Наверное, найдется очень много желающих что-то изменить в планировке своего жилья. Это вполне понятно. Кто-то недоволен обилием в своей квартире кладовых помещений, другому не нравится разделенный санузел, третий хотел бы иметь пошире коридор… А уж пристроить балкон, если живешь в городе на первом этаже – вообще почти "обязанность" любого рачительного хозяина. Однако большинство из нас даже не подозревает, на что себя обрекает, разбирая порой даже обыкновенную кладовку с дощатыми стенами, которая фактически является встроенным шкафом. Но если ее контуры внесены в технический паспорт помещения, жильца ждет много увлекательного. Того, что пришлось при попытке узаконить перепланировку своей квартиры испытать автору этих строк.
Конечно, перепланированную на ваш вкус квартиру можно и не легализовывать, но в этом случае возникает целый ряд сложностей. И главная из них – потенциальная опасность, которую может нести перепланировка. Известны случаи, когда некоторые граждане ликвидировали несущие стены здания или делали в них отверстия под двери, что несло прямую угрозу не только им самим, но и соседям. Согласование перепланировки с госорганами такое исключает. Однако среди желающих что-то переделать в квартире такие "мастера" – скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще жильцы все делают верно, но не регистрируют перепланировку официально. Вот как раз это и является миной замедленного действия.
Произвести какие-либо операции с квартирой (продать, подарить и т.д.) в таком случае теоретически можно, но тяжкое бремя по легализации перенесенных стен ляжет на приобретателя жилья. А в некоторых ситуациях его, согласно закону, могут обязать даже придать квартире первоначальный (до перепланировки) вид, а если этого не будет сделано – принудительно выселить.
Однако тем, кто все-таки решится согласовывать переделку квартиры, необходимо хорошенько морально подготовиться к немалым испытаниям.
Итак, первым делом после проведенных работ в квартире (а подавляющее большинство наших сограждан делает это именно "после") необходимо обратиться в бюро технической инвентаризации (БТИ), чтобы взять там существующий проект квартиры. Кроме этого, надо посетить государственное унитарное предприятие при БТИ, представитель которого должен составить новую схему уже переделанного жилья – экспликацию. Стоит это более 1600 рублей. Там, куда обратился я, кроме прочего, было и такое условие – доставить сотрудницу до своей квартиры для выполнения замеров и обратно до работы на личном транспорте или на такси. Как понимает читатель, выбора в этой ситуации не остается.
Чтобы получить разрешение пожарных района, понадобилось отпрашиваться с работы и ехать к ним. Бумага была выдана за 500 рублей.
По тому же сценарию состоялась поездка в санэпидемстанцию. Там за услугу запросили 450 рублей.
На то, чтобы подготовить очередной необходимый документ – копию свидетельства регистрации права собственности на квартиру, также потребовалось пропускать несколько часов рабочего времени, простоять очередь к нотариусу и расплатиться с ним.
В отделе коммунального хозяйства Советского района Казани желающих согласовать перепланировку квартиры принимают два дня в неделю – по понедельникам и средам в отведенные часы. И то лишь в том случае, если единственный человек, этим занимающийся, не находится, например, на больничном.
Выстояв часовую очередь и попав на прием, я выяснил, что некоторых документов в собранных бумагах все-таки не хватает. Под диктовку был составлен список недостающего. Пришлось походы по инстанциям продолжить.
Первым делом необходимо было заверить у нотариуса подписи под заявлением членов семьи о том, что они не возражают против перепланировки (так объяснили в администрации). Существует даже разработанный федеральным Правительством специальный бланк таких заявлений. Однако нотариус отказалась заверять подписи, заявив, что может лишь составить собственную специальную бумагу, в которой будет записано то же самое. Мотивация нотариуса вполне понятна – такой документ обошелся членам моей семьи (тоже отпросившимся с работы и потерявшим время на стояние в очереди) в 500 рублей, тогда как заверение подписи стоило всего 20 рублей с одного человека.
Районное ЖЭУ, которое также требовалось посетить для получения разрешения на перепланировку, расположено на промышленной площадке, куда не ходит никакой транспорт. А съездить туда необходимо, если повезет, минимум два раза. Первый – чтобы взять счет на оплату услуги, затем оплатить его в банке, а второй – чтобы этот счет привезти и получить заветное разрешение и оттиск печати. Мне не повезло – пришлось добираться до ЖЭУ четырежды – в двух случаях на месте не оказалось "хранительницы" подписи и печати. Как выяснилось, ее работа связана с отъездами и отсутствует она довольно часто. Кстати, стоит эта операция более 500 рублей.
Немало интересного пришлось открыть для себя и в ЖЭУ по месту жительства. Когда я обратился туда за выпиской из домовой книги и лицевым счетом в декабре прошлого года, с меня потребовали предъявить лишь собственный паспорт. Однако взятые бумаги так и не пригодились – выяснилось, что отдел коммунального хозяйства администрации Советского района в конце года по каким-то причинам перестал принимать документы на перепланировку, и обе выписки устарели. Когда же я пришел в ЖЭУ в январе, выяснилось, что для получения тех же документов необходимо принести уже и паспорта всех проживающих в квартире взрослых членов семьи и свидетельство о рождении ребенка. И это несмотря на то, что у паспортистов имеются все данные о каждой семье на электронных носителях. То ли правила с нового года изменились, то ли, как говорит сатирик, у нас все зависит от того, кто сегодня дежурит…
И наконец, как казалось мне, последний этап – сдача документов в администрацию района. Но я ошибался, когда полагал, что этот шаг -завершающий. Выяснилось, что в БТИ забыли поставить на технический проект печать с датой (в первое посещение администрации этого не заметили), а еще вдруг потребовалось согласие банка на перепланировку – квартира куплена с помощью ипотечного кредита, который не выплачен. И это несмотря на специальный пункт договора между мной и банком о том, что последний не возражает против перепланировки, если она проведена законно.
В администрации мне сказали, что в БТИ очень часто забывают ставить печать, и людям приходится обивать пороги инстанций по нескольку раз. У меня же создалось впечатление, что между двумя структурами существует негласный спор – одна считает, что вторая печать в проекте необходима, а другая – что вовсе необязательна. Кто является заложником этой милой "перебранки" – очевидно.
И только после того, как пришлось посетить банк и повторно БТИ (еще несколько часов рабочего времени), я решился на пятый по счету визит в администрацию (два из них были "холостыми" по причине болезни человека, занимающегося согласованием перепланировки). После часового стояния в очереди документы приняли на регистрацию, теперь после еще одной детальной проверки их предстоит забрать (очень надеюсь, что больше никаких "сюрпризов" не возникнет).
Скажу сразу, что мне еще относительно повезло. Был свидетелем, как одной женщине, уже собравшей все бумаги, для согласования перепланировки пришлось обращаться и в суд – чиновники написали одну лишнюю букву в ее фамилии на одном важном документе, и выяснилось это лишь в последний момент. Ответственность, естественно, за это никто брать на себя не пожелал, оставив судьбу переделанной квартиры на усмотрение служителей Фемиды. Вообще, пока сидел в очередях, наслушался самых разных историй о злоключениях людей, каждая из которых достойна своего описания.
Я умышленно, чтобы излишне не утомлять читателя, опустил множество неприятных мелочей и досадных случаев, которые всплывали при сборе всевозможных справок, выписок, нотариальных заверений и других документов. в моем случае и описал только основные этапы этого действа. Об остальном любой человек, когда-либо этим занимавшийся, догадается сам. Но, думаю, и этого достаточно, чтобы понять, какие железные нервы и невероятную целеустремленность надо иметь, чтобы довести такое дело до конца. Скажу только, что все эти хождения заняли у меня почти год.
Если же абстрагироваться от данного конкретного случая и взглянуть на ситуацию шире, то невольно приходишь к выводу – вся эта сложная и затянутая процедура, невнимательность и необязательность работников госорганов приводят к тому, что люди, перепланировав свое жилье, так и оставляют эти работы в статусе нелегальных, и явление это приобретает уже массовый характер. Уверен, что доля "черного передела" все увеличивается – только среди моих знакомых насчитывается около десятка семей, не согласовавших перепланировку. Причем, наслышавшись обо всех "прелестях" этого процесса, делать они это в обозримом будущем не собираются.
Есть у этой проблемы и другая сторона. Позвонив к нескольким риэлторам, я выяснил: в случае, если отдать согласование перепланировки квартиры на откуп посредникам, это обойдется сегодня в Казани в сумму от 30 до 50 тысяч рублей. Такая цена – самый объективный, рыночный критерий того, каких затрат времени, нервов и денег требует шаг, который в случае такой распространенной процедуры, как переустройство своего жилья, обязан сделать любой законопослушный человек.