Выступая недавно на брифинге, посвященном популяризации в обществе рабочих профессий, министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Айрат Шафигуллин призвал средства массовой информации поддержать власти в этом вопросе. А то, мол, смотрит молодежь наше телевидение – и кажется ей, что можно не работать и прекрасно при этом жить. "Особенно если смотреть "Дом-2", – конкретизировал свои претензии к телевизионщикам министр.
Абсолютно согласна: пока на нашем телевидении с огромным успехом идет программа "Дом-2" и некоторые другие развлекательные шоу, поднять престиж рабочих профессий не удастся. Судите сами. Некая Алена Водонаева, ныне уже экс-звезда проекта "Дом-2" – молодая особа из Тюмени, которая до проекта была никто и звать ее было никак, – пожив годика полтора за забором пресловутого "Дома", где занималась она в основном тем, что демонстрировала всей стране подробности своей непростой личной жизни, попала как-то в больницу. Ее пришли навестить друзья. Телекамера бесстрастно фиксировала: вот Алена в модном спортивном костюмчике, вот ее отдельная (!) палата, обставленная всем необходимым – тут тебе и мягкий диван вместо панцирной койки, и телевизор, и холодильник… Давно ли вы, друзья мои, лежали в такой палате? Думаю, большинство из нас (ну, если брать тех, кто, в принципе, был когда-то пациентом стационара) никогда не лежали. А некоторые, возможно, даже не догадываются, что такое в наших больницах есть.
Ничего не имею против Алены Водонаевой. Девушка зарабатывает на жизнь как может. Шоу с ее участием, как принято нынче говорить, "пипл хавает", и совершенно понятно, что телеканал стремится всячески украсить жизнь им же самим созданной звезды, в том числе поместив ее в элитную больничную палату. Зададимся другим вопросом: может ли такая же вот обычная девушка, получающая в каком-нибудь профлицее специальность повара, парикмахера или штукатура-маляра, рассчитывать в случае – не приведи Господь! – болезни на отдельную палату (ну пусть даже без мягкой мебели)? Глупый вопрос, правда? И попробуйте потом девочке объяснить, что хороший штукатур-маляр обществу нужнее, чем сомнительные звезды сомнительного телепроекта.
Еще один пример, уже из другой программы. Ведущий шоу "Смех без правил" (идет оно, к слову, на том же канале, что и "Дом-2") Павел Воля в заставке программы призывает молодых людей, обладающих хорошим чувством юмора, бросать свои "долбанные Химки" и ехать к нему на передачу попытать счастья. Счастье заключается в том, чтобы стать звездой проекта и зарабатывать бешеные "бабки". А кто не поедет – "может тусоваться со сварщиками – привет, придурки!" – кидает Воля в сторону этих самых сварщиков, которые возятся с декорациями.
Если честно, мне нравится Павел Воля. Хотя его шутки подчас и отдают дурновкусием, нельзя не признать: он, как и его друзья по "Камеди клаб", – люди талантливые и креативные. Неудивительно, что в молодежной среде программы с его участием очень и очень популярны. Тем опаснее шутка про сварщиков. Действительно, если есть перспектива "засветиться" на экране рядом со своим кумиром, зачем "убиваться" на производстве? Сварщиком быть тяжело, а кривляться перед камерой – пусть и не слишком успешно – приятно и необременительно.
Запрещать шоу, подобные упомянутым, глупо и бессмысленно. Закроется одно – начнется другое. Подобные проекты привлекают много рекламодателей, а от того, что приносит хорошую прибыль, телевизионщики никогда не откажутся. Но на этом фоне голословно призывать СМИ популяризировать рабочие профессии – не лучший выход. Даже в советские годы, когда у нас было два телевизионных канала и оба идеологически выдержанные, программы про "людей труда" особой популярностью не пользовались – потому что, признаемся честно, были они скучными. А сегодня, в эпоху кабельного телевидения и Интернета, их и вовсе будут смотреть только те, кто попал в объектив телекамеры – прикольно же увидеть себя "в ящике"! Ну, еще будут смотреть, наверное, авторы – чтобы лишний раз полюбоваться своей работой. А массовый зритель переключится на какое-нибудь очередное шоу. И, чтобы повернуть его лицом к программе про рабочего человека, такая программа тоже должна стать шоу. Куда будут вкладываться большие деньги, куда охотно пойдет рекламодатель. Вот только чтобы создать такое шоу, нужно привлечь лучших из лучших, самых ярких и креативных авторов и ведущих отечественного телевидения. Тех же "камедиклабовцев", того же Ивана Урганта или Фоменко. В идеале – чтобы шла такая программа на Первом канале. В противном случае мы получим невразумительные монотонные сюжеты местечкового уровня, которые забудутся еще до того, как пройдут финальные титры.
И вот здесь мы подходим к главному вопросу: где взять деньги? Предприятия, которые стонут сейчас от нехватки рабочих кадров, на такие траты вряд ли пойдут. Значит, нужна серьезная государственная программа с серьезным финансированием. И если стране действительно нужны рабочие руки – придется оплатить такой промоушен. Либо признать, что наше общество бессильно решить проблему популяризации рабочих профессий среди российской молодежи. И сделать ставку на мигрантов, как это и происходит сегодня во многих западных странах.