Непростая профессия – родитель

На Западе, прежде чем организовать приемную семью, потенциальные родители должны пройти специальное обучение.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

На Западе, прежде чем организовать приемную семью, потенциальные родители должны пройти специальное обучение. Ведь за воспитание детей они будут получать деньги, не случайно их еще иногда называют "профессиональными родителями".

Скажем честно – родительского профессионализма частенько не хватает каждому из нас, и специальные курсы не помешали бы многим и многим обычным мамам и папам, дабы помочь им разобраться с родными отпрысками. Но не всякий родитель готов признаться, что не справляется со своими обязанностями, потому и обращений к психологам с внутрисемейными проблемами в нашем обществе не так много. Те же, кто хотел бы взять ребенка в приемную семью, относятся к родительской миссии более ответственно. Поэтому создание специальной (бесплатной!) службы "Семейная академия для приемных родителей", организованной при казанском центре социальной помощи семье и детям "Гаилэ", оказалось весьма кстати – ведь желающих взять приемного ребенка в Казани сегодня немало. А в академии опытные психологи и социальные работники проведут диагностику детей и родителей, подскажут, как найти с малышом или подростком общий язык, какие проблемы могут возникнуть и как их лучше решать, а главное – помогут понять, действительно ли люди готовы к тому, чтобы воспитывать чужого ребенка.

У каждого из тех, кто пришел в семейную академию и хочет создать приемную семью, своя непростая история. Вот Мила – симпатичная, улыбчивая женщина. Ей около сорока, за плечами двенадцать лет бездетного брака. После нескольких неудачных беременностей, одна из которых оказалась внематочной, они с мужем решились на искусственное оплодотворение. Но и эта попытка потерпела крах. Женщина впала в депрессию, и тогда на семейном совете решили взять приемного малыша.

Вообще-то сначала они думали об усыновлении, но в семье уже был неудачный опыт подобного рода: дальняя родственница усыновила ребенка, а в восемнадцать лет девочка узнала, что мама ей не родная. Шок был таким, что дочь ушла из дома. "Пусть лучше ребенок сразу знает, что мы не его родители", – решили Мила с мужем.

Галина по профессии педагог и единственная из пришедших, кто уже воспитывает приемных детей. Причем троих – двух братьев и сестренку. К ней у тех, кто еще только собирается стать "профессиональными" мамой и папой, много вопросов. Главное, поясняет женщина, не бояться того, что дети слабые и запущенные. Когда с ними серьезно занимаешься, то и учеба идет на лад, а ее мальчишки даже расти стали быстрее – то ли от домашней еды, то ли от родительского внимания и заботы…

Еще на этом первом ознакомительном сборе семейной академии потенциальные мамы и папы делились друг с другом наболевшим. Как оказалось, чуть ли не главной проблемой для тех, кто пожелал стать приемными родителями, является… отсутствие детей! Люди встают на учет в органы опеки, собирают все необходимые документы и месяцами ждут, когда им позвонят и предложат прийти посмотреть ребенка.

Вообще-то в базе данных дети на передачу в приемные семьи числятся. Например, с тяжелыми хроническими заболеваниями (часто – с отставанием умственного развития). Но ведь не каждый найдет в себе силы взять ответственность за такого малыша, и, положа руку на сердце, можно ли за это кого-то осуждать? Особенно если учесть, что среди желающих создать приемную семью почему-то нет людей богатых, которые могли бы обеспечить таким детям достойные уход и лечение…

Или предлагают забрать в семью сразу нескольких ребятишек, братьев и сестер, разлучать которых нежелательно. Согласитесь, на такое тоже непросто решиться. Да и жилищные условия не всегда позволяют. В общем, остается ждать…

Хотя вообще-то ситуация получается парадоксальная: в детские приюты регулярно поступают новые ребятишки, да и в детском отделении казанской больницы № 18 немало брошенных малышей, которым очень плохо без родительской любви и заботы (об этом отделении наша газета писала уже не раз). Но у этих детей нет юридического статуса, позволяющего передать их на усыновление или в приемную семью. Для этого нужно лишить родительских прав их нерадивых мам и пап. Процесс этот небыстрый, потому что бумаг надо собрать много, а сотрудников в органах опеки и попечительства гораздо меньше, чем неблагополучных семей. Поэтому – могло бы быть приемных семей в республике больше? Безусловно. А пока дети ждут родителей, а мамы и папы – самого важного для них звонка.

Хотя, посоветовали собравшимся психологи "Гаилэ", почему бы претендентам на детей не проявить активность и самим не ходить по приютам и детским домам? Такая инициатива, пояснили участники встречи, органами опеки не приветствуется. Возможно, потому, что добавляет инспекторам хлопот?

– Ведь нет никаких законодательных актов, запрещающих потенциальным родителям самостоятельно вести поиски ребенка, – поясняет собравшимся директор центра "Гаилэ" Надежда Хрусталева. А главный психолог-консультант семейных тренингов Татьяна Абдулкина дает хороший совет: надо предлагать директорам сиротских заведений какую-либо посильную помощь, устанавливать с ними неформальные человеческие отношения, тогда проще будет ориентироваться в ситуации. А вдруг завтра на приглянувшегося вам ребенка придут необходимые документы из суда, а у вас именно в этот момент окажется просроченной какая-нибудь справка? Раз уж бумажной волокиты в этом деле все равно не избежать, лучше держать процесс под личным контролем, не ожидая, пока у инспектора дойдут до вас руки…

Еще один выход из ситуации – вставать на учет в других городах и даже регионах России. Для этого, поясняют специалисты "Гаилэ", в стране организован даже специальный "поезд надежды", который возит потенциальных родителей по детским домам.

– Мы постараемся помочь потенциальным родителям в вопросах поиска детей, для этого сейчас разрабатываем специальную програму, – говорит Надежда Хрусталева. – Ну а тех, кто хотел бы создать приемную семью, но пока сомневается в своих силах, приглашаем на занятия в нашу семейную академию. Запись по телефонам 278-87-16 и 278-87-62.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще