Совсем скоро мы проводим еще один год. Еще один – из жизни нашей рубрики "Татарский мир", которая появилась на свет между третьим и четвертым съездами Всемирного конгресса татар. Срок небольшой, но уже понятно, как ко времени оказались эти публикации и сколь высока была потребность в них русскоязычного читателя. Газетные публикации тут же перепечатывались в интернет-изданиях, нередко вызывая обсуждения, и, признаемся объективно, не всегда одобрительные. Каждая сопровождалась многочисленными телефонными звонками – пожеланиями автору. Иным казалось, что нужно жестче критиковать власти регионов, не желающих протягивать руку помощи национальным общинам и диаспорам, а кто-то считал, что нельзя выносить сор из избы и надо писать только о положительных моментах жизни татарских диаспор. Но хорошо уже то, что материалы не проходили незамеченными.
Напомним: за последние два года с журналистской миссией мы побывали в гостях у ульяновских, самарских, кабардино-балкарских, астраханских, кировских, адыгейских, краснодарских, касимовских, московских, саратовских, читинских, башкортостанских, пензенских, оренбургских, казахстанских, чувашских, мордовских и даже турецких татар. Итогом этих поездок стали публикации в "РТ", а затем и книга "Вспомнить запах полыни".
Очень быстро рубрика переросла газетные рамки. Приезжая в регионы, мы не могли пройти мимо проблем наших соплеменников, не постаравшись помочь им хотя бы в малом. Зачастую со стороны журналиста нужен был просто толчок для решения того или иного вопроса. Наши старания ложились кирпичиком в тот фундамент, который закладывал Всемирный конгресс татар в создание и развитие национальных автономий. Давала свои плоды и принципиальная позиция нашей газеты. Вот что писал нам хранитель музея знаменосца Победы Газия Загитова, что в башкортостанской деревне Янагушево, Галимзян Бикбулатов: "Много уже писали о нашем музее, но именно ваша статья "Он был первым", в которой подробно рассказано о подвиге моего друга, настоящего героя войны Гази Загитова, обратила внимание наших властей на то, в каком плачевном состоянии находится музей воина, которым гордятся и Татарстан, и Башкортостан. Нам теперь передали кирпичное здание, где произвели ремонт в соответствии с требованиями музейного дела. Низкий поклон вам и за подаренный компьютер, нам бы его никогда не купить. Теперь мы сможем сохранить многие бесценные экспонаты…"
Благодаря рубрике "Татарский мир" появился на свет и редакционный проект "Время молодых". Суть его была в том, чтобы показать татарским общинам и диаспорам, а также тем, кто живет рядом с нашими соплеменниками, какая сегодня выросла молодежь в Татарстане – яркая, талантливая, умная, владеющая не одним языком. Ставку сделали на обладателя Гран-при фестиваля "Созвездие" – заинский ансамбль "Мирас", чьи питомцы уже сегодня – украшение татарской сцены. В репертуаре коллектива – вся палитра татарской песенной культуры – от мунаджатов и народных песен до джаза и рэпа. Мобильный ансамбль в тридцать "голосов" уже побывал в Казахстане, выступил перед земляками Газия Загитова, встретился с татарами в далекой турецкой деревне Б1грюделик. И это тоже наша, пусть небольшая, но лепта в общее со Всемирным конгрессом татар дело возрождения нации во имя ее процветания.
А сегодня в рубрике "Татарский мир" мы расскажем о том, как живет в Удмуртии одна из самых активных татарских общин нашей страны.
Нет, мы не в Татарстане. Мы едем по городу Ижевску, столице Удмуртской Республики, на территории которой живут более ста тысяч наших соплеменников. Именно в этом регионе находится одна из самых активных татарских общин страны. И именно этот регион по проведенному пару лет назад социологическому опросу признан самими же татарами одним из самых комфортных мест их проживания. И дело далеко не в том, что успешным предпринимателям дозволяется называть свои предприятия на родном языке. И даже не в том, что здесь всем татарам создаются условия для самореализации. Мотивы такой оценки куда тоньше, чем это может показаться на первый взгляд.
Год 1760-й. На землях казанского мурзы Тевкелева возводится для графа Петра Шувалова железоделательный Ижевский завод и при нем – одноименный заводской поселок. Сооружается новострой так называемым "явочным порядком". То есть взяли и построили, не спрося на то дозволения владельца. А ведь человек он был видный: имя мурзы Кутлумухамеда Тевкелева в свое время было широко известно. Это российский дипломат, оренбургский губернатор, генерал-майор, начавший свою службу переводчиком Иностранной коллегии. Он был замечен еще Петром I и в 1716 году в составе посольства России направлен в Персию. В 1731 году царица Анна Иоанновна направила его как российского посла в Среднюю Азию, где Тевкелев проявил недюжинные способности дипломата. Впрочем, вся его репутация, заработанная годами верной службы Империи, оказалась ничем по сравнению с влиянием царского фаворита Петра Шувалова, который, кстати, так никогда и не побывал в своих новых владениях…
Ижевск, появившийся на карте России как поселок при заводе, развивался так стремительно, что в начале прошлого века по количеству жителей превосходил близлежащие губернские города. Многие годы, не имея даже узаконенного статуса города, он фактически был крупным промышленным центром края, причем обладал определенными признаками столичности: здесь имелись две гимназии, театр, библиотека, типография, "школа хорового пения и оркестровой музыки", телеграф, электростанция, кинематограф и ряд других учреждений.
21 февраля 1918 года поселок Ижевский Завод был преобразован в город. В ноябре 1920 года коренное население обрело свою автономию, преобразованную позже в республику. А с 10 июня 1921 года Ижевск становится центром Вотской автономной области. Именно эта дата сегодня считается официальным днем рождения столицы Удмуртии.
В предвоенные годы тут появились ТЭЦ, водопровод, парк, новые жилые кварталы, трамвайные линии. В 1934 году начали массовый выпуск мотоциклов "Иж-7". С началом Великой Отечественной город принял эвакуированные заводы из Подольска, Тулы, Киева, Харькова и МВТУ. Для фронта было выпущено более 11 миллионов винтовок, 82 тысячи пулеметов, 150 тысяч единиц авиационного оружия. В 1946 году было возобновлено мотопроизводство, а через двадцать лет начался выпуск автомобилей. С 1948 года на мотозаводе и годом позже на машзаводе был освоен выпуск автомата Михаила Калашникова, а потом и других систем его непревзойденного стрелкового оружия.
И теперь город – как один большой завод, цеха которого располагаются по всему Ижевску. Да и городская карта, как заметил один краевед, – своеобразный гимн пролетариям. Полигон, Выемка, Машиностроители, Новые Парники, Металлург, Буммаш, Соцгород и даже Трудпчела – это все названия микрорайонов. А еще в городе два центра – старый и новый, соединенные главной улицей Ижевска – Пушкинской, где находятся и президентский дворец, и правительство.
Удмуртских татар условно можно разделить на две части: тех, здешние корни которых затерялись в глубине веков, и тех, кто переехал сюда в силу разных причин во времена, историками установленные. Хотя такое деление ими самими не принимается, для каждого живущего здесь татарина эта земля – родная, и они заинтересованы в ее процветании и благополучии.
Что вы слышали о Каринском княжестве? Вот и я ничего не знала о нем до приезда в Удмуртию. А ведь это одна из интереснейших страниц прошлого, которая еще раз убеждает в том, что нам историю собственного народа нужно тщательно изучать. Обратимся к известному труду Михаила Худякова "Очерки по истории Казанского ханства". В первой главе, рассказывающей о периоде могущества ханства, историк отмечает, что "основное население Казанского ханства составляли потомки древних болгар – старый, оседлый народ турецкого происхождения, задолго до возникновения Казанского ханства создавший в Среднем Поволжье государственную организацию, производивший в широких размерах торговлю и давно приобщившийся к мусульманской культуре. Центральною местностью, в которой сосредотачивалось болгарское население, был район между Волгою, Камою и р. Малым Черемшаном, где были расположены главные болгарские города – Булгар и Биляр. В 1361 году произошло разрушение г. Булгара ханом Булат-Тимуром, и в связи с этим опустошением совершился отлив населения из коренных областей Болгарского царства к окраинам, преимущественно на северную сторону Камы, покрытую в то время глухими лесами. Ряд преданий, сохранившихся у казанских татар, говорит об этом передвижении болгар на север и об основании болгаро-татарских селений в лесах (Иски-Казань на р.Казанке, д.Бурбаш на водоразделе Меши и Вятки, д.Ишменево-Маскара в бассейне Вятки, д.д.Урачкино, Янцобино и др.). Часть болгарских беженцев продвинулась еще дальше на север и осела на нижнем течении р.Чепцы, образовав поселения так называемых "каринских татар". Поселение болгар на Чепце совпало с основанием новгородскими и устюжскими колонистами русских городов и селений на Вятке (Никулицын, Хлынов, Котельнич), и поэтому Каринское княжество не смогло сохранить своего самостоятельного значения. Взаимоотношения каринских князей с русскими регулировались договорами, до сих пор еще не подвергавшимися специальному изучению. В 1467 году каринские татары могли составлять прочную опору казанцам при завоевании последними Вятской земли. Они удержали свою автономию вплоть до 1489 года, когда московское войско покорило Вятскую общину. Вместе с нею утратили самостоятельность и каринские татары; князья их были низложены и отвезены пленниками в Москву…"
Князья были низложены, но народ-то остался. Причем определенная изолированность позволила этому осколку булгарского племени – каринским или чепецким татарам, сумевшим уберечься от монгольского влияния, сохранить свою уникальную самобытность, которая сегодня стала объектом пристального внимания ученых. Живут потомки булгар в северных районах Удмуртии. Это Юкаменский, Глазовский, Балезинский, Алнашский, Каракулинский и ряд других муниципальных образований.
Доцент кафедры отечественной истории Глазовского государственного педагогического института им. В.Г.Короленко Диана Касимова – из тех, кто, не жалея времени и усилий, занимается восстановлением истории каринских (чепецких) татар. Она консультирует сотрудников городского краеведческого музея по татарской этнографии с организацией временных экспозиций и познавательных игр, читает лекции по истории и этнографии чепецких татар в школах, историко-краеведческих кружках, для студентов и учителей. При этом Диана Габдулловна занимается формированием фонда метрических книг 1870-1928 годов, восстанавливает тетради по годам и населенным пунктам, реставрирует их, переводит на русский язык.
В начале двадцатого века в Ижевском Заводе жило более сорока двух тысяч человек. Тогда в основном это были русские, удмурты и татары. В национальном музее Удмуртии собран богатый материал, освещающий историю татар, оставивших значительный след в истории оружейного завода.
В бланках переписи населения тех лет большая часть татар фигурирует в качестве мастеровых. При этом отмечены татары, совмещающие земледелие и рабочую профессию. В Государственном архиве хранятся наградные листы особо отличившихся рабочих и служащих мусульманского происхождения. Так, медалью "В память войны 1853-56 гг." (Крымская война между Российской и Османской империями. – Ред.) награжден заварщик Исмагил Ахмадиев, удостоенный еще и Владимирской ленты и кафтана. Серебряной медалью "За усердие" и кафтаном награжден в 1904 году помощник подмастерья сталелитейной мастерской Шарафутдин Сайфуллин. Золотые медали получили в разные годы младший браковщик Ахматулла Мухамигов, слесарь по ремонту инструментальной мастерской Муллахмет Абсалямов, кузнец Садык Латыпов, разработчик гранаты Ахметзян Ахметов, слесарь Ахметгарей Зайнуллин, установщик ствольной коробки Абдулсадык Абдрафиков и другие.
А вот браковщику Латыпу Нафикову в 1908 году и рабочему Ахметгарею Зайнуллину в 1912 году присвоены звания почетных граждан Ижевска с вручением кафтанов. Файзуллины, Шаймордановы, Апсалямовы, Миногуловы, Шаймурзины – известные в Ижевске татарские фамилии из мастеров, прославивших своим трудом оружейный завод.
А уж имена известных купцов, предпринимателей дореволюционного Ижевска и вовсе достойны отдельного упоминания. Вот купцы братья Гатиатуллины. Они открыли большой бакалейный магазин и кондитерскую мастерскую, которая была самой большой в Ижевске. Немалый след в истории родного города оставили братья Ильматовы, купцы Башировы, торговец Ахун Мукминов. Славились своими хлебобулочными изделиями пекарни Арсланова и Ханова. Известная купчиха Шакар Якупова имела завод фруктовых вод.
Габсадык Аитов, построивший многие заводские здания, цирк и частные дома, считался одним из лучших подрядчиков строительных работ в Ижевске. Крупный подрядчик Исламгул Исхаков имел кирпичный завод, содержал большой численности гужевой транспорт – более ста лошадей. На его телегах в больших коробах с Колтыминских складов на завод подвозили древесный уголь. Исхаков, как и другие татарские предприниматели, был еще и меценатом. Он построил добротную трехклассную школу для детей всех сословий. Ежегодно ремонтировал ее и снабжал всеми необходимыми принадлежностями.
Или же первый врач Ижевского оружейного завода Габделькафи, который лечил не только служащих военного гарнизона, но и жителей поселка.
Не менее знаменита фамилия Башировых. Основатель династии Мухаммадша Мухамедьянович Баширов – высококвалифицированный оружейный мастер. За усердный труд дважды был награжден медалями, а в годы советской власти удостоен звания Героя Социалистического Труда. Один из сыновей Баширова, окончив Ленинградский медицинский институт, долгие годы возглавлял больницу Ижевского оружейного завода. Другие его дети продолжали династию в качестве рабочих и инженеров на этом же предприятии.
Непонятно? Это только сначала. А если вникнуть, все как на ладони: русский – потому как написан по-русски, татарский – о татарах, удмуртский – о жизни татарской общины в Удмуртии. Этот любопытный словарь составила Евгения Антонова – сотрудница журнала "Удмуртия. 18-й регион". И трудно удержаться от того, чтобы не процитировать его.
"Бороться – за свое право говорить и думать на родном языке активисты татарской общественности продолжают и по сей день. Благодаря их усилиям в Удмуртии работают 26 школ с изучением татарского языка, одна муниципальная татарская гимназия, татарское отделение при филфаке Удмуртского государственного университета, татарское отделение при филиале Ижевского педагогического колледжа, где у воспитанников формируют любовь к татарскому языку, обычаям и традициям своего народа. Кроме того, на Удмуртию транслируются радиопередачи на татарском языке, выходят в эфир татарские программы на двух местных телеканалах.
Возрождение – так переводится название татарской газеты "Янарыш", которая с начала своего существования стала рупором татарской общественности в Удмуртии. И сейчас является ведущим информационным центром в стране, который пропагандирует татарский язык, объединяет татар вокруг себя и бережно хранит чистоту языка.
Дружба Татарстана и Удмуртии началась с незапамятных времен, а официально закреплена 2 апреля 2003 года. Именно в этот день в Ижевске Президент Татарстана Минтимер Шаймиев и Президент Удмуртии Александр Волков подписали договор о дружбе и сотрудничестве между двумя братскими республиками. Подписанию этого документа предшествовал договор между Татарстаном и Удмуртией, заключенный еще в 1992 году. Точки соприкосновения взаимных интересов республик найдены давно, но ситуация и условия, при которых был подписан первый договор, сегодня кардинально изменились. Поэтому новый договор открывает более широкие перспективы экономического и культурного сотрудничества.
Индикативное государственное управление экономикой на примере Татарстана заинтересовало руководство Удмуртии еще в 2005 году. А 30 января 2006 года Президент Удмуртии Александр Волков встретился с Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Удмуртия и Татарстан активно обмениваются опытом в сфере индикативного управления экономикой. Подписан указ Президента Удмуртской Республики о разработке плана работ по внедрению системы индикативного управления в нашей республике.
Корылтай – самый первый из них состоялся холодным мартовским днем 1991 года в актовом зале филармонии Удмуртии. Именно на этом уважаемом собрании было принято решение об организации республиканского общественного объединения "Татарский общественный центр Удмуртии".
"Локомотив" – стадион железнодорожников, расположенный в Ижевске, на котором татары собираются раз в год – отметить Сабантуй. Сюда съезжаются ижевчане и гости республики, чтобы поучаствовать в зажигательных конкурсах, послушать татарские песни и отведать самый вкусный в Ижевске шашлык из курицы и баранины.
Молодые татары в Удмуртии очень талантливы. В доме народного творчества "Спартак" занимаются семь самодеятельных татарских коллективов. Есть они и в других городах и районах республики. Стало традицией проведение конкурса юных чтецов, посвященного творчеству Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Гаяза Исхаки. Ежегодно в республике проводится конкурс молодых исполнителей татарской музыки, который выявляет все больше молодых талантов. Культурную жизнь Удмуртии невозможно представить без фестивалей "Звездный дождь", "Дуслык", телевизионного конкурса "Хэерле кич".
Речь татарская звучит в республике повсюду. Татарские слова доносятся из телевизора, их можно услышать в городском транспорте и на национальных праздниках, в которых считают за честь принять участие удмурты, русские, башкиры, представители других национальностей. Тем более что татары Удмуртии умеют веселиться и угощать.
Целый район – в Ижевске носит неофициальное название "Татар-базар", поскольку соотношение живущих здесь татар к жителям других национальностей как нигде высоко. Район славится патриархальными обычаями, и каждый, кому посчастливилось обзавестись здесь домом, старается как можно быстрее ассимилироваться с местными и добросовестно учит татарский язык. А базар, который все привыкли называть татарским, торгует самыми свежими продуктами с грядок татарских бабушек".
Этот словарь, составленный удмуртской журналисткой, можно пополнить сегодня новыми словами. Позитивных изменений в жизни наших соплеменников немало. Прежде чем рассказать о них, хотелось бы подчеркнуть, что с неба блага на здешних татар не валятся. Их община – реальный фактор общественной жизни, с которым власти предпочитают считаться. Короче говоря, здешние татары цену себе знают.
Лидер удмуртских татар – заслуженный журналист Удмуртской Республики, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член Общественной палаты Удмуртии и исполкома Всемирного конгресса татар Ирек Шарипов. Он родом из деревни Крынды Агрызского района. Учеба на факультете журналистики Казанского государственного университета пришлась на пору подъема национального движения. Человек энергичный, неравнодушный, Ирек Шарипов усидеть на месте не смог и уехал в Ижевск, чтобы помочь местным татарам в возрождении национальной культуры. Начал работать сотрудником телевидения ГТРК "Удмуртия" в Ижевске, затем возглавил татарскую редакцию. Был организатором и первым председателем союза татарской молодежи "Иман", стал членом президиума Татарского общественного центра Удмуртии. В 1998 году был назначен директором -главным редактором информационно-издательского центра "Янарыш". А сегодня татарские СМИ Удмуртии по праву признаны одними из лучших в России, тому подтверждением – многочисленные награды и дипломы, в том числе и татарстанских журналистских конкурсов "Хрустальное перо". Вот уже второй год Шарипов – председатель правления Региональной национально-культурной автономии татар УР.
– Знаете, почему нам удается многое из того, что задумано? – замечает Ирек Шарипов. – Потому что за нашей спиной крепкий и сильный Татарстан, где идет строительство благополучного и справедливого общества. Среди многих национальностей в Татарстане проживают и 23 тысячи удмуртов. Даже в те годы, когда в городах Удмуртии практически перестали преподавать удмуртский язык, в деревнях и селах Татарстана дети-удмурты имели возможность получать образование на своем родном языке. Национальные школы Татарстана воспитали таких удмуртов, как народный поэт Гай Сабитов, ученые Иван Васильевич Тараканов и Валей Кельмаков, артисты Геннадий Кузнецов, Анна Прокопьева, и других, являющихся сегодня гордостью удмуртского народа. Удмуртская гимназия Менделеевского района, которую открывал Минтимер Шарипович Шаймиев, поразила наших коллег своей оснащенностью и стала образцом современного национального учебного заведения. И еще совсем свежий пример: в региональной олимпиаде по удмуртскому языку среди национальных школ победителем стал учащийся школы Кукморского района Татарстана. Вот почему татары Удмуртии всегда могут прямо смотреть в глаза удмуртам здесь, на их родине.
В Татарстане отношение к национальному образованию и культуре исторически складывалось по-другому, чем в Удмуртии. В 70-80-е годы прошлого века здесь практически уже не было татарских школ, детских садов, театров, музыкальных групп – того, что создавалось многими поколениями. Однако память народа была жива. С первыми же ветрами перемен, в 1989 году, в Удмуртии стали появляться татарские общественные организации. В Ижевске образовался Татарский общественный центр. Цель их – сохранение и развитие татарского языка и культуры, создание системы национального образования. В 1991 году общественный центр стал республиканским, а потом появились союз татарской молодежи Удмуртии "Иман", центр татарской культуры "Йолдыз", Ижевское городское общество "Якташлар", совет старейшин – шура аксакалов и другие.
Руководство республики и лично президент Удмуртии Александр Волков принимают активное участие в работе курултаев, конференций и праздников татарского народа, контролируют выполнение взятых правительством задач. Национально-культурная автономия татар Удмуртии поддерживает тесные связи с правительственными структурами, деловым миром, общественными организациями Татарстана и других регионов, где компактно проживает татарское население.
– Трудно представить жизнь республики без такой ее активной части, как татары, – говорит министр национальной политики УР Владимир Завалин. – И речь не только о тех, кто находится во властных структурах, как наш министр лесного хозяйства, помощник президента или одиннадцать депутатов гордумы, а о том, что активность всего татарского сообщества сегодня выше, чем когда-либо. Работаем мы дружно. В частности, активом автономии и специалистами министерств и ведомств республики разработана поэтапная программа сохранения и развития языка и культуры. Финансирование программ ведется как со стороны государственных структур, так и различных фондов и бизнес-образований. Для того чтобы привлечь лучших представителей делового мира своего народа к общему делу, при поддержке главы республики Александра Волкова организован попечительский совет национально-культурной автономии. Его председателем избран депутат Госсовета, генеральный директор Сарапульского ЛВЗ Ильдар Бикбулатов.
Сегодня можно отметить, что в течение последних лет в республике начала проводиться целенаправленная национальная политика. Восстановлена система обучения на татарском языке по схеме "семья – детский сад – школа – педагогический колледж – высшее учебное заведение". На сегодняшний день в Удмуртии работают 26 школ с изучением татарского языка как предмета. В Ижевске работает муниципальная татарская гимназия, в которой обучаются 220 детей. Более десяти лет татарскому отделению при филологическом факультете УдГУ. В филиале Ижевского педколледжа было открыто татарское отделение по подготовке учителей начальных классов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. За прошедшие годы в этих учебных заведениях подготовлено более ста специалистов, многие из них успешно трудятся в школах и детских учреждениях республики.
В рамках программ Удмуртского радио на канале "Радио России" еженедельно выходит в эфир художественно-публицистический радиожурнал "Очрашу" продолжительностью 30 минут. Особый разговор – о татарском вещании на телевидении. К уже имеющимся передачам – информационной "Хэерле кич" и музыкальной "Бэйрэм буген" добавились детская "Кунелле кынгырау" и аналитическая "Безнен вакыт", а с января 2003 года на телеканале "Моя Удмуртия" каждое утро выходят получасовые программы телеканала "Татарстан – новый век".
– Это настоящий информационный прорыв, – замечает заместитель директора по телевидению ИИЦ "Янарыш" Фанзиля Салихова. – Татарский зритель Удмуртии искренне благодарен тем, кто "прорубил окно" в Татарстан.
– Конечно, мы понимаем, что из Казани все проблемы татар в регионах не решить, – замечает председатель совета аксакалов Шигабутдин Садыков. – Мы сами пытаемся их решать, активно взаимодействуя с местной властью и опираясь на поддержку населения. Особые надежды здесь на Всемирный конгресс татар. Подписанный двумя президентами договор о дружбе и сотрудничестве между Татарстаном и Удмуртией, надеемся, послужит толчком для решения и наших национальных проблем. А хорошей формой контроля выполнения этих договоренностей в области образования, культуры, журналистики могли бы стать ежегодные Дни татарской культуры в Удмуртии и Дни удмуртской культуры в Татарстане.
Но есть направления, где без помощи Татарстана просто не обойтись. Обеспечение наших школ и библиотек учебниками, художественной литературой и пособиями трудно представить без участия Казани. Мы считаем, что союзы писателей, журналистов, художников и другие творческие организации Татарстана должны работать со всеми творческими людьми, невзирая на административные границы. Татарские писатели и поэты Удмуртии уже сегодня готовы к открытию местного отделения Союза писателей Татарстана.
Как отметил руководитель литературного объединения им. Риза Шафи Ринат Батталов, сегодня только здесь около сорока ярких, талантливых "перьев", подавляющее большинство которых пишет на родном языке. Их работы уже увидели свет в издательствах Казани и Ижевска, публикуются в местной прессе. Традиционно здешние литераторы тесно сотрудничают с авторами из соседнего Агрызского района, до которого всего-то полчаса езды. И создание отделения Союза писателей Татарстана в Ижевске поможет объединить творческие силы татар двух регионов в одну мощную сильную организацию, которая будет работать во благо своей нации вне зависимости от административных границ.
Активны сегодня удмуртские татары и в других сферах деятельности. Радуют их спортивные успехи. Сегодня тут зарождается федерация борьбы курэш, которую возглавил успешный предприниматель, генеральный директор группы предприятий "Ижевский металл" Наиль Мухамедзянов. Это яркая, неординарная личность, из тех, кто сам себя поставил на ноги и полон желания помочь другим.
Благодаря таким же неравнодушным людям в Ижевске возводится третья по счету мечеть, потребность в которой назрела уже давно.
– На мой взгляд, сегодня нам нужно пересмотреть свое отношение к строительству татарских автономий в регионах России, – подчеркивает Ирек Шарипов. – Эти объединения должны представлять собой социальный срез всего общества и строиться по образу своеобразной "семьи", в которой есть "дедушка с бабушкой" – в виде совета аксакалов, "взрослые и самостоятельные дети" – в виде центров и отделений, успешные и конкурентоспособные "внуки" – молодежные организации. И лидер татар сегодня должен быть не "отцом", под крылом которого всем тепло, который согреет и пожалеет, с которым за чашкой чая можно уютно пообщаться, а в первую очередь менеджером и организатором, от умения которого разработать тактику и стратегию развития национального сообщества зависит его будущее. Нужно не клянчить и просить, а добиваться внимания государства и финансирования своих проектов в законных рамках. Опыт успешных автономий, где уже перестроились с учетом нынешних реалий, говорит именно об этом. Другого пути у нас просто нет.