В прошлом году в республике зафиксировано значительное число фактов недобросовестной конкуренции. Прежде всего это неправомерное использование чужой интеллектуальной собственности, недобросовестное информирование потребителя о производителе и качестве товара и так называемый "перехват" торговых марок. Об этом в Казани на пресс-конференции в компании "Татмедиа" в четверг рассказали представители Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по РТ, авторского агентства "Артпатент" и некоторых предпринимательских структур.
По словам участников пресс-конференции, самыми притягательными сферами для нарушителей являются производство продуктов питания, бытовые услуги, торговля. На этих рынках идет, как правило, невидимая простому потребителю нешуточная борьба, издержки которой, тем не менее, в некоторых случаях могут нанести ущерб и нам с вами.
Дело в том, что существуют компании, которые давно и прочно удерживают свой сегмент рынка в каком-либо бизнесе. Они, как правило, имеют собственные зарегистрированные торговые марки, на "раскрутку" которых в свое время затратили и продолжают тратить приличные деньги. Но время от времени их менее успешные "коллеги", как правило, новички на рынке, желая завоевать как можно большую его часть, начинают действовать не совсем честно. И здесь не последнее место занимает подделка чужого, уже известного большинству потребителей бренда.
Так, при продаже запчастей некоторые фирмы Набережных Челнов использовали торговую марку ОАО "КамАЗ", что повлекло за собой вмешательство антимонопольной службы республики. Совсем недавно разгорелся скандал по использованию слова "Раифский (ая)" на этикетках при продаже питьевой воды. В этом случае Управление ФАС в споре между двумя хозяйствующими субъектами – ООО "Аква", начавшим производство воды "Раифская оригинальная", и торговым домом "Раифский источник" встало на сторону последнего, запретив первому использовать слово "Раифская". Однако необходимо заметить, что точку в таких спорах ставит все-таки суд.
Есть и другие интересные случаи. Журналистам были продемонстрированы две баночки с майонезом, которые на первый, не очень внимательный взгляд имели абсолютно идентичные этикетки. Однако при более детальном рассмотрении выяснялось, что на одной из них стоит название хорошо известного майонеза "Махеев", производимого в Елабуге, а на второй – в одинаковых цветовых тонах и точно таким же шрифтом значилась незамысловатая надпись "Майонез". У специалистов это называется "схожесть товарных знаков до степени смешения". И если известная марка дает определенную гарантию качества товара, то какой продукт находится в похожей банке, остается только гадать.
Эти и другие подобные "хитрости", а по ним в прошлом году ФАС завела 17 дел, наказываются прежде всего рублем. Для должностных лиц штраф определен в сумме от 12 до 20 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 500 тысяч. За некоторые нарушения предусмотрена и уголовная ответственность. Однако, судя по всему, некоторые компании эти наказания не пугают.
Заместитель руководителя ФАС по РТ Олег Булгаков привел красноречивый пример правового нигилизма, существующего сегодня у некоторых предпринимателей. По его словам, один из бизнес-журналов республики открыто пропагандировал методы недобросовестной конкуренции, называя их наиболее удачным способом продвижения товаров и услуг.
Как же в такой ситуации поступать потребителю? Рецепт, видимо, один – при осуществлении покупок и сделок внимательно смотреть на этикетки товаров, на документы, в которых есть информация о производителе, а в случае нарушений с его стороны действовать в соответствии с законом о защите прав потребителя.