На брифинге с участием представителей социальной защиты в Казанской администрации 10 апреля речь шла о приемных семьях.
Сначала печальная российская статистика: в прошлом году в нашей стране отменили более тысячи решений о помещении ребенка в приемную семью по причине невыполнения родителями обязательств по содержанию и воспитанию детей. Восемьдесят замещающих родителей были привлечены к уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми. А две с половиной тысячи решений отменено по инициативе усыновителей и опекунов. Вместе это около четырех тысяч детей, осиротевших вторично.
Как тут не вспомнить пословицу: благими намерениями дорога в ад мостится. Дважды сирота – это “звание” едва ли не горчайшее на свете.
Почему взрослые люди решаются на серьезный шаг, связанный с ответственностью за детскую судьбу, не взвесив своего родительского и человеческого потенциала?.. Думается, не корысть все же руководит ими, а элементарное недомыслие. Желая “приобрести” ребенка, взрослые идеализируют ситуацию, забывая или не представляя, что дитя дитю – рознь, не всякий пасынок – маков цвет. И, возможно, для благополучного исхода потребуется такое количество терпения и любви, какого нет в душе.
Сколько стоит приемный ребенок?
В Татарстане, как заявила замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ, и.о. начальника Управления социальной защиты Казани Ирина Просвирякова, в этом плане все обстоит благополучно. Никто детей не возвращал. По ее словам, определенную роль сыграло увеличение денежной выплаты на ребенка: с января нынешнего года 4496 рублей – на дошкольника, 5187 рублей – на школьника.
Оплата труда родителя составляет 2500 рублей за каждого приемного ребенка, а если у родителей медицинское или педагогическое образование, они получают дополнительное денежное вознаграждение в размере половины минимальной заработной платы.
А с 1 января 2007 года мэрией Казани принято решение об установлении родителям доплаты в размере 2 тысяч рублей на одного ребенка. В целом приемные семьи ежемесячно получают от 10 тысяч рублей на одного “приемыша”.
– В Год семьи мы уделяем особое внимание таким формам жизнеустройства наших детей, как приемные семьи, патронат и гостевой режим пребывания ребенка в семье. В целях обеспечения права пребывания ребенка в семье и преодоления социального сиротства мэрия Казани считает приоритетным направлением развитие института приемной семьи. В конце 2006 года в городе было 47 приемных семей, в которых воспитывались 68 детей, а сегодня число приемных семей увеличилось до 81, в которых воспитываются 111 детей, – сообщила Просвирякова.
Положительную роль сыграла и благотворительная инициатива “В будущее с надеждой”, которая родилась в Казани в Год благотворительности. В Приволжском районе 26 организаций и предприятий взяли шефство над 18 детьми-сиротами, которым были открыты личные банковские счета, на них к достижению детьми совершеннолетия должна накопиться сумма в 250 тысяч рублей.
Инициатива подхвачена и другими районами города. Так, в Вахитовском пять некоммерческих банков взяли шефство над шестерыми детьми.
С целью предотвращения вторичного сиротства детей в ноябре 2007 года в городском центре социальной помощи семье и детям “Гаилэ” открыта служба семейной академии для подготовки кандидатов в приемные родители. Директор центра Надежда Хрусталева сообщила, что это стало возможно благодаря выигранному гранту в конкурсе “Общественная инициатива-2006”.
Тренинговая программа в игровом варианте направлена на то, чтобы подготовить будущих приемных родителей к тому, что им предстоит. Работа началась в декабре прошлого года. Подготовку в центре уже прошла первая группа из 8 человек. “А сначала пришли 12 семей, но после двух занятий часть отказалась от мысли взять ребенка. Мы считаем это нашей победой. Пусть лучше передумают сейчас, чем потом сдадут ребенка обратно”, – сказала Хрусталева. В настоящий момент набирается вторая группа, 14 апреля – первое занятие.
Надежда Хрусталева считает, что необходимо строить систему профилактики вторичного сиротства.
– Нужно готовить не только родителей, но и детей, которые воспитываются в детских домах, приютах и будут взяты в семьи, – говорит она. – Все дети очень хотят попасть в семью, обрести родителей. Но хотя они называют приемных родителей папами и мамами, они не имеют никаких прав ни на их жилье, ни на имущество. Приемные родители фактически работают воспитателями, получая за это деньги. Поэтому с детьми тоже нужно проводить работу…
Следующий грант конкурса “Общественная инициатива” поможет осуществить центру “Гаилэ” так называемое “сопровождение семей”, которые приняли детей. Они будут тестировать ребенка на входе в семью и после обработки тестового материала давать советы родителям, на что нужно обратить внимание, чтобы конкретный ребенок вырос таким, каким они хотели бы его видеть.