На Западе, прежде чем организовать приемную семью, потенциальные родители должны пройти специальное обучение. Ведь за воспитание детей они будут получать деньги, не случайно их еще иногда называют "профессиональными родителями".
Скажем честно – родительского профессионализма частенько не хватает каждому из нас, и специальные курсы не помешали бы многим и многим обычным мамам и папам, дабы помочь им разобраться с родными отпрысками. Но не всякий родитель готов признаться, что не справляется со своими обязанностями, потому и обращений к психологам с внутрисемейными проблемами в нашем обществе не так много. Те же, кто хотел бы взять ребенка в приемную семью, относятся к родительской миссии более ответственно. Поэтому создание специальной (бесплатной!) службы "Семейная академия для приемных родителей", организованной при казанском центре социальной помощи семье и детям "Гаилэ", оказалось весьма кстати – ведь желающих взять приемного ребенка в Казани сегодня немало. А в академии опытные психологи и социальные работники проведут диагностику детей и родителей, подскажут, как найти с малышом или подростком общий язык, какие проблемы могут возникнуть и как их лучше решать, а главное – помогут понять, действительно ли люди готовы к тому, чтобы воспитывать чужого ребенка.
У каждого из тех, кто пришел в семейную академию и хочет создать приемную семью, своя непростая история. Вот Мила – симпатичная, улыбчивая женщина. Ей около сорока, за плечами двенадцать лет бездетного брака. После нескольких неудачных беременностей, одна из которых оказалась внематочной, они с мужем решились на искусственное оплодотворение. Но и эта попытка потерпела крах. Женщина впала в депрессию, и тогда на семейном совете решили взять приемного малыша.
Вообще-то сначала они думали об усыновлении, но в семье уже был неудачный опыт подобного рода: дальняя родственница усыновила ребенка, а в восемнадцать лет девочка узнала, что мама ей не родная. Шок был таким, что дочь ушла из дома. "Пусть лучше ребенок сразу знает, что мы не его родители", – решили Мила с мужем.
Галина по профессии педагог и единственная из пришедших, кто уже воспитывает приемных детей. Причем троих – двух братьев и сестренку. К ней у тех, кто еще только собирается стать "профессиональными" мамой и папой, много вопросов. Главное, поясняет женщина, не бояться того, что дети слабые и запущенные. Когда с ними серьезно занимаешься, то и учеба идет на лад, а ее мальчишки даже расти стали быстрее – то ли от домашней еды, то ли от родительского внимания и заботы…
Еще на этом первом ознакомительном сборе семейной академии потенциальные мамы и папы делились друг с другом наболевшим. Как оказалось, чуть ли не главной проблемой для тех, кто пожелал стать приемными родителями, является… отсутствие детей! Люди встают на учет в органы опеки, собирают все необходимые документы и месяцами ждут, когда им позвонят и предложат прийти посмотреть ребенка.
Вообще-то в базе данных дети на передачу в приемные семьи числятся. Например, с тяжелыми хроническими заболеваниями (часто – с отставанием умственного развития). Но ведь не каждый найдет в себе силы взять ответственность за такого малыша, и, положа руку на сердце, можно ли за это кого-то осуждать? Особенно если учесть, что среди желающих создать приемную семью почему-то нет людей богатых, которые могли бы обеспечить таким детям достойные уход и лечение…
Или предлагают забрать в семью сразу нескольких ребятишек, братьев и сестер, разлучать которых нежелательно. Согласитесь, на такое тоже непросто решиться. Да и жилищные условия не всегда позволяют. В общем, остается ждать…
Хотя вообще-то ситуация получается парадоксальная: в детские приюты регулярно поступают новые ребятишки, да и в детском отделении казанской больницы № 18 немало брошенных малышей, которым очень плохо без родительской любви и заботы (об этом отделении наша газета писала уже не раз). Но у этих детей нет юридического статуса, позволяющего передать их на усыновление или в приемную семью. Для этого нужно лишить родительских прав их нерадивых мам и пап. Процесс этот небыстрый, потому что бумаг надо собрать много, а сотрудников в органах опеки и попечительства гораздо меньше, чем неблагополучных семей. Поэтому – могло бы быть приемных семей в республике больше? Безусловно. А пока дети ждут родителей, а мамы и папы – самого важного для них звонка.
Хотя, посоветовали собравшимся психологи "Гаилэ", почему бы претендентам на детей не проявить активность и самим не ходить по приютам и детским домам? Такая инициатива, пояснили участники встречи, органами опеки не приветствуется. Возможно, потому, что добавляет инспекторам хлопот?
– Ведь нет никаких законодательных актов, запрещающих потенциальным родителям самостоятельно вести поиски ребенка, – поясняет собравшимся директор центра "Гаилэ" Надежда Хрусталева. А главный психолог-консультант семейных тренингов Татьяна Абдулкина дает хороший совет: надо предлагать директорам сиротских заведений какую-либо посильную помощь, устанавливать с ними неформальные человеческие отношения, тогда проще будет ориентироваться в ситуации. А вдруг завтра на приглянувшегося вам ребенка придут необходимые документы из суда, а у вас именно в этот момент окажется просроченной какая-нибудь справка? Раз уж бумажной волокиты в этом деле все равно не избежать, лучше держать процесс под личным контролем, не ожидая, пока у инспектора дойдут до вас руки…
Еще один выход из ситуации – вставать на учет в других городах и даже регионах России. Для этого, поясняют специалисты "Гаилэ", в стране организован даже специальный "поезд надежды", который возит потенциальных родителей по детским домам.
– Мы постараемся помочь потенциальным родителям в вопросах поиска детей, для этого сейчас разрабатываем специальную програму, – говорит Надежда Хрусталева. – Ну а тех, кто хотел бы создать приемную семью, но пока сомневается в своих силах, приглашаем на занятия в нашу семейную академию. Запись по телефонам 278-87-16 и 278-87-62.