Семья Ионовых-Ефимовых небольшая, даже, скорее, маленькая: мама Ирина, папа Дмитрий и Даниил, он же Данилка, он же Дан, он же обладатель национальной премии “Одаренные дети” и почетного титула “Будущее России”.
Однажды Будущее, вернувшись из школы, неожиданно прижалось к Ирине:
– Мамочка, если бы я тебя так сильно не любил, я бы не смог потом так же сильно полюбить своих детей!
Потом они долго сидели, не замечая наступающих сумерек, и разговаривали о том, откуда берется любовь. Договориться им было очень просто: все лучшие чувства приходят через любовь родителей и любовь к родителям. Когда-то много лет назад примерно то же самое о переходящей от родителей к детям любви Ирине рассказал ее отец…
Сейчас Даниил оканчивает школу. Все мысли – о поступлении в институт. Выбрать ох как трудно! Ему нравится и живопись, и скульптура, и архитектура, и дизайн, и даже анимация. Ясно пока только, что образование будет обязательно связано с искусством. Ведь родители мальчика – Ирина Ионова и Дмитрий Ефимов – профессиональные художники, члены Международного художественного фонда при ЮНЕСКО. На счету каждого из них – по десятку персональных и групповых выставок, в том числе и в известных московских залах.
В столице начинал и Данилка. Сделав свой первый рисунок в два года, к пяти он уже был готов к участию в выставке детского рисунка, и не где-нибудь, а в стенах знаменитой Строгановки, в которой в то время учился папа.
На девятый день рождения состоялась первая персональная выставка Даниила в Детской художественной школе Нижнекамска. Каждый следующий год у него открывалось по новой выставке. Или по две.
Даниил чрезвычайно целе-устремлен: задумал – сделал. Так было с Песчаным городом. Лет в двенадцать он задумал построить город из песка. Соорудил из проволоки каркасы, заказал дедушке инструменты по собственным эскизам, получил свою территорию на даче – и целое лето возился с постройками. Однажды ливень смыл хрупкую архитектуру – пришлось начинать сначала. После этого папа построил над будущим городом навес. К осени все было готово. С тех пор каждый год под восхищенными взглядами соседей и просто любопытствующих посреди садового участка вырастали арки, башни, террасы, анфилады и переходы. С каждым годом его строения занимали все большую площадь. Иногда юный архитектор населял город жителями, автомобилями, строил на площадях фонтаны – самые настоящие, действующие, оснащенные всеми необходимыми инженерными коммуникациями. Некоторые из них запросто украсили бы любой сквер или городской бульвар.
Казалось бы, в семье двух профессионалов и не мог вырасти ребенок, не ориентированный на искусство…
– Еще как мог! – смеется Ирина. – Он ведь у нас много чем увлекался. Например, хирургией. Моя мама работает в медицине и по его просьбе приносила специальную литературу. Он изучал виды хирургических швов, строение человека. Очень просился на операцию, но его, конечно, в операционную не пустили.
Увлечение продолжалось много лет, пока он сам не попал в больницу на операцию. После этого понял, насколько велика ответственность врача, и отказался от желания стать хирургом. Осознал, что это не игра.
Увлечения Даниила родители всегда поддерживали. Нужен большой химический атлас – покупался атлас; нужны для опытов пробирки – правдами и неправдами доставалась химическая посуда; нужно помещение – Ирина освобождала кухню. А сама, наблюдая, знала: все равно придет сын к искусству. Еще в Москве, когда в отцовской мастерской собирались художники, разворачивали свои проекты, что-то обсуждали и спорили, Данилка не просто крутился под ногами, а тоже что-то мастерил, рисовал…
Последние его работы – листы, выполненные в филигранной графике. Он наслаждался, выводя мельчайшие детали, наполняя пространство множеством подробностей. А есть еще и мультфильмы, где он и художник, и сценарист, и оператор, и звукорежиссер, и продюсер. В родительской мастерской у него свое рабочее место, где опять-таки дедушкой из подручных материалов собрано оборудование для создания анимационных лент, полных доброго юмора и населенных фантастическими персонажами.
Даниил умеет до отказа заполнить делами день и все успеть: выучить уроки, вылепить скульптуру, нарисовать школьную стенгазету, зимой сбегать с родителями на лыжах… С удовольствием участвует в школьных научных конференциях, недавно выступил с докладом на секции английского языка и занял первое место по городу. Начал изучать второй язык – французский. Написал реферат по творчеству Достоевского… Пожалуй, нет на свете того, что ему было бы
неинтересно. Ирина даже жалуется, что иногда приходится ругать сына: “Нельзя же так! Нужно когда-то и отдохнуть!”
У них дружная, теплая, любящая семья. В такой семье легко вырасти маменькиным сынком. Только ни Ирина, ни тем более Дмитрий с этим категорически не согласны, потому что любовь здесь не безрассудная, а понимающая, очень разумная.
– Мы с сыном друзья и очень дорожим этим, – объясняет Ирина. – Без этого ребенок не должен расти. Между маминым сыном и маменькиным сынком – огромная разница.
Очень важный штрих этого семейного портрета – полное растворение друг в друге. Ирина понимает, что со временем такая связь сотрется, и это естественно, но воспоминания детства останутся на всю жизнь, а продолжением этой связи станут отношения, которые сын обязательно принесет в собственную семью.
Признается Ирина и в том, что, видя, как бурно развивается их Данилка, они с отцом старались… соответствовать его уровню, непрерывно расти рядом с ним и в творческом, и в духовном плане. Кстати, из-за Даниила они в свое время оставили Москву, решив, что в маленьком городе будет больше простора для воспитания духовно богатой личности и физически крепкого ребенка. Воспитание в провинции отнюдь не делает человека провинциальным – в этом Ионовы-Ефимовы убеждены. Была бы семья с ее ценностями, была бы любовь – будет и будущее.