"…Над такими вопросами начал задумываться реже. Первое время было, конечно, чувство сострадания родственникам погибшего или пострадавшего. Во время работы, образно говоря, отключаешь ту часть мозга, которая отвечает за подобные ощущения. Никаких посторонних мыслей – надо спасти человека, вот и все. Эмоций здесь быть не должно. Помочь они не способны, только навредить. Независимо от того, что ты видишь – живого человека или то, что от него осталось".
Мухин Николай Петрович. Родился 28 августа 1948 года. Имеет квалификацию гида-проводника международного класса, спортивные и профессиональные звания: судья всесоюзной категории, мастер спорта СССР по спортивному туризму, инструктор международного класса по лыжному туризму. С 1992 по 2003 год работал на общественных началах в Татарской республиканской аварийно-спасательной службе и на профессиональной основе – главным специалистом Татарской поисково-спасательной службы МЧС РФ. Аттестован на квалификацию спасателя 1-го класса в 1994 году. С января 2004 года работает в поисково-спасательном отряде Казани поисково-спасательной службы при МЧС РТ спасателем.
– Николай Петрович, чем запомнилась ваша первая поисково-спасательная операция?
– Это было давно, в восемьдесят четвертом году. Мы на Саянах группу школьников искали во время всесоюзного сбора инструкторов лыжного туризма. Тогда я еще не был аттестован на спасателя, но это была такая же операция, какие проводит МЧС. Дело в том, что контрольные сроки были превышены, группа не вышла на связь, и большинство участников сбора были брошены на ее поиски. Тогда ребятишек нашли быстро, к счастью, никто не пострадал.
На полярном Урале была похожая ситуация, когда неожиданно ударили сильные морозы, и все группы пришлось снимать с маршрута. На вертолете эвакуировали обмороженных.
Больше, конечно, запоминаются не первые операции, а "настоящая" работа. Например, обрушение жилого дома на улице Ершова или обрушение после взрыва газа на Гвардейской. Такие операции очень сложны, по-своему интересны, наши ребята отдают себя в таких случаях полностью, не считаясь ни с собственным здоровьем, ни зачастую с жизнью.
– Несколько странно слышать такие слова. Казалось бы, что "интересного" в том, что обвалился дом, похоронив под собой людей? У спасателей развиты какие-то другие чувства?
– Я говорю о том, что любому профессионалу, прошу заметить, хорошему профессионалу, хочется работы практически на грани своих возможностей. Сейчас ведь как: захлопнулась дверь в квартире у бабушки – зовут спасателей, не может спуститься кошка с дерева – снова звонят нам! Хотя открыть дверь может любой слесарь ЖКО. Скучаешь иногда по настоящей работе. А чувства у нас, уверяю, те же, что и у всех, ничего сверхъ-естественного нет. Просто со временем приходит навык управлять ими.
– После крупных чрезвычайных ситуаций за рубежом, в ликвидации последствий которых участвуют российские спасатели, иностранные спасатели очень высоко оценивают работу наших ребят, называя их даже самыми лучшими в мире. Почему?
– Во-первых, наши спасатели – самые дешевые в мире. А если без иронии, то российские спасатели одни в мире готовы работать сутками. У зарубежных коллег ведь как – час работы, полчаса отдых, горячий чай, психологическая помощь. По-другому они не могут, инструкциями и правилами охраны труда у них все предусмотрено. Но какие могут быть правила охраны труда, когда людей надо срочно вытаскивать из-под бетонных плит, пока они еще живы! Пока пылью не задохнулись или от кровопотери сознание не потеряли. Например, в семьдесят девятом году мы помогали прибалтам готовить дистанцию для соревнований спасателей. Остается две вешки поставить – буквально двадцать метров – и все, работа закончена. А один из их группы посмотрел на часы и говорит: "Всье, Колья, обед!" А спускаться до лагеря – восемьсот метров по крутому склону. Я демонстративно взял одну вешку и пошел вверх один. Вторую, в 10 метрах от моей, они поставили после обеда. Вот так и работают – война войной, а обед, как говорится, по расписанию. А наши – пока не упадут.
– В Европе есть коммерческая служба спасения "112". На спасении людей можно наладить успешный бизнес?
– У нас в республике тоже было что-то подобное – коммерческая служба "Спас". И в ее уставе прописано, что спасатели оказывают услуги по эвакуации пострадавшего транспорта за деньги, а сотрудникам ГИБДД или "Скорой помощи" помогают безвозмездно. Но, когда служба образовалась, как раз было учреждено МЧС. Так что теперь пострадавших из машин выковыривают наши ребята, а "Спас" просто увозит поврежденный транспорт.
В последние годы хорошо развивается промальп – промышленный альпинизм. Это различные коммерческие работы на больших высотах. Но, с другой стороны, случись что и попроси мы этих ребят помочь, они приедут и помогут. И деньги за это просить не будут. Но лично я считаю, что коммерция и спасательное дело – две вещи несовместимые. Что тогда получится? Спасатели будут ждать "платных" вызовов и не ездить на обычные?
– В последнее время появляется много фильмов-катастроф, где, кроме прочего, акцентируется внимание на работе спасателей. Соответствует ли картинка на экране реальной работе спасателя?
– В фильмах-катастрофах много геройства. Но есть фильмы, которые можно назвать даже полудокументальными. Например, "Спасатель" с Кэвином Костнером. Смотрится очень реалистично. Правда, момент, когда спасатель теряет над собой контроль прямо во время операции, – чистая выдумка. Такого просто не может быть с профессионалом!
– Банальный вопрос – человек с какими качествами может стать спасателем?
– Здесь многое от личности зависит. Сильный духом, честный, преданный делу и своей команде человек, в принципе, способен выдержать любые психологические нагрузки. А выдерживать физические помогают тренировки. Сейчас большое внимание уделяется психологической подготовке спасателя, даже излишнее внимание. А все потому, что приходят устраиваться в службу спасения такие "мальчики по объявлению", которые насмотрелись кино. Этакий красавец-атлет. А увидит покойника – нос ватой затыкает! Ладно, хоть глаза не закрывает! С такими приходится тяжелее.
– Чем отличается прохожий, на глазах которого тонет ребенок, от спасателя, наблюдающего то же самое?
– Тем, что не каждый спасатель сразу побежит к ребенку. Он сначала прикинет – выдержит ли лед? Где взять лестницу? Кого на подстраховку?
На самом деле вопрос очень сложный. Чем отличается прохожий от спасателя? Да ничем! Самый первый спасатель – бабушка, которая защищает ребенка от родительского гнева, не дает в обиду, оказывает ему потом психологическую помощь. Раньше ведь не было профессиональных спасателей. Но если прохожий, бросаясь спасать ребенка, делает все на рефлексах, то профессионал еще и способен трезво оценить ситуацию, применить навыки и опыт. А то часто бывает, что и "героев" потом приходится спасать вместе с потерпевшим.
– Изменилось ли после прихода в МЧС ваше отношение к жизни и смерти?
– Наверное, нет. Даже, наоборот, над такими вопросами начал задумываться реже. Первое время было, конечно, чувство сострадания родственникам погибшего или пострадавшего. Но постепенно понял, что эмоций здесь быть не должно. Помочь они не способны, только навредить. Независимо от того, что ты видишь – живого человека или то, что от него осталось.
– Говорят, что герои нужны только на войне. Но ведь и в мирное время бывают ситуации, когда действовать надо немедленно, не дожидаясь помощи.
– Все правильно, ситуации бывают разные. Но у нас есть поговорка: профессионалы без страховки не ходят. Риск – дело благородное, но он должен быть обоснованным. Никто не может прямо приказать спасателю рисковать своей жизнью. Здесь каждый решает все сам. Если ты уверен, что сможешь добраться один до пострадавшего, а потом пройти тот же маршрут с ним, – вперед! Но не приведи господь, если ты себя переоценишь. Хуже всего – халатность. Например, недавно в Москве парнишка-спасатель сорвался, пытаясь перебраться с балкона на балкон высотки. Что ему мешало пристегнуть карабин страховочной веревки? Это же две секунды!
– С прошедшим вас Днем спасателя, Николай Петрович, спасибо, что согласились встретиться.