"Ищем суррогатную маму. Женщина 20-34 лет. Имеющая ребенка. Компенсация 300 тысяч рублей". Вот такое интересное объявление висит на нескольких трамвайных остановках Нижнекамска. На огромном листе бумаги. Рядом с вполне рядовыми, намозолившими глаз – "покупаем акции, принимаем денежные вклады"…
Честно говоря, вначале я подумала, что это чья-то неудачная шутка или коллеги проводят очередное журналистское расследование. Как-то уж слишком все банально. Но, с другой стороны, требуемое обозначается достаточно четко, сумма вознаграждения – тоже.
Я попыталась дозвониться по челнинскому номеру, указанному на объявлении. Три дня трубку никто не брал. На четвертый раздался неожиданный звонок.
– Здравствуйте, у нас высветился ваш номер телефона. Что вы хотели узнать? – спросил дружелюбный мужской голос.
– Я не для себя. Моей знакомой 28, она одна растит пятилетнего сына.
– Нет, она будет стесняться. Лучше ответьте мне, а я ей потом все передам.
Как выяснилось, Марат – так назвал себя мужчина – является представителем одной московской юридической компании, единственной фирмы в России, по утверждению ее специалистов, которая обладает базой достоверных данных и берет на себя полное юридическое обеспечение и сопровождение столь деликатного процесса, как суррогатное материнство, – вплоть до рождения ребенка и получения свидетельства о рождении.
Поясним: суррогатное материнство – это когда женщина вынашивает биологически неродного ей ребенка, родная мать которого по тем или иным причинам выносить его не может. Эмбрион подсаживается в чужую матку методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
Марат ищет потенциальных мам по объявлениям, развешанным в соседних с Набережными Челнами городах, больше четырех месяцев. Много ли было звонков за это время? Да, но хотелось бы больше. Звонили молодые женщины из Нижнекамска, Елабуги, Новошешминска. Были среди интересующихся и студентки, и работающие. Но всегда те, у кого есть серьезные финансовые проблемы.
Некоторые женщины уже решились на этот ответственный шаг и в настоящее время вынашивают чужого ребенка. Остальные думают. Хорошенько подумать посоветовал Марат и моей знакомой: "Пусть она все взвесит, доделает свои дела. Не поздно к нам будет обратиться и через несколько месяцев, и через год. Многим мы советуем увольняться с работы. Не только затем, чтобы избежать лишних вопросов. Просто заказчики очень волнуются за здоровье будущего ребенка, а мало ли какая работа у потенциальной мамы. Одна подходящая нам по всем параметрам женщина токарем трудится. Конечно, ей придется уволиться".
Я выяснила, что со второго по седьмой месяц беременности "замещающей" маме выплачивается зарплата в 12 тысяч рублей. Витамины, наблюдение специалистов – дополнительно. После сбора пакета документов, а он, поверьте, увесистый, женщина едет на собеседование и обследование в Москву. Там же ей делают искусственное оплодотворение. Контролируют нормальное течение беременности тоже в Москве. Два последних месяца "несушка", как некоторые таких называют, живет в одном из санаториев Подмосковья. Рожает женщина в московской клинике, с которой у компании заключен договор. Ребенка у нее сразу забирают и отдают биологической маме. Вознаграждение – после оформления всех соответствующих документов. Кстати, по словам все того же Марата, оно уже доходит до 500 тысяч рублей.
Да, если убрать все моральные стороны вопроса, не жизнь, а сказка, где каждому хочется верить в счастливый конец.
Еще в восемнадцатом веке до нашей эры Кодекс законов царя Хаммурапи – первый известный нам свод законов в истории человечества – установил, что бесплодная жена, желающая иметь детей, должна для продолжения рода дать своему мужу рабыню, при этом дети, родившиеся от такой матери, считались законными детьми бесплодной супружеской пары.
Если брать современную историю, то первый в мире ребенок от суррогатной матери в нынешнем понимании этого слова появился на свет в Великобритании в 1989 году. Украина отстала от Туманного Альбиона всего на три года. Там суррогатное материнство не только разрешено, но и довольно четко прописано юридически. Супруги, которые дали согласие на имплантацию своего зародыша в организм другой женщины, являются родителями рожденного ребенка.
Однако далеко не везде узаконен этот способ решения проблемы бесплодия. Не разрешен он во многих странах, где традиционно сильна католическая церковь, таких как Испания, Франция и Португалия. В Германии любая попытка осуществить искусственное оплодотворение или имплантирование эмбриона женщине, которая после родов готова отказаться от ребенка, считается преступлением. Причем наказание за это несет врач.
В Канаде соглашение о суррогатном материнстве юридически не прописано, но законом не запрещено, им занимаются частные агентства. Однако судебные иски по этому вопросу в Канаде не рассматриваются, как и в Великобритании.
Конгресс США суррогатное материнство разрешил в 1991 году. С тех пор этот способ избавления от бесплодия применяется в Штатах довольно широко. В стране есть огромная база данных о донорах яйцеклеток для женщин, которые в связи с заболеванием яичников не могут продуцировать собственную. База позволяет выбрать донора даже по этническому происхождению, вероисповеданию и внешности.
Мировой рекордсменкой по суррогатному материнству считается жительница Великобритании 38-летняя Кэрол Хорлок. У нее две свои дочери, и она девять раз вынашивала детей для других людей.
Первая суррогатная мама в нашей стране была подругой биологических родителей. Она получила достаточно существенную компенсацию – большую квартиру в Санкт-Петербурге. Были случаи, когда детей вынашивали безвозмездно. Самый известный произошел в ЮАР: 48-летняя бабушка родила трех собственных внуков. А вот в России бабушкам не доверяют: по приказу Минздрава суррогатной матерью может стать только женщина до 35 лет.
В Татарстане первый суррогатный малыш появился на свет в 2005 году. Процедуру экстракорпорального оплодотворения провели в Казани, в республиканском Центре планирования семьи и репродукции. В Нижнекамске со спросом на суррогатных мам нынче столкнулись впервые.
В 2003 году вышел приказ российского Минздрава, в котором четко определены медицинские показания к суррогатному материнству. Данный способ избавления от бесплодия применяется в случае многочисленных неудачных попыток метода ЭКО (или, как говорят в народе, "зачатия в пробирке"), а также если имеется неоперабельное повреждение матки или орган полностью отсутствует, либо в случае тяжелых заболеваний, которые будут препятствовать благоприятному исходу беременности.
Список обязательных анализов и осмотров для суррогатной мамы – это огромный перечень. Ищут "несушек" разными способами. Одни просят помочь близких людей, другие находят агентства, третьи используют предложения, размещенные в Интернете.
Стопроцентных гарантий, что все пройдет благополучно, в случае с суррогатной мамой быть не может. Далеко не всегда женщины, предлагающие свои услуги по вынашиванию ребенка, отличаются хорошим здоровьем. Бывает, что претендентки подделывают медицинские справки и результаты анализов или вступают в сговор с врачами, которые предоставляют в качестве потенциальных мам уже беременных девушек, не желающих обременять себя ребенком. Возможен и шантаж прерыванием беременности или тем, что женщина не отдаст ребенка, – это делается с целью вымогательства дополнительных денег. В этих же целях шантажируют угрозой сообщить ребенку, кто его в действительности выносил.
Но бездетные пары, во что бы то ни стало желающие иметь своего ребенка, все равно идут на многочисленные риски. Мечта стать родителями перевешивает страх.
На всех сайтах агентств, занимающихся суррогатным материнством, помещаются примерно одинаковые фразы, воздающие почести нашему законодательству.
"Россия относится к числу счастливых стран, где суррогатное материнство разрешено законом. Действующее российское законодательство является одним из самых либеральных в мире в том, что касается применения репродуктивных технологий. Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона"…
Что ж, законодательство у нас действительно передовое. Однако конкретно суррогатное материнство в российских законах упоминается лишь вскользь, по сути нося лишь декларативный характер и требуя серьезных доработок, чтобы избежать вышеперечисленных проблем.
В последние годы государство всерьез занялось демографией. Но вот до помощи бездетным супружеским парам (по официальным данным, в нашей стране сейчас таковых около 15 процентов), видимо, руки еще не дошли. В России обязательное медицинское страхование не покрывает расходы на лечение бесплодия, а ЭКО – очень недешевая процедура. Да и, как правило, требуется не одна попытка.
Только недавно было принято решение о выделении на экстракорпоральное оплодотворение до 15 миллиардов бюджетных рублей в год. А ведь в зарубежных странах такая практика существует давно. В Германии страховые компании оплачивают все подобные расходы. В Италии лечение бесплодия полностью финансируется из казны. В Австрии государство оплачивает шесть попыток ЭКО, в Венгрии и Дании – по три.
Строгий учет малышей, выношенных посторонней женщиной, у нас в стране не ведется: дело это интимное, и генетические родители выносить его на всеобщее обозрение обычно не хотят. По неофициальным данным, считается, что с помощью вспомогательных репродуктивных технологий в мире родилось уже более трех миллионов детей. Это население целого государства, а реакция общества на данное явление до сих пор неоднозначна.
Безусловно, ситуация сложная. Психологи называют суррогатное материнство моральной ломкой для общества. Социологи предлагают его рассматривать в контексте культур: если для традиционной суррогатное материнство было бы неприемлемым, то в культуру постмодернистскую, которой не присущи оценочные суждения, оно вписывается вполне гармонично.
Конечно, нельзя превращать это в простую коммерцию. Но, с другой стороны, для семей, которые не могут иметь детей, биомамы – настоящее спасение. Что касается самих женщин, решившихся на такой шаг, уверена – в большинстве случаев ими становятся не из альтруизма, а по нужде. И почему бы в таком случае полюбовно, через договор не решать проблемы двух сторон?
Итак, что будет дальше? Потребность в суррогатном материнстве по всему миру растет, далеко не всегда отрегулированная и честная "торговля" процветает и будет процветать. Так что можно с уверенностью предположить, что новый метод избавления от бесплодия будет развиваться независимо от того, как каждый из нас к этому относится. Понятно, что разумней и гораздо удобнее ввести его в жесткое правовое поле и под контроль государства, что, скорее всего, рано или поздно и произойдет.
Тем же, кто категоричен в своем отношении к суррогатному материнству, напоследок хочется сказать: "Не дай Бог вам лить слезы из-за бездетности. И не дай Бог кому-то из ваших близких зарабатывать деньги таким образом"…