"Осторожно, злая собака!" – такие таблички когда-то предусмотрительно вывешивали еще на подступах к дому, на воротах, чтобы отпугнуть незваных гостей и оградить от возможных неприятностей тех, кто не замышляет по отношению к хозяевам ничего дурного. Сейчас в Казани "частного деревянного сектора" почти не осталось, а значит, и домов с такими табличками. Может, это и неплохо. А вот о чем приходится сожалеть, так это о том, что подобного рода предупреждающие таблички не предусмотрены в муниципальном общественном транспорте. Нет, собаки тут ни при чем, в городских автобусах они не ездят, а вот оградить себя от встречи с хамоватым водителем или кондуктором иной раз ой как хочется.
…Хмурое мартовское утро. Хоть с трудом, но втискиваюсь в переполненный 22-й маршрут (номер машины ВО-637). Намертво прижатая к входной двери тщетно пытаюсь найти более надежную точку опоры, чтобы на ближайшей остановке не вывалиться мешком из автобуса. Но где-то сверху над собой уже слышу зычное: "Задняя площадка, оплатите проезд!". Поднимаю глаза и встречаю сверлящий взгляд в упор…
Молодую кондукторшу можно было бы назвать даже симпатичной, если бы не по-утреннему яркий макияж, жвачка во рту и какая-то нездоровая возбужденность. На мои уверения, что оплачу проезд как только в автобусе станет чуть посвободней, она отреагировала длинной и громогласной тирадой, из которой я узнала о себе много нового. Естественно, на меня стали оглядываться другие пассажиры, и это еще больше "вдохновило" кондукторшу. И пока я, стоя, как цапля, на одной ноге, все же пыталась достать деньги, на мою голову обрушилась новая порция оскорблений.
Заодно досталось и моей ни в чем не повинной попутчице, интеллигентной женщине средних лет, единственной, кстати сказать, из всех пассажиров попытавшейся урезонить явно неадекватную кондукторшу. Но не тут-то было… В ход пошли угрозы высадить нас из автобуса, хватания за рукава и т.д. Остальные пассажиры по-прежнему безмолвствовали. Одни были демонстративно безучастны, другие смотрели с немым укором, правда, не на кондукторшу, а на меня, вынужденную в конце концов дать ей отпор.
По словам моей единственной "заступницы", она постоянно пользуется 22-м маршрутом и регулярно наблюдает подобные безобразные сцены с участием кондуктора Хайруллиной (так, во всяком случае, отрекомендовал свою напарницу водитель автобуса). До сих пор эта женщина, преподаватель вуза, тоже не вмешивалась, но на этот раз не выдержала.
Извечный "интеллигентский" вопрос: осадить хама или подставить ему вторую щеку – каждый для себя решает сам. Я не об этом. Тем более что наше нежелание порой "мараться" – это не единственное, что делает хамство неискоренимым в нашем общественном бытие.
Взять тот же транспорт. Как выяснилось, на казанских автобусных маршрутах кондукторы сегодня вообще не предусмотрены. Они не числятся в штате автотранспортных предприятий, и, соответственно, никто и ни за что не может призвать их к ответу. Не отсюда ли это чувство полной безнаказанности? Водители сами выбирают себе напарниц по вкусу. Ну а все дальнейшее зависит только от воспитания человека и, конечно, его здоровья, в том числе и психического.
Признаться, я сама часто готова посочувствовать этим, так сказать, "боевым подругам", зорко высматривающим в автобусной давке необилеченных пассажиров. Работа у них не сахар, особенно в часы пик. Но при всем том, как уже сказано, труд этот добровольный и, видимо, сравнительно неплохо оплачиваемый. А вот кто мне возместит моральный ущерб от встречи с кондукторшей-хамкой?
В ПАТП-2 (а именно здесь обслуживают 22-й маршрут) мне радостно сообщили, что коли такая-то у них не числится, то и претензии не к ним. Директор МУП "Организация пассажирских перевозок" Рустем Абдулхаков вроде бы отнесся к моему рассказу более сочувственно, пообещал разыскать "ту женщину" и сообщить о принятых мерах. Но, видимо, до сих пор ищет… Поистине: шерше ля фам!
Спустя неделю мне и самой уже кажется: ну что я зациклилась на этой кондукторше? В первый раз, что ли, меня обхамили в общественном транспорте? Плюнуть и забыть!
А виной всему, думается, наша обычная наивность и доверчивость.
Когда в Казани еще только собирались вводить новую транспортную схему, то так старались убедить нас в ее преимуществах, что мы и вправду поверили: едва с казанских улиц исчезнут коммерческие "маршрутки" с их вечно спешащими и подвергающими нашу жизнь опасности водителями, а их место займут "низкопольные", большей вместимости и повышенной комфортности муниципальные автобусы, мы наконец-то вздохнем свободно и почувствуем себя жителями одной из европейских столиц, где культура обслуживания такая же неотъемлемая часть комфорта, как и соблюдение правил дорожного движения.
О самих автобусах ничего плохого сказать не могу, находиться в них и вправду приятнее, чем в грязных, дребезжащих от старости "пазиках" или ехать на полусогнутых в низких и тесных "Газелях". Сложнее оказалось с культурой обслуживания. Во всяком случае, здесь пока никакой принципиальной разницы. Профессионализм, культура вождения и, кстати сказать, внешний вид многих водителей оставляют желать лучшего, хотя нас и уверяли, что все они проходят жесткий отбор.
К слову, как и сошедшие с дистанции частники, некоторые водители муниципальных автобусов любят врубать на полную громкость любимую FM-волну, нимало не заботясь о том, разделяют пассажиры их вкусы или у них, как говорится, уши вянут от иных звучащих в эфире шуток. Перекочевало в муниципальный транспорт и другое "ноу-хау" частных перевозчиков. Почему-то перед каждой остановкой, даже если она обязательная, а не "по требованию", кондуктор громко на весь салон вопрошает: "Есть, что ли, кто на выход?..". И если вы не подадите голос или он окажется слишком тихим и вас не расслышат, будьте уверены: автобус даже не притормозит на вашей остановке.
А напоследок хотелось бы напомнить еще об одном обещании муниципальных властей – ввести в общественном транспорте более цивилизованную, автоматизированную систему оплаты проезда. Думается, это единственное, что сможет гарантированно оградить нас от хамства "повышенной комфортности".