За ребенка – зарплату

Как известно, наступающий год в России и Татарстане объявлен Годом семьи.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Как известно, наступающий год в России и Татарстане объявлен Годом семьи. Наша семейная страничка, конечно, не могла пройти мимо такого события. Недавно мы встретились с социологом, занимающимся семейной проблематикой, – проректором Казанского государственного университета, доцентом кафедры социологии КГУ Риязом Минзариповым. Разговор шел о том, как обстоят сегодня в республике дела на семейном фронте и на что неплохо было бы обратить внимание в рамках Года семьи.

– Рияз Гатауллович, что происходит сегодня в республике с институтом семьи?

– Говорить, что татарстанская семья имеет какие-то принципиальные отличия от среднестатистической российской, наверное, нельзя. Есть, конечно, какие-то нюансы, но они, на мой взгляд, несущественны. А если в целом брать проблемы семьи, то многие исследователи сходятся на том, что этот институт сейчас переживает кризис. Это даже не российская, а мировая тенденция. К слову, вполне естественная. Любое явление, в том числе социальные институты, зарождается, развивается, функционирует, а потом наступает кризисный период, идут какие-то изменения, и, как всякие изменения, идут они болезненно.

– В чем проявляется кризис?

– Первое и основное – очень высок процент разводов. И Россия наряду с США занимает по этому показателю лидирующее положение в мире. Татарстан в этом смысле ничем особо не отличается – примерно половина семей в течение первых пяти лет совместной жизни распадается.

– С чем это связывают социологи?

– Как показывают исследования, большинство разводов происходит по инициативе женщины. Вот вам и первый фактор – женщина достигла независимости и склонна к большей самостоятельности. Но, на мой взгляд, в России не менее важным является другой фактор. Мы не культивируем семейные ценности у молодежи. Подготовка к семейной жизни и в советские времена была больной проблемой, мы стыдились преподавать детям этику семейной жизни, а если и преподавали, то делали это биологи, например, или историки. Хотя в такой интимной сфере должны работать психологи, социальные работники, которые занимаются семейными проблемами.

А вот возьмем, например, еще одну сегодняшнюю характерную тенденцию – растет количество детей, рожденных вне брака. И, что печально, очень часто это дети молодых мам, которым от шестнадцати до восемнадцати лет. Это опять же говорит о том, что наша молодежь не готова к семейной жизни.

– Но если рассмотреть такое модное нынче явление, как гражданский брак – не свидетельство ли это того, что молодые все-таки ответственно относятся к такому вопросу, как создание семьи? Не торопятся идти в загс, а хотят сначала понять – подходят ли они друг другу…

– Ну, во-первых, официально так называемый гражданский брак считается сожительством. Во-вторых, конечно, ничего плохого, с одной стороны, нет, что молодые люди хотят узнать друг друга поближе. Но есть и отрицательные нюансы, о которых тоже надо знать. Для некоторых такая форма отношений – просто предлог, чтобы вести свободный, легкий образ жизни, менять партнеров, получать больше удовольствия. В итоге это приводит к опустошению души, нивелируются жизненные ценности…

– И что же может сделать школа в Год семьи, чтобы как-то повлиять на ситуацию?

– Я думаю, в школе надо как минимум с пятого класса ввести специальный курс. Не знаю, как его назвать – этика семейной жизни или как-то еще… Но дети должны представлять, что такое семья, какие там должны быть отношения. Нужно формировать особое отношение к женщине в семье. Ведь, по некоторым данным, в России за год происходит около семнадцати тысяч случаев семейного насилия со смертельным исходом, и чаще всего страдают как раз женщины. Надо воспитывать у молодых людей понимание, что женщина – это центр семейного очага. Почему я на это обращаю внимание – все-таки то общество, которое мы сегодня имеем в России, мужчины создавали для себя. И женщине здесь очень тяжело.

– Наверное, в Год семьи женщины должны быть в центре особого внимания государства?

– Безусловно. Вообще, хочу заметить, у нашего государства всегда отсутствовала взвешенная семейная политика. В конце восьмидесятых – девяностые годы этим вопросам вообще не уделялось внимание, что тоже способствовало кризису семьи. Сейчас вот кидаемся в разные проекты, по двести пятьдесят тысяч рублей платим за рождение детей… Думаю, этим не нужно ограничиваться. Надо принять нормальный семейный кодекс, продумать политику поддержки семьи и, в первую очередь, женщины-матери. Я бы лично (хотя, наверное, экономисты и политики со мной не согласятся) вообще женщине, которая родила ребенка, установил среднюю зарплату по стране и платил ее до тех пор, пока ребенку не исполнится три года. А если она потом захочет выйти на работу, разрешил бы ей работать столько, сколько хочется – два, три, пять часов… А если речь идет о матери-одиночке, то ей среднюю зарплату, чтобы она вообще могла не работать, платить можно и все пятнадцать – семнадцать лет. Уверен, отдачу от этого мы бы в итоге получили сторицей. Некоторые исследования говорят, что социализация человека на семьдесят процентов заканчивается к пяти годам. А значит, львиная доля ответственности за воспитание социально благополучной личности лежит на семье. И этот процесс нельзя пускать на самотек – иначе у нас не будет нормального общества. Так что, дав женщине возможность спокойно заниматься воспитанием детей, мы решили бы задачу огромной социальной важности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще