Небольшой деревушке Нырья, что на самой окраине Татарстана – в известном своими валенками Кукморском районе, наши соседи удмурты могут быть более чем благодарны. Ведь именно отсюда родом знаменитый Максим Прокопьев. Как вспоминал поэт-вотяк Кузебай Герд, именно Прокопьев "первым очертил своей рукой контуры территории будущего удмуртского государственного образования, заложил основы к созданию его Конституции". А еще татарстанская Нырья подарила Удмуртии десятки поэтов, журналистов, академиков, полководцев, общественных деятелей, чьи имена в России на слуху и в почете.
Нация, которая может гордиться своими великими сынами – художником Казимиром Малевичем, космонавтом Юрием Гагариным, музыкантом Сергеем Курехиным и другими, оставила весомый след и в истории многоязычного Татарстана. Трудно представить сегодня нашу культуру без яркого красочного летнего "Гырона быдтона", без ансамблей "Инважо", "Чингыли" или "Вуюись". Практически в каждом районе живут представители этого древнего финно-угорского племени, а вот в ряде районов – Менделеевском, Балтасинском, Арском, Кукморском, который мы с вами и навестим сегодня, – целые села, жители которых ведут отсчет своей истории уже многие века.
Удмурты, которых вплоть до двадцатого века звали "вотяками", относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы. Подразделяются они на две основные этнические группы: северных и южных удмуртов. У северных удмуртов выделяется этнографическая группа бесермян, в бассейне реки Чепца сложилась группа ватка, в центральной и западной Удмуртии и в междуречье рек Кильмез и Вага – группа кальмез. Язык, на котором говорят наши соседи, относится к пермской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи и имеет четыре наречия.
Письменность у удмуртов появилась во второй половине XVIII века. И тут опять-таки немалую роль сыграла Казань, где в 1904-1909 годах вышел "Календарь" на удмуртском языке и было издано более двухсот книг. Отсюда пошел в науку известный лингвист Василий Алатырев, создавший первый этимологический словарь удмуртского языка. Здесь же работал просветитель Михаил Можгин – автор первой удмуртской поэмы-баллады "Беглой", здесь родился поэт и прозаик Евгений Самсонов, внесший немалый вклад в родную литературу.
Первая национально-культурная автономия удмуртов Татарстана была создана в Балтасях. Вначале это было стихийное фольклорное движение удмуртов, которое в 1990 году переросло в общественное объединение "Кенеш". За семнадцать лет существования автономия показала себя активным и действенным образованием. Стало традицией проведение ежегодных фестивалей "Лейся, песнь удмуртская!", конкурсов "Золотое перо" и творческих встреч с писателями и артистами Удмуртии.
Теперь подобные сообщества плодотворно работают в Казани, Набережных Челнах, Менделеевске, Кукморе. В их арсенале весомые краеведческие и этнографические изыскания, создание фольклорных ансамблей, проведение национальных праздников, многие из которых стали теперь традиционными для всей республики. Так, праздник "Гырон быдтон", посвященный окончанию весенне-полевых работ, впервые прошедший в селе Ципья в 2000 году, получил статус республиканского. Являясь одним из самых древних народов республики, удмурты достаточно активны и организованны. Интерес к родному языку и культуре поддерживается республиканской властью. Сегодня в Татарстане открыто 15 удмуртских детских садиков и 45 школ, ведут работу 9 культурных центров и 14 фольклорных коллективов.
– Судьба распорядилась так, что вся моя жизнь связана с поселком Кукмор, – говорит руководитель НКА удмуртов Кукморского района Рима Зайцева. – Здесь дружно живут представители многих национальностей: татары, удмурты, русские, марийцы. И при этом созданы все условия для обучения, общения на родном языке каждого из них, для удовлетворения духовных потребностей. Отдельно хочу отметить, что основным стратегическим направлением в работе системы образования является подбор кадров, их правильная расстановка, постоянное повышение квалификации наших национальных педагогов. Назначение руководителей осуществляется с учетом того, на каком языке в детских садах, школах ведется учебно-воспитательная работа. В районе имеются 8 удмуртских детских садов, 12 удмуртских начальных школ, 6 удмуртских средних школ, которыми руководят удмурты. А педагоги у нас замечательные. Вот, к примеру, учитель удмуртского языка и литературы Сутерской средней школы, отличник народного образования Любовь Осипова. Ее опыт по национальному воспитанию учащихся обобщен Кукморским отделом образования и институтом национального образования Удмуртской Республики. Уважение к родному языку начинается в семье, и оно логически перетекает в систему дошкольного образования. Как хорошо, когда с детьми-удмуртами общаешься на своем родном языке, на детских праздниках звучат звонкие удмуртские песни и стихи удмуртских поэтов. К примеру, в детском саду, который я возглавляю, работает кружок "Инважо", работа которого основывается на фольклоре, ведь народное творчество – источник чистый и вечный. Вот уже двадцать лет на сцене удмуртский народный ансамбль "Инважо", бессменным руководителем которого является заведующий Ново-Каинсарским СДК Геннадий Ахметов. Именно этот ансамбль покорил сердца многих гостей на торжественном праздновании 1000-летия Казани. Мы гордимся детским фольклорным ансамблем "Чингыли", которым руководит Людмила Дмитриева, из Нырьинской средней школы.
Наши праздники собирают людей всех национальностей. Надолго останется в памяти "Гырон быдтон", прошедший в одном из красивейших уголков района у деревни Нырья, который отличался размахом и величием, – ведь на праздник со всех уголков республики съехались 17 удмуртских фольклорных ансамблей. Этот день я считаю большим шагом в развитии культуры нашего района и даже республики.
Удмуртские села района – как игрушечки. Дома нарядные, выкрашенные в сочные тона, непременно резные наличники, светлые окна. Жизнь в ладу с окружающей средой сказывается и на взаимоотношениях. В удмуртских семьях крепко уважение к старшим, здесь очень любят и балуют малышей, поддерживают друг друга. Под одной крышей мирно уживаются несколько поколений. В этом мы убедились, побывав в семье Байбаковых в деревне Верхний Кузмесь. Деревушка небольшая – в восемьдесят семь дворов. Как заметил глава местного самоуправления Ваннур Рахматуллин, радует то, что демографический кризис этому удмуртскому кусту района, куда входит одиннадцать населенных пунктов, не грозит. Детей рождается все больше и больше, молодежь старается обосноваться на земле предков.
Маленькая годовалая Ксюша хлопала своими огромными глазками-маслинами, а десятиклассница Марина предупредила, мол, сестричка пока еще русский не знает, говорите с ней по-татарски, она поймет. Да и бабушке Марии Тихоновне, которая разменяла свой восьмой десяток, оказалось сподручнее говорить по-татарски, на котором, в общем-то, и прошел весь наш разговор.
– У нас с малых лет знают два языка – родной удмуртский и татарский, – говорит Мария Байбакова. – Потом в школе дети узнают русский язык. Так что к окончанию школы наши ребята владеют уже четырьмя языками. И это их богатство. Сама я четыре класса только окончила, а вот дети уже образованные. Говорят, что иные и родной язык забыли, корни свои растеряли, а нам, слава богу, это не грозит. Пока язык жив, жива и нация.
Судьба татарстанских удмуртов тем и удачлива, что здесь не приходилось "хоронить" родной язык. Школа, которая и сегодня процветает в селе Нырья, давно отметила свой вековой юбилей. Она всегда была предметом особой заботы тех, кто вышел в большую жизнь, переступив ее порог. Слово одному из известных нырьянцев Валентину Беркутову, профессору кафедры методики математики Казанского университета, автору книги "Нырьинская старина в облике Кукморского региона":
– Наше село – одно из древнейших поселений удмуртов в Среднем Поволжье, – рассказывает Валентин Михайлович. – Основали его крестьяне из Малмыжского уезда Вятской губернии в первой половине XVIII века. В 1875 году в Нырью переселились русские из Троицкого Урая, села в Бетьковской волости Лаишевского уезда Казанской губернии, затем население деревни пополнилось за счет отставных военных нижних чинов и их домочадцев из города Казани. Топоним "Нырья" возник от удмуртского слова "ньбр" (прут, ветка): "ньбр арня" (вербное воскресенье), "ньораны" (высечь розгой). Вот отсюда и трансформация слова: "Ньбра" – "Ньбря" – "Ныря" – "Ны-рья".
Порог школы мы переступили в день, который был полон событиями. Здесь шел республиканский семинар учителей удмуртского языка, который собрал не только педагогов Татарстана, но и специалистов из Удмуртии, в числе которых были старший преподаватель кафедры удмуртского языка и литературы ИПК и ПРО УР, методист этого института по этнокультурному воспитанию Нина Семенова, давшая тут мастер-классы, и главный редактор удмуртского журнала "Родное слово" Илья Байметов.
– В Нырье одноклассное училище Министерства народного просвещения было открыто благодаря усилиям Илиодора Александровича Износкова, уроженца нашей деревни, – рассказывает директор Нырьинской средней школы Николай Данилов. – Будучи инспектором народных училищ Казанской губернии, он постоянно выражал беспокойство положением христианского образования молодежи в вотских селениях. В частности, в своем донесении на имя попечителя Казанского учебного округа он сообщает: "Братские школы, существующие в вотских селениях д.Ошме и Ошторма-Юмье, еще далеко не устроены: эти школы бедны материальными и педагогическими силами, не более как первый опыт распространения грамоты между вотяками; учителя у них с большим трудом объясняются по-русски, крайне мало развиты в христианском отношении и вообще лишены всякого общего образования". Принимая все это во внимание, Износков считает необходимым открыть училище на более прочной основе во вновь образованном приходе, в Нырье Мамадышского уезда, по такой причине: "Это село до сих пор центр верований вотяков, вероятно, потому, что вблизи его находится особенно почитаемая древняя кереметь, в которую для моления и жертвоприношений стекаются в три года раз выборные из вотяков не только Казанской и Вятской губернии. Кроме того Нырья занимает центральное положение в отношении деревень, составляющих его приход; эти деревни (число до 10-ти) находятся от села в расстоянии 1-4 версты".
Уже 7 августа 1871 года из департамента Министерства народного просвещения поступило распоряжение, в котором сообщалось: "Вследствие предоставления Вашего превосходительства от 19 минувшего июля за №248 и по уважению к изложенным в оном обстоятельствам, разрешаю открыть в селе Нырья (Мамадышского уезда) Казанской губернии инородческого училища". А 1 ноября того же года училище распахнуло свои двери.
Сегодня в школе учатся 220 детей и работают 34 педагога, которыми разработаны уникальные авторские программы.
Прямо рядом со школой старинный православный храм. Эта постройка знаменита своей историей. Дело в том, что многие годы жители этой деревни ходили молиться за несколько верст в соседнее село. А поскольку народ здесь набожный, такие походы целыми семьями были обременительны. Потому сельский сход обратился к властям с просьбой соорудить конфессиональный дом здесь же. Добро было получено незамедлительно. Строительство храма было начато в 1869 году и окончено в 1871-м. При его постройке поддержку оказала Палата Государственных имуществ. Весь материал был бесплатный. Помогали и прихожане, кто своим трудом, а кто – денежными пожертвованиями. Храм был освящен 14 июля 1871 года местным священником. Внутри храм представляет собой правильный четырехугольник (крест), а его единственный престол освящен во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Судьба храма была нелегкой. В тридцатые годы он были закрыт и переделан под школу, колокольня и верхний ярус были разобраны, но в 1995 году храм решением татарстанских властей был передан верующим.
Характер удмуртов – как на ладони. Этот улыбчивый, открытый и гостеприимный народ не только знаменит своим трудолюбием, но и хлебосольством. А уж как здесь готовят! Из самых простых продуктов, что под рукой у каждой хозяйки, тут такое придумают, что только диву даешься, как сама-то не сообразила… И как красиво оформляется каждое простенькое на первый взгляд блюдо! Не удержусь, поделюсь с вами тонкостями удмуртской кухни.
Вот, к примеру, популярные шаньги. Тесто приготовьте как для хлеба. Выложите его на противень маленькими кружочками диаметром от 8 до 12 сантиметров. До этого нужно растолочь картошку с маслом, добавить яйцо. Разбавить пюре молоком до состояния густой сметаны. Когда тесто поднимется, сверху намазать пюре из картошки, лучше, если слой картошки будет не более сантиметра в толщину. Для румянца сверху помазать сметаной или взбитым яйцом. Запекать в горячей духовке около получаса. Верх и низ готовых шанег смазать растопленным маслом. А вот подавать надо на блюде, разрезав на две или четыре части.
А вот еще "быскыли". Для теста берем немного муки, разводим с молоком (если молока нет, то просто водой) и растопленным маслом, добавляем пару яиц, чуть-чуть соды, соли по вкусу. Нужно хорошо перемешать, чтобы получилось очень густое тесто. Сковородку или противень обильно смазать маслом и уложить тесто. Для украшения можно сверху нанести простенький узор, обычно делают его с помощью чарочки, оставляют круги на тесте. Печь в печке или в духовке.
Но лучше приезжайте сами в Нырью. Вот переживем зиму, проводим весну и не за горами "Гырон Быдтон". Там и встретимся, предложили нам гостеприимные хозяева. А мы и не стали отказываться.