Сначала дорога, потом проект?

Ценность дорог для экономики оспаривать никто не решится – не зря же их уважительно именуют транспортными артериями, ибо движение по ним означает жизнь, а вот «закупорка» – полный коллапс.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

В это трудно поверить, но случается, изменения в проект новой дороги вносятся даже не во время строительства, а перед сдачей трассы в эксплуатацию

Ценность дорог для экономики оспаривать никто не решится – не зря же их уважительно именуют транспортными артериями, ибо движение по ним означает жизнь, а вот «закупорка» – полный коллапс.

Но такова уж наша страна, что экономика умудряется выживать при весьма больных «артериях», ведь даже новые дороги, в которые вбуханы миллиарды рублей, часто оставляют желать много лучшего. Пример? Их нам наглядно продемонстрировала недавняя проверка сотрудниками Приволжского отделения Ростехнадзора реконструируемого и уже реконструированного участков двух татарстанских дорог. Такая проверка официально называется контрольно-надзорное мероприятие по факту представления извещения об окончании строительства. Участие в одном из них приняли и журналисты.

…Наш первый объект – Сафоново-Залесный участок дороги «Йошкар-Ола – Зеленодольск» длиной 11,8 километра. На первый взгляд дорога – Европа обзавидуется. Полотно ровное, несколько полос в каждом направлении, посередине трассы – аккуратный газон с бордюрчиком. Красота, да и только… Однако у сотрудников Ростехнадзора масса претензий к строителям. Так, во многих местах не уплотнен грунт откосов, а сами откосы чрезмерно крутые. Чем это грозит? Как поясняет главный госинспектор Приволжского управления Ростехнадзора по строительству Анастасия Семенюк, при первом же хорошем дожде откосы «поползут», начнут осыпаться и рушиться, а затем наступит черед асфальтового полотна. И опять потребуются ремонт и, соответственно, деньги на него…

– Да вот, пожалуйста, – показывает она на один из проблемных участков откоса.

Здесь под дорогой проходит еще и дренажная труба. Сейчас она уже наполовину засыпана песком и грунтом – и немудрено, ведь даже бетонного «воротничка», укрепляющего откосы  и предохраняющего трубу, нет ни с одной стороны дороги. К тому же сама труба явно коротковата, так что если попытаться сделать откосы более пологими, ее выходы неминуемо будут засыпаны.

– Налицо и просчеты проектировщиков, – сетует Анастасия Семенюк. – Да еще есть и существенные отклонения от и без этого неидеального проекта. Не предусмотрено также, куда будут отводиться талые и дождевые воды.

Что произойдет в скором времени? Не нужно быть  специалистом, чтобы представить: почва близ дороги, между полосами движения, как губка, пропитается водой, которая, замерзнув, расширится. И по весне грунт начнет вспучиваться. На дороге появятся трещины, провалы, другие «болячки». Автомобилистов это наверняка не порадует.

Дальше – больше. Оказывается, уже проектом между полосами движения и на разворотных петлях не было предусмотрено никаких гидросооружений для отвода воды. Сейчас несколько подобных объектов в виде глубоких четырехугольных бетонных ванн с земляным дном уже сделаны, но…

– Фактически вносятся изменения в проект, – поясняет Анастасия Сергеевна. – А это значит, что предстоит все эти изменения провести через государственную экспертизу.

– Как это могло произойти, неужели проектом нельзя было предусмотреть такие, в общем-то, элементарные вещи?

– Не к нам вопрос. На мой взгляд, низок уровень предпроектно-изыскательных работ, недостаточен технический надзор на объекте со стороны заказчика и строительно-монтажной подрядной организации. В принципе, все это можно было учесть если не на стадии проектирования, то хотя бы в ходе строительства. Как-никак, велось оно около двух лет. Как правило, огрехи проекта бывают видны, когда он уже воплощен в жизнь.

– И кто будет нести ответственность «за грехи»?

– Мы только акты составляем по выявленным нарушениям, а затем на основании их делаются выводы о степени вины нарушителей. По опыту прошлых лет могу сказать, что обычно проектант остается в стороне, а шишки получают заказчик и подрядчик. В общем, справедливо, ведь задачу проектантам ставит заказчик.

Штрафы у нас солидные – к примеру, за нарушение требований документации, строительных норм и правил – до 300 тысяч, а по строительной части – до миллиона рублей.

Нелады на новом участке, на торжественное открытие которого приезжал министр транспорта РФ Игорь Левитин, и с освещением. Как утверждает гос­инспектор Ростехнадзора по электроэнергетике Владимир Егоров, включать освещение трассы небезопасно. Так, вдоль нее установлены пять трансформаторных будок. И как минимум к двум из них есть претензии. Например, один из трансформаторов опоясывает довольно глубокая канава для отвода воды. Дело нужное. Наверное, никому не нужно пояснять, чем грозит «подмокание» электрообъекта. Вот только как чистить эту канаву по весне, если два кабеля – высоко– и низковольт­ный, подведенных к трансформатору, не размещены на необходимой глубине и не защищены должным образом? Тут и до беды недалеко – повредив кабель «зубом» землеройной техники, водитель может не только обесточить фонари, но и подвергнуть серьезной опасности собственную жизнь. Случаи электротравматизма среди экскаваторщиков и бульдозеристов не такая уж и редкость…

– Кабель нужно заглублять, – говорит Владимир Егоров, – а так как эти мероприятия не были предусмотрены проектом, то их опять-таки нужно проводить через госэкспертизу.

Еще один трансформатор находится в опасной близости от лесопосадки. Уже склонившиеся вокруг него тополя представляют серьезную угрозу – упавшее дерево и провода порвет, и трансформатор может повредить. Эти деревья нужно срочно вырубать, но на это нет разрешения. Мы уж и спрашивать не решились – вероятно, и это не предусмотрено проектом…

– Есть нарушения и в монтаже кабельных металлических ящиков, которые крепятся на опоры освещения, – продолжает Владимир Егоров. – Не вдаваясь в технические подробности, можно сказать: прикоснувшись к нему, человек рискует получить удар током. Кабель между фонарными опорами не заглублен на должную глубину, это грозит смещением грунта из-за погодных условий и нарушением изоляции. А «ромашка» – опора с несколькими светильниками – на кольцевой дороге на выезде из поселка Васильево по непонятной причине осталась бесхозной. Смонтировали ее еще до ремонта. Теперь работавшие на новом участке активировать ее отказываются – не мы делали, не нам подключать. Владельцы продолжения дороги тоже не хотят браться за подключение. И как теперь найти собственника?  

Как нам сообщили в Приволжском управлении Ростехнадзора, на днях на участке Сафоново-Залесный все же начаты работы по устранению выявленных нарушений. Приволжское управление Ростехнадзора выдало временное разрешение на проведение комплексного опробования системы вдольтрассового освещения, после которого будет принято решение о возможности ее дальнейшей эксплуатации по постоянной схеме электроснабжения.

Не меньше проблем и на реконструируемом участке трассы от Азино-II до развязки с федеральной магистралью М-7. Дорога давно нуждается в расширении и ремонте. Главная сложность здесь в том, что проходит она поверх двух магистральных трубопроводов – этиленопровода «Нижнекамск-Казань» и газопровода «Миннибаево-Казань».

– Этот участок мы не контролируем, – говорит государственный инспектор Ильдар Губайдуллин. – Однако этой весной в Ростехнадзор обратился подрядчик ООО «Альметремстрой» с просьбой провести экспертизу промышленной безопасности участ­ка. Дело в том, что проектная документация по реконструкции этого участка не проходила госэкспертизу, хотя, по всем правилам, согласно Градостроительному кодексу, на пересечении новой дороги магистральных трубопроводов она должна быть в обязательном порядке – это же объекты повышенной опасности. К примеру, в этиленовом трубопроводе давление до 100 кг на кв. см, при повреждении в небо может ударить факел высотой в сотню метров.

По уму трубопроводы нужно укреплять кожухами – защитными футлярами – от дороги еще на 25 метров и заглублять (от дорожного полотна не менее чем на 1,4 метра). Как временная мера, сейчас ведется установка таких кожухов. Но ведь не по проекту же! И можно ли здесь по-нашему, по-российски, на авось полагаться? Фортуна, как известно, дама изменчивая. Сегодня улыбается, а завтра может, простите, седалищем повернуться. Если повредить инженерные коммуникации вроде водопровода, можно тысячи граждан оставить без воды. Что будет, если повредить газопровод, не хочется и думать.

…А пока работы по уширению дороги и переносу газопроводов так и ведутся без госэкспертизы – мол, как говорится, война план покажет. Сдачу дороги предполагают на будущий год. Как будет с госэкспертизой, неизвестно. По минному полю ходим?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще