Шаг назад, два – вперед?

Два письма из одного региона сошлись в начале марта в Казани в исполкоме Всемирного конгресса татар.

Автор статьи: Вячеслав ЗАГИТОВ

Два письма из одного региона сошлись в начале марта в Казани в исполкоме Всемирного конгресса татар. Оба – из Пермского края, и в обоих речь шла о ситуации со школами в татарских селах этого региона. Лейтмотив писем один. Политика сокращения школ с этнонациональным компонентом в крае, как утверждают авторы писем, ведет не только к обезличиванию села, но и к его фактическому исчезновению как населенного татарами пункта.

Сигнал, что ни говори, тревожный, и потому мы отправились в Пермь.

Берез все больше, населения – наоборот

Первой точкой нашего маршрута стал Березовский район. Он из числа сельскохозяйственных. Промышленных предприятий здесь нет, возможности для пополнения казны минимальны, так что вся надежда только на дотации из краевой казны.

Населения тут – за двадцать тысяч. В административном подчинении 15 сельских советов, 134 сельских поселения. Плотнее населены западные и южные части района, при этом значительная часть населения сосредоточена в районном центре – селе Березовка (около семи тысяч). После него крупным населенным пунктом считается село Асово, где под тысячу жителей.

С демографией тут не очень хорошо. Все меньше рождается детей, все больше становится пенсионеров. Немногим более половины жителей района входит в категорию трудоспособного населения. При этом сельчане постепенно покидают обжитые края, переезжая в города области.

Живется березовцам нелегко. Многие коллективные хозяйства так и не оправились после того, как рухнула прежняя система хозяйствования. Те, кому удалось благополучно пройти процедуру оздоровления и найти свое место в новой системе, потихоньку встают на ноги. Но сотни гектаров пашни уже захвачены лесом, здесь поднялись березовые рощи, ельники. На вопрос: “Чем живете-то?” привычно отвечают: “Осваиваем природные ресурсы”. Имеется в виду рубка леса, сбор ягод и грибов, пчеловодство. Одним словом, что дает природа, тем и живут. Редко где сохранились животноводческие комплексы, молочно-товарные фермы, зерноводство в упадке.

Вот и вокруг деревни Батерики, где живут около двухсот пятидесяти человек, – сплошной разор. Признаться, даже не поверила, что эта деревня татарская. Сколько приходится колесить по России, но там, где живут татары, практически везде земля не брошена на произвол, вспахана, засеяна. Худо-бедно, но сохранено общественное стадо, открываются производства, и уже крепко стоит на ногах малый бизнес. А здесь картина другая. На бывших пашнях шумит молодой лес, большой животноводческий комплекс разрушен, машинно-тракторного парка нет.

Нелегкие времена здесь явно продолжаются. И на фоне всего этого каким-то совершенно инородным для деревни выглядит огромное новое здание из красного кирпича. Собственно, вокруг него и разгорелись страсти. Здесь должна была разместиться деревенская школа. Стройка, замороженная пять лет назад, началась в 1999 году – после того как сгорело деревянное здание старой школы. Сегодня основная школа находится в оставшейся после пожара части школьного комплекса, начальную же разместили в двухквартирном доме.

В одном из своих интервью года четыре назад тогдашний заместитель пермского губернатора Олег Жданов заметил: “…Самое тяжелое впечатление из всех объектов строительства, на которых я бывал, на меня произвела школа в Березовском районе в селе Батерики. Стоит коробка, и я не знаю, как сегодня ее использовать. Объект такой мощности для населенного пункта сегодня просто не нужен. Что делать? Продолжать вести строительство дальше, то есть вкладывать бюджетные деньги в заведомо неэффективный проект? После надо будет отапливать лишнее количество помещений, понадобится котельная повышенной мощности. А это же опять лишние расходы. Проект заказывался на вырост, думали, что население конкретного населенного пункта увеличится, а все произошло наоборот – оно уменьшилось. Вот такие объекты – самая большая головная боль…”

Ситуация с прошлого года изменилась. Что делать с этим долгостроем решили. Но устраивает ли это решение жителей деревни? Именно здесь и оказалась зарытой “собака”.

В письме, которое батериковцы направили в Казань, речь о том, что пермские власти собираются закрыть ныне существующую школу. Не будет школы – не будет и деревни, считают авторы послания. Исчезнут народные традиции, а обучение в русской школе приведет к ассимиляции подрастающего поколения. Мало того, как сообщили родители и педагоги, министр образования Пермского края до выборов пообещал достроить новое здание и сохранить основную школу, а вот после выборов взял свои слова обратно.

Деревню лихорадит, один сход граждан за другим постановляет – школу сохранить.

Местные власти, отчаявшись прийти к какому-то соглашению с инициативной группой, пересмотрели множество вариантов, во внимание принимались даже самые фантастические предложения типа строительства дороги через гору и лес к другой татарской деревне.

– Мы рассматривали и возможность подвоза детей сюда из окрестных деревень. Провели мониторинг, – рассказывает заместитель главы Березовской администрации Евгений Кладницкий. – Дело в том, что родителям предоставляется право выбора школы. Так вот, на 1 января 2008 года в МОУ “Переборская основная общеобразовательная школа” (именно сюда собираются перевести здешних учащихся 5-9-х классов) осуществляется ежедневный подвоз 43 школьников, из которых 19 живут в деревне Ванькино. И только двое из этой деревни выбрали Батерики…

Сегодня есть реальная возможность достроить здание, включив его в новые краевые программы. Разработан проект устройства национального культурно-образовательного центра. Под одной крышей огромного здания расположатся фельдшерско-акушерский пункт, клуб с библиотекой, детский сад, школа, спортзал. Будет обустроена обширная территория, где найдется место спортивной зоне, игровой площадке для малышей, пришкольному огороду.

Появление такого центра в деревне – это, несомненно, переход инфраструктуры населенного пункта на новый, куда более современный уровень. Это рывок вперед, ради которого стоит сделать шаг назад. Сегодня в Батериках нет ФАПа. Клуб расположен в ветхом деревянном здании. Не лучше дела и с детским садом.

Тяжелое впечатление осталось и от школы. Это даже не вчерашний день, а далеко позавчерашний.

Но именно в школе – проблема. Точнее, в коллективе. Судя по всему, обеспокоенность своим будущим подвигла педагогов к активности. Сегодня в основной школе трудятся 17 учителей. Другой работы в окрестностях нет. Что будет с каждым из них – пока не ясно. Тем более что в новом здании место отведено только начальной школе. Будущая школа была рассчитана на 230 учащихся, а сегодня их всего 64, причем часть подвозят из соседних деревень. Ближайшие годы прибавления не сулят.

– На завершение строительства нужно 70 миллионов рублей. А для включения объекта в краевой проект “Новая школа” мы должны выполнить ряд требований, – поясняет начальник управления образования района Татьяна Мякотных. – И, в первую очередь, это наполняемость учреждения не менее чем на 80 процентов от проектной мощности. А здесь реальны всего 28 процентов. С января этого года все наши школы переведены на нормативно-подушевое финансирование по фонду оплаты труда. Пока мы постарались сохранить повышающий коэффициент оплаты. Но это мера временная. И дальше будет только сложнее.

Как отметил министр просвещения Пермского края Николай Карпушин, только за последнее время дважды побывавший в деревне для встреч с населением, сегодня содержание ребенка в Батериковской основной школе обходится бюджету в 45 тысяч рублей (для сравнения: в Перми – 13 тысяч), из которых более 30 тысяч уходят на обогрев старого здания. А задача в том, чтобы деньги работали на образование и воспитание детей. Кстати, выяснилась неточность из письма, отправленного батериковцами: во время бесед министр не говорил о том, что будет достроена основная школа. Речь шла о здании, где разместится национальный центр.

Правда, во время нашей встречи кто-то из педагогов в сердцах обронил, мол, не будет основной школы, так и это здание деревне не нужно. Надеюсь, что эти слова прозвучали лишь в запальчивости, потому как трудно считать нынешнюю школу просветительским центром для пришаквинских татар (а это жители сразу нескольких районов по течению пермской реки Шаквы), как утверждает Сагира Бормотова, возглавляющая Березовский татарский общественный центр.

Не хочу обидеть батериковских педагогов, но никак не тянет школа на столь высокое звание, да и татарского в этом образовательном учреждении только небольшой, скудно оформленный кабинет языка и литературы. При этом ни в иных кабинетах, ни в коридорах ничего не напоминает о том, что мы находимся в национальной школе. Именно теперь, после завершения долгостроя, у наших соплеменников появится возможность обрести полноценный центр, где закипит национальная жизнь. Тем более что потенциал у батериковцев есть. Это и опытные учителя, и молодая интеллигенция, и те немногие дети, которые подрастают в деревне. А вот какими они вырастут – зависит от тех, кто сегодня, к сожалению, погряз в разборках.

Любопытная цифра попалась на глаза: с 1924 года на территории Березовского района исчезли с карты более трехсот деревень. Из них только одна – татарская. Есть над чем задуматься…

Орда возрождается

Следующим пунктом нашей поездки стал Ордынский район, расположенный на юго-востоке Пермской области, недалеко от знаменитого “каменного” Кунгура. Жителей здесь чуть более 18 тысяч, из которых в районном центре Орда живут почти пять. В подчинении администрации 53 населенных пункта, в числе которых и татарское село Малый Ашап с его более чем тысячным населением.

Могу понять искреннее недоумение главы районной администрации Виктора Бурыкина, когда он услышал о жалобах, поступивших в адрес Всемирного конгресса татар. Признаться, я бы и вовсе остереглась говорить о каком-либо ущемлении национальных интересов наших соплеменников не только в Ордынском районе, но и во всем Пермском крае. В сравнении с другими регионами здесь для татар делается многое, а самое главное – сформирована материальная база для того, чтобы создать необходимые условия для успешного развития общины. Это и приобретение за счет местных бюджетных средств литературы в казанском издательстве “Магариф”, выпуск книг, организация мероприятий, конкурсов, фестивалей и многое другое. Об этом мы расскажем подробнее в очередном выпуске рубрики “Татарский мир”.

То письмо, которое пришло в конгресс, как выяснилось, основывалось на… слухах. Авторов напугала оптимизация в образовательных учреждениях, пошли разговоры, что средняя школа может быть преобразована в основную.

Начальник управления образования Ольга Дворянских только руками на это развела. Такие изменения в структуре школы должны иметь под собой серьезные основания, и в первую очередь это резкое сокращение учащихся. К тому же сегодня родителям представляется право выбора школ для своих детей. Там, где качество обучения на должном уровне, не беспокоятся за количество детей, которые сядут за парты именно здесь, а в Малоашаповской школе работать умеют, заметила Ольга Михайловна. И в самом деле, многое делается здесь по сохранению и пропаганде родного языка и культуры. Действует прекрасный оркестр народных инструментов, богата внешкольная жизнь, работают кружки, факультативы. Один музей чего стоит! А вот проблемы, на мой взгляд, здесь носят, скорее, внутренний характер, связанный с недовольством одной группы действиями другой, кадровыми перестановками. Именно такой вывод я сделала, когда здесь втайне друг от друга начали передавать мне обличающие “противников” документы.

Признаться, куда больше смутили те петиции, которые уже на сходе граждан мне вручила почтенного возраста, но весьма активная пенсионерка из бывших колхозниц. Оба – по поводу состояния дел в общественном секторе. Точнее, в бывшем. Ведь колхоз тут обанкротился, его имущество распродано за долги. Имущественные паи свои малоашаповцы до сих пор законно не оформили, кто-то деньги пожалел, а кому-то просто было недосуг. Зато в действиях молодого фермера Эльдара Марданшина, который организовал самостоятельное хозяйство, усмотрели чуть ли не криминал. И вот теперь группа сельчан, поддержавших активистку, требует ни много ни мало, а восстановления прежнего хозяйства, возвращения техники, стада. Одним словом, очень хотелось бы вернуться в то далекое социалистическое прошлое, когда колхоз считался одним из лучших в районе.

Удивила убежденность моих собеседников в том, что кто-то приедет к ним за несколько сотен километров “поднимать целину”, решать аграрные проблемы села и давать советы по поводу вхождения в новые условия хозяйствования. Этих примеров достаточно в самом Ордынском районе. И далеко-то ходить не надо, за пару километров – такое же татарское село Карьево (по-татарски – Искавыл). Здесь не стали тосковать по канувшим в Лету советским временам, а засучив рукава взялись за работу. О том, что в селе есть достаток, видно сразу. Добротные дома, во дворах – огромные теплицы, часть карьевцев работает на нефтяных предприятиях “ЛУКойла”, часть осталась в аграрном секторе – в хозяйстве, которое вновь встало на ноги после процедуры финансового оздоровления.

Вообще, признаться, история с этими письмами весьма показательна и говорит скорее о том, что проблемы есть в самой национально-культурной автономии татар Пермского края. Мне трудно представить, чтобы такие письма, написанные сгоряча и содержащие факты, не соответствующие действительности, могли прийти из Удмуртии, Ульяновской области, Пензы или Чувашии. Там, где выстроена четкая система работы с организациями, входящими в состав автономии, подобные инциденты просто не возникают, а необходимость вмешательства исполкома Всемирного конгресса татар бывает выверена. Кстати, во время встреч не раз звучала мысль, что вот есть такие знатные татарские села, как пензенская Средняя Елюзань, чувашская Белозериха, нижегородский Сергач, и надо бы поучиться у них.

Посмотреть на достойную жизнь соплеменников, конечно, можно и нужно. Дело только в том, что жители этих достойных сел давно поняли, что “спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Помощи со стороны тут никогда не ждали. Здесь просто не переставали работать…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще