"Доброе утро, вас приветствует информационный центр Минтранса. В каком состоянии дороги, как чувствуют себя ваши пассажиры? Какие просьбы и замечания к диспетчеру?" Эти слова каждое утро вот уже почти год слышат водители республиканских
автобусов, обслуживающих междугородные рейсы и школьные маршруты.
Напомним: спутниковую систему контроля и слежения за осуществлением дальних и особо сложных рейсов – систему GPS-навигации – Татарстан ввел первым в России. Суть ее в следующем. На автомобиль ставится специальное оборудование, при помощи которого сигнал о его передвижении и остановках отправляется в информационный центр Минтранса в прямом режиме – получается схематичная картинка на мониторе диспетчера. И все данные о работе автобуса – вплоть до расхода топлива и времени в пути – автоматически заносятся в память компьютера.
У новшества множество преимуществ. Так, стал возможным контроль за действиями водителя во время работы – не нарушает ли он правила дорожного движения, не отклоняется ли от маршрута? Кроме того, со временем единая база данных станет полезной для пассажиров не только в плане обеспечения безопасности поездки. Часть автовокзалов республики уже вошла в систему, остальные – на очереди. Когда работа будет закончена, можно будет заказать билет на любой маршрут с учетом пересадок и даже на транзитные рейсы по телефону, Интернету.
Готовились к этому долго, да и средств потребовалось немало, были у новшества и сторонники, и противники, однако год работы показал – польза от введения системы есть, и немалая. Так, почти в два раза уменьшилось количество случаев превышения скорости водителями междугородных автобусов, а ведь именно этот фактор значится в первых строчках причин аварийности на дорогах. Значительно меньше стало и срывов графика движения.
…Просторная, светлая комната информационного центра, оборудованная по последнему слову техники. Отгороженные друг от друга прозрачными пластиковыми переборками отсеки с компьютерами, три огромных монитора на стене напротив. Тишина, нарушаемая лишь перестуком кнопок компьютерной клавиатуры. Вместе с директором ГУ "Дирекция АИУС-РТ" Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдусом Усмановым мы совершаем, так сказать, обзорную экскурсию.
– Здесь сейчас оборудовано пять рабочих мест, – рассказывает Ильдус Ильгизович. – У каждого диспетчера – свой участок работы. Например, на этом компьютере отслеживается работа школьных автобусов. А на втором высвечивается полная картина междугородных рейсов. Сегодня под контролем центра более шестисот татарстанских автобусов. Большие мониторы предназначены для того, чтобы в любое время диспетчер мог посмотреть обстановку в увеличенном виде, в мельчайших деталях.
Мы задерживаемся в одном из "кабинетиков". На мониторе – подробная карта дорог и населенных пунктов республики, по линиям-дорогам движутся разноцветные кружочки со стрелками. "Игра", да и только. Однако игра серьезная, от нее зависят человеческие жизни. Каковы правила этой "игры", как можно разобраться в массе стрелок, линий?
– Да в общем-то в системе разобраться несложно, – рассказывает диспетчер Ольга Нигматуллина. – Каждый кружочек – автобус, его цвет – принадлежность тому или иному автопредприятию, стрелочка – направление движения. В моем ведении сегодня весь межгород.
Объяснение прерывает негромкий писк монитора, один из кружочков вместо приятного зеленого становится тревожным красным.
– Авария? – ужасаюсь я.
– Ну уж, сразу авария… – улыбается Ольга. – Превышение скорости, сейчас посмотрим, насколько…
Оказывается, водитель лениногорского АТП "вдавил тапочку" аж на девяносто два километра в час, о чем бдительная программа тут же доложила диспетчеру. Ольга отправляет нарушителю письменное сообщение – эсэмэску, и через минуту нарушитель движется уже с положенной скоростью.
– А вы этими сообщениями водителя не отвлекаете от дороги? Пока он трубку возьмет, пока прочитает…
– Все наши сообщения автоматически высвечиваются на небольшом экранчике панели управления, ничего нажимать не нужно, – успокаивает меня диспетчер. – Справедливости ради, стоит отметить, что сначала у водителей ощущение постоянной подконтрольности восторга не вызывало. Как будто, мол, гаишников мало. Но уже по прошествии нескольких месяцев поняли – это не только контроль, но и забота, защита. Вот, например, такой случай. Поздний вечер, в автобусе, следующем из Зеленодольска, – драка. Двое подвыпивших мужчин сначала выясняли отношения между собой, а потом "переключились" на пассажиров. Звонок водителя диспетчеру центра – и уже через десять минут распоясавшихся граждан погрузили в милицейский "уазик". А когда в январе на трассе в буран произошла поломка автобуса – в течение двадцати минут удалось без проблем пересадить пассажиров на другой автобус, да еще "техничку" обеспечить в течение часа. Поневоле задумаешься, чего тут больше – просто опеки со стороны диспетчера или все-таки заботы о безопасности?
А недавно, это тоже в мою смену было, у пассажирки автобуса, следующего в Лениногорск, открылось сильное кровотечение. Автобус идет по такому участку, где поблизости нет ни одной районной больницы. Правда, средства перевязочные, таблетки у пассажиров нашлись, но ведь помощь нужна квалифицированная.
Связались со службой медицины катастроф. По трассе навстречу автобусу вышла "скорая" из Альметьевска, в районе Кузайкино пациентку в нее пересадили. Потом уже от медиков мы узнали, что если бы ей вовремя не оказали помощь, потеря крови могла быть фатальной…
Оценили удобство минтрансовской системы и в ГИБДД. Во-первых, часто водители быстрее узнают о ДТП, чем стражи дорог, и сообщают об этом диспетчеру. Тот – в дежурную часть. А информация о нарушениях правил дорожного движения, совершенных водителями общественного транспорта на участках, где ГИБДД нет, фиксируемая программой и хранящаяся в памяти компьютера? Это ж ценнейшее досье, за которым сотрудники
Госавтоинспекции наведываются в центр регулярно как минимум раз в неделю.
Дорожники с удовольствием пользуются водительской информацией. Заносы, гололед на каком-то участке – кто первым с этим столкнется на дороге, если не шофер? Кстати, несмотря на то, что зима нынче выдалась снежной, серьезных заторов на дорогах республики не было – может, и система внесла свою лепту?
Что и говорить, техника жизнь облегчает существенно. И все же без "человеческого фактора", как нынче модно именовать нас с вами, она бессильна. В свое время диспетчер на любом автовокзале был фигурой весьма значительной, и от его сообразительности, реакции, профессионализма зависел не только план. И годился для этой работы далеко не каждый.
– А особые качества диспетчеру и сегодня необходимы, – утверждает Ильдус Усманов. – Вот, говорят, музыкантом родиться нужно. А я скажу: и диспетчером хорошим – тоже. Пусть образования специального не нужно, зато необходим определенный склад характера, ума. Эта работа трудна и психологически – с людьми разговаривать уметь нужно, не бояться взять на себя ответственность в сложной ситуации и выбирать из десятка решений единственно верное. Да и чисто специфические навыки необходимы. Ну, там, замену автобусу подобрать, отлично знать республиканские дороги, по которым движутся твои контролируемые. Отвлекаться нельзя ни на минуту. Конечно, нужно и еще умение свободно работать на компьютере, но далеко не каждый, даже самый грамотный программист может стать диспетчером. Предпочтение отдаем претендентам со стажем – к примеру, Ольга Нигматуллина работала по этой специальности на нескольких автотранспортных предприятиях Казани. Оптимальный возраст для диспетчера – от тридцати до пятидесяти лет.
– Что и говорить, преимущества спутниковой системы навигации налицо. Но ведь это очень дорогая штука, может ли позволить ее себе среднее автотранспортное предприятие и уж тем более – частный перевозчик?
– Система дорогая, но покупали ее мы, а не перевозчики. Аппаратуру по согласованию с инвестором мы устанавливаем бесплатно, клиент оплачивает только информационное сопровождение – услуги Центра управления перевозками. Недавно подключили к системе одного из самых крупных перевозчиков междугородных маршрутов – КПАТП-1. Обращаются к нам и частники, осуществляющие туристические рейсы в Москву, Украину, Казахстан.
}- Вы и перевозки по СНГ можете отследить?
– Да хоть по Африке, если закажут. У нас нет географических ограничений, была бы карта дорог, а все остальное современная связь и спутники сделают. Недавно к нам обратились из "Чувашавтотранса". Приобрести самостоятельно такую систему им пока не по средствам, так что просили рассмотреть возможность подключения к нашей. Возможность есть, почему не помочь соседям? Они приобретают рабочие места, мы подключаем их к нашей сети, и предприятия Чувашии смогут сами отслеживать свои автобусы, получать необходимую информацию, связываться по телефону или при помощи SMS с водителем. Программу ставим бесплатно, за сопровождение будут платить.
}
Наш центр рассчитан на десять тысяч объектов, так что хватит и на соседей, и на себя. Кстати, в ближайшем будущем на нашей базе создадим еще один центр – управления дорожными объектами, который будет контролировать дорожную технику. А к началу навигации к системе GPS будут подключены все двадцать скоростных речных судов республики. Навигационная техника речников уже морально устарела, а мы предлагаем современные методы.