Рифкат МИННИХАНОВ: Не стесняясь, говорю: нам нужна помощь граждан

Начало этого года ознаменовалось для участников дорожного движения – и водителей, и пешеходов – вступлением в силу очередной порции изменений к Кодексу об административных нарушениях РФ.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Начало этого года ознаменовалось для участников дорожного движения – и водителей, и пешеходов – вступлением в силу очередной порции изменений к Кодексу об административных нарушениях РФ. Отныне за непристегнутый ремень безопасности придется выложить полтысячи рублей, по сотовому телефону во время движения тоже лучше не разговаривать, а за выезд на полосу встречного движения можно и с водительским удостоверением расстаться. Станет ли ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения достаточным стимулом для наведения порядка на дорогах? Какие меры для этого, на взгляд специалистов и участников дорожного движения, могут быть предприняты еще?

В прошлую пятницу "РТ" предоставила татарстанцам возможность напрямую пообщаться с Главным инспектором безопасности дорожного движения республики Рифкатом Миннихановым. Желающих воспользоваться ею оказалось немало. Во всяком случае, в течение положенного на "прямую связь" часа редакционный телефон не умолкал.

Первым дозвонился житель Казани, назвавшийся Игорем Львовичем:

– Здравствуйте, Рифкат Нургалиевич! У меня к вам два вопроса. Я не водитель, а потому в тонкостях правил не разбираюсь. Но даже мне, дилетанту, понятно: тротуар – это для пешеходов, а не для машин, и пешеходная "зебра" – тоже. Какое-то наказание за езду по тротуарам и выезд на пешеходку существует?

– Конечно. Движение автомобиля по тротуару карается штрафом в две тысячи рублей, так что попадись такой нарушитель на глаза патрулю ГИБДД – мало не покажется. Думаю, скоро желающих кататься по тротуарам не останется. А вот с пешеходными переходами сложнее. Дело в том, что уж больно невелик штраф – всего сто рублей. Мы большие надежды возлагали на поправки к Кодексу, но наказание за такое нарушение осталось прежним. Конечно, и задерживаем, и наказываем, но… Вот за непристегнутый ремень повысили наказание до пятисот рублей – и как будто прозрели наши водители – пристегиваться начали. С выездом на "зебру" тоже бороться можно – зафиксировать нарушение сейчас не проблема, видеокамерами мы обеспечены, так что с доказательной базой трудностей не будет. В прошлом году сотрудниками ГИБДД Татарстана зафиксировано более миллиона восьмисот нарушений, около пятидесяти шести тысяч из них – как раз за непредоставление преимущества пешеходам. Однако на самом деле последних как минимум на порядок больше. В этом году будем ориентировать инспекторов на пресечение именно этого вида нарушений. Но тут ведь в чем проблема… Вот у вас дети есть?

– Сын.
– За рулем?
– Да.

– Вы уверены, что ваш сын пешеходов, как положено, пропускает?

– Думаю, да…

– Так вот если мы все своих детей научим, постепенно и придем к всеобщему уважению друг к другу. Решить проблему только штрафами можно лишь наполовину: видит водитель машину с характерной синей полосой – не нарушает, нету в поле зрения ГИБДД – пускается во все тяжкие. Не стесняясь, говорю: нам нужна помощь граждан. За день экипаж оформляет около пятидесяти нарушений правил дорожного движения. Да плюс оформление ДТП и проведение следственных мероприятий. И если каждый исподтишка будет норовить на красный сигнал светофора проехать, пока инспектор занят, то порядка ждать не приходится. Помните, еще у Булгакова в его "Собачьем сердце" профессор Преображенский говорил: "Разруха не в клозетах, а в головах"? Так и на дороге. Пока в водительских головах не уложится, что порядок на дороге – их забота, гарантия их безопасности, ГИБДД сможет разве что полный беспредел на дорогах остановить, но не более того.

– Что ж, не согласиться трудно…

Пользуясь моментом, Рифката Нургалиевича атакуют вопросами журналисты "РТ":

– Этот год оказался не самым "победным" для ГИБДД. С чем вы это связываете?

– 2006 год по показателям был удачнее, чем 2005-й, согласен. Однако и 2007-й по сравнению с 2004-м (он принят за точку отсчета, потому что как раз тогда была принята федеральная целевая программа по повышению безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы) явно свидетельствует о сдвигах к лучшему. Так, число погибших стало меньше в полтора раза. Первый этап реализации программы закончился в прошлом году, его результатом предполагалась стабилизация показателей аварийности. Я считаю, что он был выполнен. А ведь количество сотрудников ГИБДД не увеличилось, да и дороги наши пока не стали намного лучше…

– А непогода, обрушившаяся на Татарстан в конце января, намного осложнила вашу работу?

– Существенно. И дело не только в увеличении числа вызовов на аварии – гораздо большую заботу представляют собой заторовые ситуации на автотрассах. Почти на три дня пришлось перекрыть движение пассажирского автотранспорта по территории Татарстана, был введен в действие план "Буран". Например, всю ночь с 22 на 23 января возле населенного пункта Шонгуты, что в Апастовском районе, в заторе стояли более ста сорока машин.

Конечно, проще всего свалить вину на непогоду, но на то есть и дорожники, чтобы чистить трассы от снега. Несколько руководителей дорожных служб были привлечены к административной ответственности за недопустимо безответственное отношение к своим обязанностям…

Разговор о капризах природы прерывает очередной телефонный звонок:

– Житель Казани вас беспокоит, здравствуйте. Говорят, город через три-четыре года просто встанет, потому что прирост числа автомобилей намного опережает дорожное строительство. Необходимо строить развязки, дороги, на все это требуются немалые деньги. Сбудется прогноз?

– Однозначно не скажешь. Не хотелось, чтобы сбылся. А для этого строительство нужно начинать уже сегодня, и так опоздали как минимум лет на пять. На двух-уровневые развязки уже готов проект – на перекрестках Амирхана-Ямашева и Ямашева-Адоратского. Не закончены еще программы строительства двух кольцевых дорог – Малого и Большого колец. Нельзя сказать, что ничего не делается, чтобы разгрузить столицу Татарстана. Но этого недостаточно, тут не поспоришь.

– Так подскажите городской администрации, ведь кто лучше вас знает обстановку на дорогах? А то и оштрафуйте…

– Мы можем только рекомендации давать, не более. А вот наказать за упущения по времени, увы, – не наша компетенция…

Андрей из Казани жалуется:

– На трассе нас оштрафовал инспектор за то, что мы не были пристегнуты ремнями безопасности на заднем сиденье. Так их в "девятке" 1998 года выпуска и не было никогда! И пока выписывал квитанцию, еще и проинформировал нас: в городе можно не пристегиваться на заднем сиденье, а вот на трассе – обязательно. Так это?

– Пристегиваться действительно необходимо. Если даже машина настолько древняя, что конструкцией не предусмотрены ремни безопасности на задних сиденьях, то их придется установить. А вот насчет города инспектор неправ или вы что-то напутали – правила одинаковы и для трасс, и для города.

Следующий звонок. В трубке – женский голос:

– Меня зовут Татьяна. Рифкат Нургалиевич, подскажите, хочу продать машину, сразу взять новую, но оставить тот же госномер. Это можно?

– Для того чтобы не создавать путаницы в базе данных, мы не оставляем старые номера.

– Жаль… А еще вопрос можно?
– Слушаю вас.

– Автостоянка, где я оставляю машину, не заасфальтирована. У ГИБДД рычаги есть, чтобы заставить ее владельца создать приличные условия?

– Вот если подъезд к вашей стоянке не заасфальтирован – мой вопрос, а заставить владельца положить асфальт на территории стоянки я не могу. Тут вам все карты в руки – соберитесь коллективом, придите к хозяину и пригрозите, что откажетесь от его услуг, если он не создаст вам приличные условия…

Представившийся Ильфатом Ракитовичем интересуется: как руководство ГИБДД относится к нарушению правил дорожного движения своими сотрудниками?

– Сколько раз приходилось видеть такие факты! – говорит он. – Что же за неравноправие такое?

– Стали свидетелем такого случая – не поленитесь, позвоните по телефону 5-333-888 и дайте информацию – спасибо скажем. А вообще, чтобы контролировать работу патрульных машин, скорость их движения и другие параметры, мы начали установку на служебные авто ГИБДД системы навигации GPS, чтобы в прямом режиме можно было следить за всеми их передвижениями по городу. Думаю, это дисциплинирует.

Есть специальные отделения не только в ГИБДД, но и в МВД, следящие за действиями наших сотрудников-нарушителей. Не хочу обманывать, все бывает – и пьяных за рулем задерживаем – в этом случае увольнение неминуемо, и просто нарушителей – их наказывают в зависимости от тяжести содеянного. Поверьте, к своим сотрудникам отношение даже более требовательное, чем к остальным гражданам…

Виктор Сергеевич из Зеленодольска интересуется, когда в Казани все светофоры оснастят таймерами.

– Три года назад попал в аварию из-за неисправного светофора, – сетует он. – Сейчас некоторые светофоры Казани оборудованы световыми табло, показывающими,сколько еще будет гореть зеленый или красный. Очень удобно, хорошо бы на всех перекрестках такие устройства установить…

– Зависит, к сожалению, не от нас. Согласен с вами, удобная штука. Предписания на этот счет городской администрации мы даем, однако денег на оборудование светофорных объектов таймерами выделяется явно недостаточно. Будем бороться вместе с вами – каждый со своей стороны.

Недавно переехавшая в Казань Вера Медникова поражена обстановкой на дорогах.

– Я жила во многих городах России, – рассказывает она, – но такого неуважительного отношения к правилам дорожного движения, как здесь, просто не видела. Чудесный город, красивый, но когда утром едешь на работу и видишь, как по рельсам на манер сайгаков скачут "газельки"… Потом следом за ними на пути въезжает большой автобус, в котором я еду, а в это время уже по встречной трамвайной линии нас обгоняет еще один рейсовый автобус… И становится страшно. Говорят, даже кавказцам с их тягой к свободе и отрицанием всех условностей до татарстанцев далеко…

– С какими городами вы нас сравниваете? – в голосе Рифката Минниханова слышится обида за родную Казань.

– Кострома, Ярославль, Набережные Челны…

– Относительно первых двух городов сразу скажу – там далеко не столь интенсивное движение, как у нас, поэтому сравнение считаю некорректным. А вот Челны – да. Его проектировщики оказались весьма мудрыми людьми и проектировали дороги с запасом лет на сто.

– Но ведь от неуважения к правилам до аварии – всего один шаг…

– На мой взгляд, ужесточением правил как раз можно стабилизировать обстановку. Пока за выезд на полосу встречного движения штраф составлял триста рублей, выезжали, губили и себя, и других. Сейчас опасаются, ведь без прав останешься, и нарушений таких стало существенно меньше. Думаю, ситуацию улучшат полосы для движения общественного транспорта.

– Как это будет выглядеть на практике?

– На оживленных трассах специальной разметкой будут выделены одна или две крайние правые полосы – только для общественного транспорта. За пересечение сплошной линии, отделяющей эти полосы от остальной дороги, предусматривается штраф размером в полторы тысячи рублей, за движение по ней – пятьсот. Автомобилистам тоже на руку такое нововведение – не будут огромные автобусы тащиться по крайней левой полосе.

– Но ведь расширить все дороги не удастся, значит, за счет общей площади дорог спецполосы делать будете?

– Да. Но расширения дорог и не потребуется. Сегодня, как правило, одна правая полоса любой дороги занята припаркованными автомобилями. Если проехать днем по улицам Островского, Пушкина, убедитесь: там не проезжая часть, а сплошная парковка. Если эту часть дороги освободить, то как раз на общественный транспорт хватит. Следить за порядком на таких полосах будут как минимум две группы сотрудников ГИБДД. Первая будет эвакуировать оставленные здесь автомобили, вторая – контролировать, чтобы на эти полосы не заезжал другой транспорт.

– Как пассажир я только "за", но куда же девать машины – ведь владельцы не от хорошей жизни их вдоль дороги оставляют?

– Парковок городу хронически не хватает. Предупреждать городские власти об этом мы начали еще без малого десять лет назад, когда в центре города начали снос ветхих построек. Казалось бы, чего проще – на освободившихся площадях сделать побольше парковочных площадок, разгрузить центр и прилегающие к нему улицы. Так нет, пожадничали, торговых центров понастроили. А теперь возле этих центров оставить машину невозможно…

– А что же – разве нет норм на число парковочных мест для авто возле вновь строящихся зданий?

– Есть, как не быть. Только уж очень они устаревшие. Судите сами – СНиПы, по которым и сегодня проектируется строительство, 1989 года выпуска. Простой пример – для Татарского государственного гуманитарного университета, что на левом берегу Булака, запроектирована стоянка на… восемьдесят мест. Из расчета одно машиноместо на десять-пятнадцать преподавателей. Студентов вообще никто не учитывал – мол, не детское это дело, иметь автомобиль. В результате сегодня все близлежащие к ТГГУ улицы заняты машинами и студентов, и преподавателей. Не стоит время на месте, автомобиль из роскоши давно превратился в обычное средство передвижения.

А потому и протестовать ГИБДД, отказывая в согласовании проекта здания без парковки, бесполезно – любой суд, руководствуясь законодательством, признает наши действия неправомерными. И получается, что мы вынуждены подписывать себе и автовладельцам головную боль. Им – куда деть машины, нам – как обеспечить проезд по загороженным улицам…

Не успевает Рифкат Нургалиевич распрощаться с Медниковой, как раздается следующий звонок:

– Мы недавно приобрели машину, любим всей семьей за город выбираться. Скажите, ребенка действительно обязательно перевозить в специальном детском кресле?

– Сколько лет ребенку?
– Четыре годика.

– Обязательно. Если ребенок в машине не находится в специальном детском удерживающем устройстве – том самом кресле, то родителям придется уплатить штраф пятьсот рублей.

– А если малыша ремнем безопасности на заднем сиденье пристегнуть?

– Это для более взрослых детей. Конечно, если ребенок крупный, то инспектор вряд ли потребует свидетельство о рождении, достаточно и ремня. Только пристегнуть его нужно будет правильно – так, чтобы ремень проходил по ключице и грудной клетке, а не по шее. Чтобы ребенок повыше сидел, можно воспользоваться жесткой подушкой…

– Сегодня же мужа за детским креслом отправлю.
– И правильно сделаете.

Время "прямой связи" подходит к концу, а желающих пообщаться с Главным госавтоинспектором республики не становится меньше.

– Водитель Аващанов вас беспокоит. Когда едешь по Ибрагимова в направлении Молодежного центра – это в Казани, видишь знак пешеходки после моста. А там уже ограждение сделали, так что пешеходы вряд ли через него полезут, какая же это "зебра"? Но знак-то висит, требуя снизить скорость. Движение тормозится. Может, убрать его?

– Сегодня же посмотрим, спасибо за сигнал.

Евгений Данилов из Елабуги предлагает новую форму работы ГИБДД:

– Все обочины городских дорог уставлены автомобилями; и под знаками стоят, и вообще. Но чтобы наказать нарушителя, инспектор должен дождаться, пока тот сядет в автомобиль, и выписать ему протокол. В Европе, например, полицейский ожиданием себя не утруждает, а просто прикрепляет квитанцию о штрафе под "дворник" на ветровом стекле. И попробуй не уплати. Почему у нас так нельзя, обязательно эвакуировать надо или ждать?

– Такая форма наказания не предусмотрена нашим законодательством. Но сегодня, думаю, это уже актуально – средства видеофиксации у нас есть, так что доказательств хватит, и в подписи автовладельца под протоколом уже нет особой необходимости. Думаю, со временем мы такую форму примем…

И снова вопрос о пешеходных переходах.

– Насколько обязательно соблюдение водителями "зебры"? – интересуется Шамиль Муратов из Казани. – Всего два места знаю, где более-менее обращают внимание на такую разметку – на площади Свободы и на Ярмарочной. А как же остальные?

– Я не защищаю водителей, наказывать нарушителей нужно. Но справедливости ради замечу: зимой разметку часто не видно под неубранным снегом. А знаки у нас не очень яркие, в сумерках и не разглядишь. Сейчас ведется разработка более четких, заметных знаков. Один из вариантов – рисовать их на желтом фоне. А на особо ответственных участках, например, при подъездах к школам, детсадам, будем располагать искусственные неровности – "лежачих полицейских", чтобы водители сбрасывали скорость…

Последним в редакцию дозвонился мужчина, которого очень раздражают женщины за рулем. И почему большинство мужчин как-то болезненно относится к тому, что женщины посягнули на их привилегию копаться в моторах, а главное – лихо управлять сотней лошадей под капотом?

– Рифкат Нургалиевич, как вы относитесь к тому, что все больше становится женщин за рулем? Не пугает вас такая тенденция? Говорят, мало в каком городе столько водительниц, как в Казани…

– Сейчас среди жительниц Татарстана действительно наблюдается настоящий бум обучения вождению автомобиля, – улыбается инспектор. – В любой группе автошколы представительниц прекрасного пола как минимум семьдесят процентов от числа обучающихся, а в прошлом году из более чем пятидесяти четырех тысяч вновь получивших права половина – дамы. Но причины переживать по этому поводу я не вижу. В ДТП женщины попадают реже мужчин, да и тяжесть произошедших по вине женщин аварий ниже. Дамы более внимательны, более аккуратны. Да, по утверждениям медиков, когда нужно принять мгновенное, единственно правильное решение, реакция женщин чуть медленнее. Но ведь мы не об участии в ралли говорим, а о нормальной езде в городе, где скорость – не более шестидесяти километров в час. Да и статистика ДТП за женщин – к примеру, в прошлом году из четырех тысяч семисот аварий, спровоцированных водителями, меньше десятой доли на их совести. Это о чем-то говорит…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще