. Чтобы особая зона нормально развивалась, нужны кадры. А люди приедут сюда только в том случае, если здесь будут жилье, возможность получить качественную медицинскую помощь, образование. Понятно, что сегодня нельзя строить дома и ждать, пока кто-то придет, но мы должны иметь ресурсы. И план развития города должен быть четко скорректирован в соответствии с притоком людей. Пока это видение только формируется. Мы готовим стратегию развития нашей территории до 2015 года, думаю, к осени она будет принята депутатским корпусом. Недавно был утвержден генеральный план города, который тоже неоднократно корректировался с учетом создания ОЭЗ.
– Я бы назвал их ограничениями, потому что слово “недостаток” звучит как-то фатально. Так вот, значительным ограничением для привлечения трудовых ресурсов, которые сегодня так нужны территории для развития промышленности, является недостаточная развитость рынка жилья и неразвитость сервисной сферы. Еще, на мой взгляд, мало на территории объектов, призванных облегчить быт елабужан. Хотя, кажется, мы уже все сделали для этого. Наверное, только в нашем муниципалитете приняты решения, которые освобождают практически от всех местных налогов предпринимателей, занимающихся этой сферой деятельности. То же самое – в области создания достаточно широкой инфраструктуры туризма и отдыха. Хотя движение в этом направлении идет, но не теми темпами, которыми нам бы хотелось. Долго строится автовокзал, хотя плюс в том, что нам удалось привлечь частного инвестора – нигде больше автовокзал на частные деньги не строился. Несколько лет бьемся над проблемой строительства речного порта.
Как дамоклов меч висит огромный пласт нерешенных вопросов, связанных с сельским хозяйством. В этой отрасли в целом много проблем, а в Елабужском районе – особенно. Они связаны с качеством почвы, с нехваткой трудовых ресурсов и другими вопросами. Здесь, прежде всего, необходимо создать соответствующую инфраструктуру, которая бы мотивировала население заниматься сельскохозяйственным бизнесом. Необходимо создать конкурентную среду. Считаю, что в роли инвесторов должны выступить наши люди, которые здесь выросли, состоялись: опыт показывает, что все, кто приходил в качестве руководителей хозяйств со стороны, работали год-два, приводили хозяйство в еще более плохое состояние и уходили. Так что задача ближайших двух лет – формирование элиты креативных людей, работающих в сельской местности.
Есть много нерешенных проблем в области создания эффективной системы образования на территории. Но эти вопросы требуют совместного решения сразу нескольких уровней власти.
Ну и, конечно же, проблемы большой энергетики. Сейчас практически идет “битва” за построение эффективной системы взаимоотношений между поставщиками воды и тепла.
– Каковы перспективы города? Чем Елабуга удивит остальной мир в ближайшее время?
– Да многим. Удивлять – это уже стало своеобразным брендом нашей территории. Мы сейчас, как я уже отметил, разрабатываем стратегию развития Елабужского муниципального района и его поселений до 2015 года и на перспективу до 2025 года. И проведенный недавно в рамках ее разработки “мозговой штурм” показал, сколько новых интересных идей нами пока не реализовано. Мы хотим сделать нашу Елабугу территорией с эффективным и активным местным сообществом. Сейчас работаем над созданием разветвленной сети общественных советов во всех сферах жизнедеятельности территории, стимулируем формирование клубов по интересам, других общественных образований. В идеале хотим, чтобы практически каждый житель был причастен к решению той или иной проблемы территории.
Кроме того, заражены идеей сделать наш муниципалитет территорией креативности и инноваций. Формируем механизм всемерной поддержки и привлечения сюда творческих людей, способных развивать и менять в лучшую сторону мир вокруг себя. Создание творческих дач, творческих кварталов, различных инкубаторов идей и инициатив позволит еще активнее запустить механизм саморазвития территории.
Кроме того, надеюсь, что в Елабужском районе скоро появится еще одна своеобразная особая зона. Это зона туристско-рекреационного направления, созданная в рамках правового поля Республики Татарстан.
Что касается экономики, есть огромное желание направить усилия на то, чтобы также сформировать достаточно большое количество узнаваемых брендов: типа елабужских овощей, елабужской ковки, елабужской марки одежды. Кстати, здесь есть очень много интересных идей.
Что касается отдельных мероприятий, то и здесь наши проекты оригинальны, носят “брендовый” характер. Ведь Цветаевские, Стахеевские чтения проводятся только у нас. Хотим возродить Спасскую ярмарку. Намерены проводить ежегодный форум глав российских и европейских городов под названием “Елабужский международный форум городов”, где будут обсуждаться пути развития муниципальных образований. Вообще, хотим сделать Елабугу центром проведения различных культурных мероприятий, конференций. Это необходимо для поддержания имиджа города, привлечения инвестиций, генерирования идей.
Мы продолжаем строительство спортивных объектов, привлекаем инвесторов к обустройству набережной, превращению ее в рекреационную зону. Достаточно большие финансовые ресурсы привлекли на это из федерального бюджета. Там уже начато создание яхт-клуба, должны появиться прогулочная лодочная станция, пляж. Зону отдыха мы мечтаем оборудовать на территории озер, не зря же туда мост через Тойму перекинули.
В течение двух-трех лет должны застроить микрорайоны “Танайка” и “4/5” со всей инфраструктурой, это наша текущая работа. Пока мы не размещали в Елабуге крупные торговые точки, но сделаем это. Чтобы не обанкротить людей, работающих сейчас в сфере торговли, разместим эти комплексы в зоне новой застройки. Думаю, в течение ближайших двух лет появятся хорошие автосалоны, где будут продаваться в том числе и автомашины, произведенные в ОЭЗ. Мы бы хотели построить в Елабуге еще один детский парк, инвесторами будут, скорее всего, москвичи, они сегодня проявляют большой интерес к нашей территории.
– Вас уже не первый год “отправляют” в Казань, куда-то еще. Каковы ваши планы на самом деле?
– Меня все время куда-то “отправляют”, начиная с первого года работы. Распускают слухи люди, которые надеются, что вот он уедет, а мы свои дела сделаем. Они же пишут жалобы, анонимки. Я к этому отношусь спокойно, хотя привыкнуть, конечно, нельзя, я же здесь живу не один – родители, дети болезненно воспринимают такие выпады. Если будет позволено, останусь работать в Елабуге, никуда не собираюсь уезжать, это мой город. Пока есть возможность реализовать различные планы, я бы хотел работать здесь. А жизнь покажет, тем более эта должность сейчас выборная.
– Вы всегда крайне мало на публике говорите о себе и в этом смысле достаточно закрыты. Почему?
– Вообще-то я человек публичный, но говорить о своих личных проблемах не хочется. Обо мне столько наговорили в 90-е годы, когда я начал здесь смену кадров… А что можно говорить о семье, о детях? Дети сами должны состояться. У меня две дочери, одна учится, старшая уже работает. Я благодарен семье за терпение и поддержку.
– Люблю читать, ездить на охоту, рыбалку, заниматься различными видами спорта, но в последнее время все реже удается это делать, и приходится себя заставлять. Честно говоря, порой хочется просто поспать, и чем дольше, тем лучше. Ведь работы много, приходится заниматься самыми разными вещами. Например, помогать составлять программы выхода тех или иных предприятий из кризиса, мне это интересно. Интересно вообще все новое.
– Видеть результаты! Для спортсмена, что бы он ни говорил, стать чемпионом, наверное, самое большое удовольствие. Считаю, каждый человек должен попытаться в своей жизни сделать нечто такое, о чем бы он мог с гордостью сказать: это сделано мной.
Если мы реализуем интересный проект и он удается, это воодушевляет, так было с созданием ОЭЗ. Так было и с проектом празднования 1000-летия Елабуги. Данные проекты создавались с большими усилиями, мы к этому долго шли, доказывали, готовились. Но сегодня уже можно сказать, что они удались и нужно делать что-то новое. Если все время вспоминать только об удачах, которые были, то ничего нового ты можешь больше не создать. И потом, надо быть все время недовольным собой. Это, скажу вам, хороший стимул к тому, чтобы меняться и менять жизнь вокруг к лучшему.