Обычно в февральском выпуске "Погоды в доме" мы ведем разговор на "мужские темы". Но до сих пор на его страницах ни разу не выступали сами мужчины. Нам показалось, что это несправедливо. Почему о семейных проблемах должны говорить только женщины? У мужчин тоже есть своя точка зрения на разные аспекты этой темы. Тем более что, несмотря на все разговоры о кризисе ячейки общества, в традиционном российском сознании главным лицом семейной жизни все же остается мужчина. А есть даже такие счастливые семьи, где муж не только де-юре, но и де-факто является главой семьи.
Итак, сегодня, в "мужском" февральском выпуске в Год семьи, будет не только очередная мужская история, написанная женщиной, но еще и мужчины-журналисты поделятся с нашими читателями своим взглядом на нюансы семейной жизни.
Бывают мужчины, которые как огня боятся иметь детей, – не хотят лишней ответственности, хлопот и материальных затрат. Но есть и такие случаи, когда мужчина мечтает быть отцом. Но не может. По статистике примерно в половине бесплодных браков бесплоден именно муж.
Мина замедленного действия
У молодой казанской семьи Усмановых, в отличие от многих других молодых семей, не было необходимости откладывать вопрос о потомстве: нестарые еще родители и об отдельной квартире для детей позаботились, и деньгами всегда готовы были помочь. Сами же Дамир и Карина еще до свадьбы решили: детей у них будет много. Ну, уж не один – это точно.
Но первый год супружеской жизни не принес успехов в деле пополнения семьи. Карина забила тревогу, прошла обследование, и после того как врачи признали ее здоровой, решила отвести мужа к андрологу. Уговаривать Дамира не пришлось, и уже на следующий день он сидел в кабинете врача.
Каково же было его удивление, когда специалист сказал, что у него хронический простатит и это, возможно, одна из причин бесплодия.
– Это у меня-то, в двадцать семь лет! – вспоминает он свои тогдашние эмоции. – Я, конечно, понимал, что молодежь нынче здоровьем не блещет, но сам-то всегда отличался от многих своих знакомых здоровым образом жизни. Курение и спиртное – в меру, старался не забывать о физических нагрузках… В общем, нет, такого просто не могло быть!
Но, как оказалось, врачей таким диагнозом у молодых пациентов сейчас не удивишь. Многие с ним живут годами, не подозревая об этом. Ведь определить симптомы хронического простатита довольно сложно – его практически не ощущаешь. А на здоровье он действует, как медленный яд. И потом выясняется, что у мужчины не может быть детей…
– Вообще, лечить мужское бесплодие – это достаточно долгий и сложный процесс, – признается врач андролог-уролог Центра планирования семьи РКБ Минздрава РТ Радиф Вафин. Он занимается этой проблемой больше 15 лет и совершенно определенно заявляет: мужские анализы, показатели качества спермы, ухудшаются год от года.
– Мы осознали всю глубину этой проблемы, когда начали создавать банк доноров спермы, – поясняет Радиф Маннанович. – Его необходимо периодически обновлять, и с каждым разом все труднее найти здоровых доноров. Причины банальны: плохая экология, свое влияние на мужское здоровье оказывают урбанизация, раннее начало половой жизни, инфекционные заболевания. И это не только у нас, такова общемировая практика.
Кроме того, как рассказал нам доктор Вафин, существуют генетическая патология, различные хромосомные заболевания – они обычно не поддаются какой-либо корректировке.
Впрочем, Дамира для начала "пугать" не стали, просто назначили курс лечения от простатита. Однако ситуация и после этого не изменилась. Вот тогда врачи пояснили, что к мужскому бесплодию может вести и множество других причин.
Не надо учить, помогите материально
Не утомляя читателя подробностями процесса, скажем, что лечение и определение причин недуга нашего героя растянулось на целый год. И влетело в копеечку. Как он потом узнал, ему еще повезло, что он попал в государственную клинику, – в платной все обошлось бы в несколько раз дороже. Ведь каждый этап лечения и диагностики сопровождается многочисленными дорогостоящими анализами. Да, на лечении простатита платные клиники делают большой бизнес, при этом рядовому пациенту трудно понять – насколько действительно нужны все эти анализы и не заставили ли его выложить кругленькую сумму за что-то, не имеющее отношения к его диагнозу. Те же, кому цены платных клиник не по карману, вынуждены оставаться со своими болячками один на один, поскольку в подавляющем большинстве государственных поликлиник пройти полноценное обследование просто невозможно.
Но деньги, выложенные Дамиром за лечение простатита, оказались отнюдь не последней тратой. Посмотрев очередной результат анализа, лечащий врач посоветовал ему "подключать" жену и проводить процедуру искусственного оплодотворения. Это обошлось молодой семье в 45 тысяч рублей. И это еще, говорит Дамир, по российским меркам относительно дешево.
Впрочем, в данном случае дело не только и не столько в деньгах. Процедура была достаточно сложной, особенно тяжело дались Карине болезненные инъекции. Но супруги очень надеялись, что это поможет, ведь им говорили, что вероятность наступления беременности достигает в этом случае 60 процентов…
Через две недели Карина пришла на УЗИ. И получила оглушительное известие: она беременна! Радости молодых не было предела. Только вот длилась она недолго – еще через четыре дня специальный тест по анализу крови опроверг результаты УЗИ – забеременеть женщине так и не удалось.
Кстати, попытки экстракорпорального оплодотворения можно при желании повторять, вот только если в первый раз часть дорогостоящих медикаментов оплачивает бюджет республики – за счет специальной республиканской программы, то в следующий раз все делается за свой счет. И обходится раза в полтора дороже первоначальной стоимости.
– Действительно, и лекарства, и оборудование, и процедуры – все обходится недешево, тем более что зачастую на дополнительные исследования мы посылаем пациентов в другие медицинские центры, – поясняет Радиф Вафин. – И я лично думаю, что молодых людей, столкнувшихся с проблемой бесплодия, должны материально поддержать родители. Конечно, возможно, лет через 10-15 молодые и сами встанут на ноги, будут способны оплатить весь курс, но лучше все делать вовремя. Если вашей жене 20-25 лет – это одна ситуация, а вот если ей уже от 30 до 40, все будет гораздо сложнее…
Надежда умирает последней
Чтобы окончательно понять, стоит ли тратить деньги на дальнейшее дорогостоящее лечение, андролог посоветовал Дамиру съездить в Первопрестольную на сдачу специального анализа. Он проводится с помощью электронного микроскопа, дающего увеличение в 100 000 раз (в России их единицы). Для сравнения: обычно для подобного исследования используется микроскоп с максимальным увеличением в 900 раз. Столичная точность – единственный способ установить причину бесплодия на уровне клеточных структур.
Конечно, это опять-таки не бесплатно. Хотя по нынешним ценам – не так уж и дорого: 3,5 тысячи рублей. Дамир поехал. Чем, к слову, удивил столичных врачей – оказалось, что он стал первым казанцем, который не просто выслушал совет провериться у московских специалистов, но и последовал ему. Почему другие молодые люди, мечтающие о детях, так и не могут собраться в не столь уж дальнюю дорогу – непонятно. Да, собственно, речь и не об этом. Важно то, что в результате обследования нашему герою сообщили радостную весть: генетических аномалий у него нет, а значит, его болезнь подлежит коррекции. Правда, для этого нужно пить дорогие лекарства, и пить долго. И гарантий того, что в результате в молодой семье появится-таки малыш, все равно никто не дает. Собственно, это вообще вещь необъяснимая – почему у людей иногда и медицинские показатели в полном порядке, а детей нет. А бывает, говорит Радиф Вафин, и такое, что у пары уже есть один ребенок, а вот со вторым ничего не получается, – анализы одного и того же мужчины могут со временем значительно ухудшиться. А еще бывает несовместимость супругов – скажем, в первом браке у мужчины дети есть, а во втором у него с супругой вдруг выявляются иммунные барьеры…
– Таинство природы, безусловно, присутствует в нашей работе, – признает доктор. – Иногда бывает, что даже процедура искусственного оплодотворения не дает результата, и вдруг через какое-то время после этого беременность наступает естественным путем – после многих лет бесплодного брака. Кроме того, эффект от лечения может быть отсроченным – прошла пара полный курс, перепробовала все варианты, уже и смирились. И вдруг… Лечение мужского бесплодия – длительный процесс, и результат может наступить через месяцы, а то и годы. Поэтому, если нет генетических аномалий, мы стараемся не говорить мужчине, что его случай безнадежен. Тем более что сильный пол воспринимает весть о своем бесплодии очень болезненно. Горькая правда, конечно, тоже важна, но нужно всегда знать и о перспективах.
О грустном
На сегодняшний день, по статистике, из 100 супружеских пар 15 оказываются бесплодными. Несмотря на все достижения науки, лишь 15-20 процентов всех бесплодных пар обретают счастливую возможность зачать и родить ребенка. Обо всем этом мне рассказал Дамир. Он никогда не думал, что придется всерьез заинтересоваться подобными проблемами. И считает: многих драм можно было бы избежать, если бы репродуктивному здоровью мальчиков в стране уделялось больше внимания. Впрочем, у Радифа Вафина своя точка зрения на этот счет:
– Если ребенка регулярно водят на диспансерные осмотры в детскую поликлинику, то тревожные симптомы, которые в будущем смогут развиться в серьезное заболевание, грозящее бесплодием, врачи уже на этом этапе отслеживают. Кроме того, когда наши юноши проходят медицинский осмотр в военкомате, где есть и хирург, и уролог, эти специалисты тоже обращают внимание на разного рода патологии. И если вовремя озаботиться лечением – тогда действительно в будущем многих бед удастся избежать. Другой вопрос, что в этом возрасте молодежь обычно не думает об отдаленных последствиях. И лишь когда мужчина вплотную сталкивается с проблемой бесплодия, у него находятся и время, и желание, и средства заняться своим здоровьем. Но, к сожалению, иногда оказывается, что он опоздал.
Вот и наш герой даже не подозревал, что когда-нибудь желание иметь ребенка станет смыслом всей его жизни. Чтобы оплатить лечение, он залез в долги и теперь должен работать в нескольких местах, в том числе подрабатывать ночами, чтобы расплачиваться и заодно копить на новые лекарства. Но цель, полагает молодой человек, того стоит. Правда, когда много работаешь, остается меньше времени на постоянные походы по врачам… Да и сил уже ни на что не хватает…
Дамир уже даже начал думать о том, чтобы усыновить ребенка. Но жена, едва заходит разговор на эту тему, сразу замолкает, уходит в себя, и он понимает – она к такому решению пока не готова. Хотя опыт Радифа Вафина говорит о том, что обычно как раз мужчина неохотно идет на такой шаг. Отказываются зачастую представители сильного пола и от искусственного осеменения донорской спермой. Хотя, полагает доктор, это не очень-то честно по отношению к женщине, которая здорова и может иметь детей.
– В моей практике есть несколько пар, где растут уже по двое детей, рожденных в результате донорского оплодотворения. Об этом знают только врачи и сами родители. И это вполне счастливые семьи, где растут здоровые, красивые детки.
А Дамир, между тем, признается, что отсутствие внуков со временем начинает плохо сказываться на их родителях, – открытых конфликтов, конечно, нет, но подспудное недовольство зреет. Теща считает, что у зятя "это наследственное", а свекровь полагает, что родители невестки могли бы более чутко отнестись к их беде. Поясним: в проблему посвящены только мамы молодых и сестра Дамира. Мужской половине говорить о своем нездоровье парень не хочет, и жена его в этом поддерживает. Так уж сложилось в российском обществе, что если бесплодна женщина – ее жалеют, а бесплодного мужчину воспринимают как неудачника – каких бы прочих успехов он ни достиг.
Пока что наш герой не намерен сдаваться. Он считает, что еще не может в полной мере сказать: "Я сделал все, что мог". Но уже с тоской в глазах ищет в Интернете статистику разводов среди бесплодных пар…