В прошлом году в Казани, как, впрочем, и во всем Татарстане, наблюдался реальный дорожно-строительный бум. Душа пела: в новый асфальт почти полностью "одели" даже Богом забытые Авиастроительный и Кировский районы столицы, внутриквартальные территории.
Автомобилисты ликовали, а руководство Минтранса рапортовало, что на дорожное хозяйство Татарстана в минувшем году был направлен рекордный объем средств – 13,7 млрд. рублей, из них 3,8 млрд. – из федерального бюджета, 9,5 – республиканского, остальное – из казанского. Только татарстанская столица "поглотила" также рекордные несколько миллиардов. Чтобы показать масштабность цифры 13,7 млрд., приведу следующий пример: этих денег, в общем-то, хватило бы на ликвидацию недоремонта всего жилого фонда республики!..
И что в итоге имеем? Про весь Татарстан промолчу, но в Казани таких разбитых дорог, как нынче, не было много лет. Об этом я заявляю авторитетно, поскольку являюсь автолюбителем со стажем и не оставляю баранку ни летом, ни зимой. Под этими словами подпишутся многие мои коллеги по рулю, и не только казанские, но и приезжающие по делам в наш город из других регионов. Получается полнейший абсурд: еще осенью мы ездили по отремонтированным гладким путепроводам, а уже в конце зимы – по ямам и колдобинам. Выходит, допустимо строить дороги на сезон, зарывая в них огромные деньги из карманов налогоплательщиков. В чем же причина нынешней дорожной аномалии?
Может, это вовсе никакая не аномалия, а просто наши дорожники не владеют современными методами работ? Однако, помнится, министр транспорта и дорожного хозяйства Ильдус Фасхутдинов минувшей осенью на брифинге в Доме Правительства убеждал журналистов в обратном. Мол, в Татарстане за последние годы освоено много новых технологий в сфере проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог. По его словам, проектными организациями успешно используется самое современное программное обеспечение, позволяющее резко ускорить процесс изготовления проектно-сметной документации и выдавать ее непосредственно на строительный участок в электронном виде.
Как сообщил министр, в республику пришли технологии восстановления дорожного полотна на полную толщину – "холодная регенерация" или "холодный ресайклинг", которые позволяют старое изношенное покрытие превращать в укрепленное основание и в дальнейшем укладывать на нем новые слои асфальтобетона. Закупаются импортные специализированные машины и агрегаты – швейцарские, германские, итальянские, американские. И так далее. Применение новейших технологий и техники, безусловно, должно способствовать повышению качества строительства, ремонта и содержания автодорог. Должно, но почему-то не очень способствует.
Быть может, наши дорожные специалисты априори не умеют или не хотят нормально работать? Умеют, умеют – доказано на деле. Достаточно вспомнить трассу Казань – Боровое Матюшино, много лет без серьезного ремонта сохраняющую прекрасную форму, Оренбургскую автотрассу, а также дорогу, ведущую к международному аэропорту "Казань". В принципе, проспект Ибрагимова, который был покрыт в прошлом году одновременно с другими казанскими автомагистралями, в отличие от них не превратился в решето.
Вывод напрашивается сам собой: дорожникам невыгодно строить и ремонтировать свои объекты качественно. Хорошая дорога "проживет" гораздо дольше плохой, следовательно, не потребуется много денег на ее содержание. А дабы привести ту же Казань в респектабельный вид (все же третья столица России!), и республиканское, и федеральное правительства все равно раскошелятся.
Подпортить содержимое дорожного покрытия вовсе не трудно, например, сэкономив на щебне, который завозится в Татарстан с Урала. Тем более что должного контроля за качеством строительства и ремонта автомобильных путеводов, по моему личному мнению, у нас нет. Дорожно-строительные предприятия имеют собственные лаборатории, призванные контролировать качество работ, либо обращаются с соответствующими заявками к независимым экспертным организациям (таковая имеется в Казанском государственном архитектурно-строительном университете). То есть получается, что надзирают сами за собой.
Казалось бы, минтрансовское управление "Главтатдортранс", выполняющее роль государственного заказчика при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автодорог, должно быть заинтересовано в зорком надзоре за ходом этих работ, ведь в конце концов тратятся бюджетные денежки. Но, как показывает действительность, этого не происходит в массовом порядке. Может, как раз потому, что средства расходуются казенные, значит, по разумению чиновников, – ничейные, которые к тому же нетрудно использовать нецелевым образом.
Вместе с тем планируется, что в текущем году финансирование этой сферы увеличится по сравнению с прошлым годом еще как минимум на 30 процентов. В республике приступают к реализации масштабной программы "Развитие сети автомобильных дорог на территории Татарстана на 2008-2012 годы и перспективы развития до 2017 года". Трудно даже предположить, какие колоссальные ресурсы пойдут на выполнение данного, причем очень нужного, проекта.
Так неужели в эпоху научно-технического прогресса мы будем продолжать строить дороги на сезон и не отделаемся от гоголевского клейма о двух российских бедах?