Герой нашего бремени

Недавно исполнилось 80 лет Герою Социалистического Труда, генеральному конструктору и создателю единой государственной системы радиолокационного вооружения Ильдусу Мостюкову, ныне председателю республиканской общественной организации "Герои Татарстана".

Недавно исполнилось 80 лет Герою Социалистического Труда, генеральному конструктору и создателю единой государственной системы радиолокационного вооружения Ильдусу Мостюкову, ныне председателю республиканской общественной организации "Герои Татарстана". Несколько лет назад в интервью "Нужны ли нам Герои Труда" ("Республика Татарстан", 23.7.2004) Ильдус Шайхульисламович посетовал, что народными "героями" у нас, к сожалению, стали сегодня Саша Белый из "Бригады" и Данила Багров из "Брата" – этакие экранные симпатяги-бандюганы. "А наша задача – противопоставить этим мнимым "героям" Героев настоящих, с большой буквы".

Прошло несколько лет, и ориентация в выборе своих "национальных героев" и впрямь резко поменялась, но вовсе не в том направлении, о котором ностальгировал интервьюируемый. Сегодня в героях ходят уже не киношные, а конкретные "народные мстители", с подлинными именами и фамилиями – осетин Виталий Калоев, боксер Александр Кузнецов. Из экранных персонажей, чей рейтинг по-прежнему чрезвычайно высок, компанию им составляет лишь незабвенный пенсионер из "Ворошиловского стрелка" (самый, пожалуй, провокационный образ отечественного кино всех времен). В чем их подвиг? Один зарезал швейцарского авиадиспетчера на пороге его дома, другой забил насмерть покушавшегося на сына педофила, третий снайперски "кастрировал" насильников внучки посредством винтовки с оптическим прицелом. Тем не менее все они в момент стали до неприличия востребованы СМИ, едва ли не примером для подражания, а Калоев после выхода из европейской тюрьмы у себя на родине даже возведен в ранг высокого правительственного чиновника. Хотя они, по сути, те же киллеры, только расправы свои вершат не по заказу, а из чувства неотвратимой и справедливой, как им кажется, кровной (кровавой?) мести.

Что делать – в последнее время поводов для подобных "подвигов" становится все больше, они подстерегают нас буквально на каждом шагу. Вот сделал кольчугинец Алексей Денисов замечание олигофренам, распивавшим пиво у Монумента павшим героям, а они избили его, после чего заживо сожгли на газовой горелке Вечного огня! Герой Денисов или нет? Наверное, все же герой, потому что не прошел молча мимо четырех отморозков, а это сегодня уже гражданский поступок, за который не только здоровьем, но и жизнью можно поплатиться.

"В жизни всегда есть место подвигу, но не всегда есть место герою", – сказал известный сатирик. Как видим, он не прав – людей, совершающих мужественные, самоотверженные поступки, вокруг нас пруд пруди, только мы мало или вообще ничего о них не знаем.

В конце прошлого года в Агрызском районе погиб сельский почтальон Михаил Исаев (газета рассказала об этом происшествии в обзоре районной печати 25 декабря). Грабители напали на него, когда тот развозил по деревням пенсии и пособия инвалидам, рассчитывая поживиться немалой суммой, но его служебная борсетка оказалась пустой. Впрочем, деньги вскоре нашлись, и обнаружил их фельдшер центральной районной больницы, когда раздевал истекающего кровью тяжелораненого почтальона – они были рассованы у него под рубашкой! Об этой хитрости не знали даже коллеги и уж тем более бандиты, подстерегшие его на дороге Агрыз – Красный Бор. Удары ножом они нанесли ему смертельные, а вышло, что убили зря – "призовой куш" им все равно не достался. Почтарь расстался с жизнью, но не с вверенной ему наличностью.

Наверное, многие отнеслись к его смерти как к очередному криминальному ЧП районного масштаба, не более. А вы представьте хотя бы на минуту, как уже немолодой и опытный почтовик, отец пятерых детей, отправляясь на работу, всякий раз предусмотрительно прячет под одеждой пачки купюр – знал ведь, что могут запросто ограбить и даже убить. В тот день опасения его оправдались. Правда, наполовину: убить убили, а вот ограбить не смогли. Увы, "бронежилет" из дензнаков от ножевого удара в живот его защитить не смог…

Подобных примеров негромкого героизма людей "при исполнении" немало. Несколько лет назад неизвестный напал на работницу Бугульминского районного узла связи Фаиму Раянову – подстерег ее в подъезде, ударил обрезком трубы по голове и попытался завладеть служебной сумкой с деньгами. Оглушенная, теряя сознание, женщина мертвой хваткой вцепилась в нее и не выпускала, несмотря на то, что верзила яростно рвал ее у нее из рук. Неравный поединок для связистки мог закончиться трагично, если бы на шум на площадку не выскочили жильцы, чьи пенсии она так самоотверженно спасала.
Я намеренно привожу примеры из будней связистов: с представителями этой профессии, в которой женщины составляют большинство, каждый из нас встречается по нескольку раз в неделю, и вряд ли кому приходит в голову, насколько служба их опасна и трудна. Конечно, не всякая из них в экстремальной ситуации под угрозой ножа или обрезка арматуры станет с такой отвагой отстаивать чужие деньги. Что ни говори, а в чем-то сатирик все же прав. Вот сотрудница Горномарийского управления почтовой связи недавно тоже стала жертвой бандитов, правда "одноруких". По дороге молодая женщина с толстой сумкой на ремне зашла в салон игровых автоматов и в пылу азарта просадила все имевшиеся при ней казенные деньги – около 17 тысяч рублей, оставив без пенсий жителей целой деревни. Так этому конфузу пресса уделила куда больше внимания (он даже "засветился" в Интернете!), чем трагической гибели татарстанского почтальона. А почему бы Министерству информации и связи РТ, руководству ОАО "Татарстан почтасы" не походатайствовать о представлении его к ордену "За мужество" посмертно? Это было бы справедливо и достойно памяти мужественного связиста и хотя бы в моральном плане восполнило семье потерю кормильца. Да и страна, глядишь, узнала бы, что, кроме анимационного почтальона Печкина из Простоквашина, есть на свете реальные Герои Почтальонского труда, такие, как Матвей Исаев из деревни Старая Чекалда.

Другое дело, что такие герои обществу сегодня малоинтересны. В глазах людей кумир не тот, кто погибает в схватках с чеченскими боевиками или, рискуя жизнью, спасает жертвы природных и техногенных катастроф (тем более, чьи-то пенсионные кутарки), а тот, кто действует исходя из пещерной варварской морали: око – за око, глаз – за глаз. Почему мы сочувствуем им, жалеем и оправдываем, вместо того чтобы возмутиться, осудить? Наверное, от отчаяния и собственного бессилия – мало кто верит в справедливый и скорый государев суд. А покарать обидчика собственноручно может далеко не каждый. Отсюда и поощрительное отношение к самоуправному возмездию, даже если оно аморально, незаконно и кроваво. По моему личному мнению, нынешний разгул самосуда и его героизация в глазах населения – не что иное, как своего рода народная альтернатива отмененной в стране смертной казни. Помните: "Кипит наш разум возмущенный"? Вот скопившийся пар и срывает "крышу".

Что же касается вопроса, нужны ли нам Герои труда – настоящие, с большой буквы, то тут, как говорится, не надо путать карту с местностью. Звания Героев Социалистического Труда и раньше не всегда ассоциировались с трудом по-настоящему самоотверженным и героическим и присуждались часто в угоду партийной и национальной конъюнктуре, а то и просто по разнарядке. Какой смысл идеализировать прошлое применительно к нашим бренным будням, когда человек работает не рекордов ради, а чтоб элементарно выживать, и где ностальгия давно заменена издевкой? В стране, где понятия "бандитизм", "терроризм", "экстремизм" несравнимо популярнее, чем "трудовой героизм", Герой России востребован сегодня куда больше, чем Герой труда. Хотя бы потому, что трудовые будни у нас сейчас все меньше напоминают подвиг и все более – праздник (бесконечные новогодние "каникулы", религиозно-народные обряды, корпоративные гульбища и перенесенные на понедельник выходные). И вообще, по выражению Габриэля Лауба, герои нужны лишь в минуту опасности, в остальное время герои опасны.

А вы как думаете?

Евгений УХОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще