Скальпель, исцеляющий от недугов

В дверь постучали: "Можно?

information_items_1347367170

В дверь постучали: "Можно?" Вошла женщина старше среднего возраста, хорошо и со вкусом одетая.

– Здравствуйте, Алмаз Асхатович! Зная про вашу крайнюю занятость, постараюсь недолго занять ваше внимание и время. Я к вам вот по какому делу… Впрочем, можно ли назвать это делом, я приехала из Челнов по пути в Москву специально для того, чтобы выразить вам свою глубокую душевную благодарность за сына. Давно намеревалась сделать это, да никак не получалось.

– А что плохого сделал я для вашего сына? – попытался шуткой прикрыть свое удивление визитом дамы Ахунзянов.

– Что вы! Вы спасли ему здоровье, – горячо заговорила женщина. – Вы, возможно, уже не помните нас, поскольку это было больше двадцати пяти лет назад. Мы жили тогда в Набережных Челнах, в самый разгар строительства КамАЗа. Вы сделали операцию моему сыну. Случай был тяжелый, сложный. Если бы не вы, остался бы он пожизненно инвалидом. Говорю так, потому что сама сегодня работаю с людьми, ставшими инвалидами вследствие той болезни, что была у сына. Благодаря вам, вашим волшебным рукам он вырос здоровым, выучился, даже два высших образования получил, сегодня успешный бизнесмен. Мы с ним бесконечно и глубоко благодарны вам!

– Для нашей профессии слышать слова благодарности от людей привычно, – говорит главный детский уролог, руководитель детского центра гемодиализа и трансплантации почки Министерства здравоохранения РТ, профессор Алмаз Ахунзянов. – Но то, что эта женщина приехала через четверть века специально для того, чтобы сказать спасибо за спасенного сына, тронуло меня с особой силой и, не скрою, доставило чувство глубокого удовлетворения за дело, которым занимаюсь вот уже более сорока лет. А случай тот, вспомнил, действительно был непростым, доставил немало переживаний не только матери ребенка, но и мне, консультировавшему в те годы челнинских коллег…

Да, в начале семидесятых ассистент кафедры детской урологии Казанского мединститута Алмаз Ахунзянов месяцами пропадал в автограде, помогая местным врачам организовать и наладить систему здравоохранения автостроителей и их детей. Поездки по жилым комплексам, нередко в сапогах из-за непролазной грязи, участие в строительных планерках на возводимых объектах поликлиник и больниц чередовались с неотложными операциями по устранению врожденных аномалий почек и органов мочевыделения у детей раннего возраста. "Можно смело утверждать, что становление и развитие детской хирургии и урологии в Набережных Челнах осуществлялись непосредственно под руководством Алмаза Ахунзянова, ныне академика Российской академии медико-технических наук, доктора медицинских наук, лауреата Госпремии РТ в области науки и техники, заслуженного врача РФ и РТ, завкафедрой детской хирургии КГМУ", – пишут авторы книги "Подвиг милосердия", посвященной медикам автограда.

К тому времени за плечами молодого врача были педиатрический факультет Казанского мединститута, работа в Козловской участковой больнице Мордовии, аспирантура, завершившаяся успешной защитой кандидатской диссертации. Уроки практической медицины, полученные на КамАЗе, легли в фундамент дальнейших изысканий талантливого врача, закономерно приведших к защите докторской диссертации на тему "Хирургия врожденных обструктивных заболеваний органов мочевыделения у детей". О большой роли Алмаза Ахунзянова в становлении и развитии детской хирургии с уважением говорит в своей недавно вышедшей книге и широко известный российский детский хирург и политик Михаил Рокицкий. Он, в частности, вспоминает такой случай: "Однажды к нам привезли родившееся существо. Мы с трудом разобрались, что это девочка. Не буду перечислять пороки, которые у нее были. От таких детей отказываются, но ее родители умоляли спасти ребенка. Ныне профессор, тогда ассистент кафедры Алмаз Ахунзянов провел серию операций… И получилась нормальная девушка, впоследствии работавшая медсестрой и приносившая радость родителям".

Когда заходит речь о профессиональном мастерстве хирурга, то имеют в виду прежде всего его золотые руки, умеющие творить чудеса. Надо сказать, что Ахунзянов от рождения наделен такими руками. Если бы не медицина, он вполне мог стать признанным специалистом по технике, ибо с детства питал страсть к разного рода поделкам, конструировал и ладил механизмы для облегчения труда на подворье. Эту черту он унаследовал от отца – известного в сабинской округе сельского учителя. Когда Алмаз окончил местную семилетку, то собирался было податься в училище при Казанском авиазаводе, благо там форменную спецодежду выдавали да общежитие было. Но тут счастливо вмешалась судьба в лице дяди – отцова брата – Хамзы Закировича Ахунзянова, работавшего по окончании мединститута в Казанском ГИДУВе. Он взял Алмаза к себе в город и определил в 18-ю школу, где обучение велось на татарском языке. Безмерно признателен Алмаз Асхатович своему дяде за то, что благодаря ему, во-первых, достаточно глубоко постиг татарский язык и литературу в школе, где эти дисциплины вела опытный, мудрый педагог Сажида-апа, во-вторых, избрал в качестве смысла всей жизни медицину. О Хамзе Закировиче так написано в Татарской энциклопедии: "Хирург, кандидат медицинских наук, ученик И.В.Домрачева и А.В.Вишневского. Изобрел ряд инструментов и приборов для проведения операций на внутренних органах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени".

Отцу же Алмаз Асхатович благодарен за унаследованные от него трудолюбие и упорство в достижении цели.

– Отец органически не переваривал праздность, ничегонеделание, – вспоминает Ахунзянов. – Был мастером на все руки: умел и сруб изготовить, и печь сложить, и утварь домашнюю чинить-паять-лудить. И нас, своих сыновей, всему этому научил. Помню, был я уже кандидатом наук, приехал погостевать. На второй или третий день говорит мне: "Сынок, сейчас в каждом доме телевизор, радиоприемник. В нашем сельском доме бытового обслуживания хороший телерадиомастер появился. Поучился бы ты у него починке бытовой техники, не помешает в жизни…" Иной раз, помню, до смешного доходило. Все дела, бывало, по хозяйству переделаешь, присядешь передохнуть. Так отец под благовидным предлогом заставит меня перетаскивать груду уложенных для сушки досок с одного конца двора на другой. А на следующий день – обратно. На мой протест, что руки могу попортить, отвечал: "Руки у хирурга должны быть сильными, так что такая физзарядка только на пользу". И добавлял: "Ну и добрыми, конечно. Как и сердце". Я и сейчас помню его жизненные принципы и заповеди и во многом следую им неуклонно, впитав их с детства.

Педагогическую и лечебную деятельность Алмаз Асхатович сочетает с активной исследовательской работой. Он обладатель 15 авторских свидетельств и двух патентов РФ на изобретения, ряд предложенных им

мединструментов и видов диагностической аппаратуры внедрен в серийное производство и широко используется в практике, как и некоторые виды разработанных им уникальных хирургических операций.

Полным новых творческих планов и задумок встретил Алмаз Асхатович в конце ушедшего года свое семидесятилетие. Впереди, верится ему, еще немало работы, которую он должен исполнить во имя здоровья и жизни детей. Пожелаем же ему самому здоровья и многих лет для этого!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще