О том, какова ситуация в Татарстане в области генномодифицированных продуктов, шла речь на пресс-конференции “Качество сельскохозяйственной продукции, содержащей генетически модифицированные организмы” в Агентстве “Татмедиа”.
Несмотря на то что ГМ-продукты были впервые разработаны американскими учеными около 20 лет назад, до сих пор нет абсолютно достоверных сведений о том, что эти технологии безвредны для человеческого организма. Как отметила начальник профилактического отдела Министерства здравоохранения РТ Елена Хафизова, есть данные, которые доказывают, что растения, выращенные с использованием трансгенных технологий, накапливают канцерогены, то есть прием их в пищу оказывает на человеческий организм мутогенный и канцерогенный эффект. “Эта проблема должна быть в центре внимания общественности, чтобы, наконец-то, были проведены соответствующие более глубокие исследования, которые гарантировали бы безопасность генно-модифицированных продуктов”, – подчеркнула она.
В свою очередь начальник отдела развития продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ильяс Зиннуров отметил, что в России запрещено производство трансгенных культур и ГМ-продукция может попасть на рынок республики только из-за рубежа. На этих товарах должна быть маркировка – в соответствии с федеральным законодательством продукты, содержащие более 0,9 процента ГМО в компоненте, должны в обязательном порядке нести об этом информацию на упаковке, чтобы у покупателя был выбор, брать ему такую продукцию или нет. Также он подчеркнул, что в республике достаточно сильная лабораторная база по выявлению трансгенных компонентов. В частности, в прошлом году в Татарской межрегиональной ветеринарной лаборатории организован отдел генно-молекулярной диагностики, который провел уже более 800 исследований на наличие ГМО в кормах и кормовых добавках. В первом квартале текущего года из отобранных проб 11,5 процента содержали трансгенные добавки выше положенной нормы. Так что генномодифицированные компоненты так или иначе попадают в нашу республику.
Однако есть и другой момент. Если говорить о генно-модифицированных культурах, то в основном это соя, картофель, кукуруза, рапс. А при производстве таких товаров, как молоко, колбасы, сосиски, паштеты, пельмени, можно использовать модифицированную сою, и это уже делают российские производители. По данным же Роспотребнадзора, 90 процентов модифицированных продуктов по-прежнему не маркируется, то есть мы не знаем, что покупаем в магазинах. Успокаивает лишь то, что, по оценке того же ведомства, доля, которую занимают ГМ-продукты в целом на российском рынке, совсем невелика – менее одного процента. Какова же ситуация по этому вопросу на татарстанском рынке, к сожалению, выяснить не удалось, поскольку представитель ФГУ “Центр гигиены и эпидемиологии в РТ” на пресс-конференции так и не появился. Поэтому вопросы о том, едим ли мы трансгенные пельмени и колбасы, не зная об этом, и в каком количестве, остались без ответа.