В этом году автопредприятиям республики возместят выпадающие доходы, но потребуют от перевозчиков более добросовестного отношения к обслуживанию пассажиров.
Автотранспортные предприятия республики сегодня в крайне неблагоприятной ситуации – износ автобусного парка, задействованного на регулярных перевозках, составляет более 65 процентов, из без малого четырех тысяч автобусов 452 ходят по дорогам республики уже более десяти лет. Обновление же подвижного состава затруднено из-за нехватки средств.
Одной из причин сложного финансового состояния автопредприятий транспортники считают далеко не полную компенсацию так называемых выпадающих доходов от перевозки пассажиров-льготников. Именно по этой причине в конце декабря было введено столь непопулярное новшество, как ограничение числа поездок по единому социальному проезд-
ному, благополучно канувшее в Лету после отмены его Президентом Татарстана 12 января этого года.
И каким же образом теперь будет решаться транспортная проблема? Разговор об этом шел во вторник на традиционном брифинге в Кабинете Министров, участие в котором приняли министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин, главный инспектор безопасности дорожного движения республики Рифкат Минниханов, председатель Госкомитета РТ по тарифам Раузил Хазиев и начальник Управления государственного автодорожного надзора по РТ Борис Смирнов.
Эту задачку транспортников можно решить как минимум тремя способами – либо отменить льготы, дабы все пассажиры платили полную стоимость проезда, либо повысить цену билета, либо выплачивать перевозчикам компенсацию выпадающих доходов в полном объеме. Первый вариант доказал свою несостоятельность, уже с первого февраля решено вернуться к додекабрьской схеме – единый социальный проездной на февраль граждане, имеющие право на льготы, смогут приобрести уже с двадцатого января.
Вариант второй также непопулярен – сегодня в Казани, например, и так самый дорогой в Приволжском федеральном округе проезд в автобусах – 18 рублей.
Правда, как отметил Раузил Хазиев, снизить траты на общественный транспорт горожане могут путем приобретения электронных карт – если вы приобретаете карту на 10 поездок, то одна вам обойдется в 16 рублей, а месячный проездной снижает цену одной поездки до пятнадцати.
Однако, по словам Ленара Сафина, сегодня в республике правом на льготы пользуются более миллиона человек, и только 180 тысяч из них приобретают тот самый единый социальный проездной. Остальные предпочитают деньги – 342 рубля. Только в прошлом году из бюджета на оплату «транспортных льгот» потребовалось около 2,5 миллиарда рублей. А вот выпадающие доходы автопредприятий от перевозки граждан льготных категорий составили в прошлом году более миллиарда рублей, тогда как компенсировано было 405 миллионов. Получилось, что перевозчики оказывали услуги льготникам ну почти на благотворительной основе. Стоит ли удивляться, что на фоне постоянно повышающихся цен на ГСМ и других эксплуатационных нужд у предприятий не хватает денег на закупку новых автобусов, постепенно сокращается маршрутная сеть, уменьшается количество рейсов?
Выход один – изыскать средства на компенсацию выпадающих доходов. 12 января этого года Президент Рустам Минниханов провел совещание, на котором было, во-первых, отменено постановление Правительства об ограничении поездок по единому социальному проездному билету, во-вторых, дано распоряжение об оптимизации тарифов на проезд в общественном транспорте и, в-третьих, Правительству республики поручено изыскать дополнительные средства на выпадающие доходы автопредприятиям. Предположительно эта сумма должна составить более полумиллиарда рублей. Как пояснил Ленар Сафин, после оптимизации тарифов и перевода крупных городов Татарстана – Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска и Зеленодольска на обслуживание по транспортной карте (транспортники Казани, напомним, уже применяют это новшество), оправданные выпадающие доходы будут несколько снижены, и с учетом уже заложенных в бюджете на эти цели 335 миллионов рублей получившейся суммы должно хватить.
Однако полная оплата предполагает и достойные безопасность и сервис, которые перевозчики предлагают жителям республики. А тут, увы, пока все далеко не в лучшем виде. Так, Рифкат Минниханов отметил, что в прошлом году наблюдался рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. В результате – 11 погибших. А если учесть и более 70 тысяч нарушений, допущенных водителями автобусов в прошлом году, в числе которых несоблюдение дистанции, непредоставление преимущества пешеходам, превышение скорост-ного режима плюс далеко не идеальное техническое состояние машин, то понимаешь – общественный транспорт далеко не безопасен.
Президентом было дано поручение усилить контроль за его техническим состоянием, так что и Минтранс, и ГИБДД, и Ростехнадзор в этом отношении озадачены. К тому же согласно постановлению Правительства РФ вносятся дополнительные лицензионные требования по оборудованию автобусов, осуществляющих коммерческую перевозку пассажиров, системой ГЛОНАСС, а все транспортные средства, которые начинают эксплуатацию с 23 января этого года, должны быть оборудованы тахографами.
К санитарному состоянию автобусов требования тоже будут повышены.
Означают ли все эти меры, что будет увеличена стоимость проезда в автобусах? Скорее всего, нет. Более того, по словам Ленара Сафина, многие перевозчики готовы снизить тарифы при условии полного возмещения их затрат на перевозку льготников.