…Холодное осеннее утро. Ветер пронизывает буквально до костей, и отчетливо пахнет снегом. Несмотря на непогоду, возле местной церкви собралась вся деревня. В этот день и нам довелось поучаствовать в поистине историческом событии – два недавно отремонтированных купола храма в деревне Большая Кульга украсили кресты, разрушенные более шестидесяти лет назад. Заказывали их специально в Челябинской области, да и установкой занимались люди, специально обученные, – поднять на двадцатиметровую высоту тяжеленную маковку купола с металлическим крестом можно лишь применяя специальное оборудование и обладая определенными навыками. Однако управлял автокраном при подъеме рыбнослободский крановщик. Работа точная, почти ювелирная. И вот собранная на земле и подцепленная стрелой крана маковка поплыла в морозном воздухе к своему месту. Невольно задерживая дыхание, мы следим за священнодействием…
"Деды строили, отцы – ломали, а нам ремонтировать досталось", – философски констатирует местный житель, один из главных инициаторов восстановления храма Михаила Архангела Александр Сычев.
Вот так мы попали, что называется, с корабля на бал – с этой деревни начался наш "рабочий визит" в один из самых близких к Казани, не слишком перенаселенный, зато довольно большой по площади район Татарстана – Рыбнослободский. Собственно, праздник деревни никто не собирался афишировать, однако глава района Евгений Лылов (на снимке), узнав о приезде бригады журналистов "РТ", пригласил нас поучаствовать в этом мероприятии. И мы, конечно, не пожалели.
Дальнейшая беседа продолжилась в здании местного самоуправления.
– Вы активно поддерживаете восстановление православных храмов в районе, строительство мечетей. Это дань некоей моде или по настоянию населения? – интересуемся мы у Евгения Лылова.
– Ну, при чем здесь мода? – не соглашается Евгений Владимирович. – Я сам – человек не религиозный, но, как многие сегодня, понимаю – людям это нужно. Значит, я обязан помочь. А потом, это же наша история. Вот, например, церковь в Рыбной Слободе, которую еще наши прапрадеды строили. С ней такая легенда связана. Рассказывают, еще в девятнадцатом веке в Рыбной Слободе тяжело заболел местный житель, некто Бакиров, уже и с постели не вставал. Однажды увидел он во сне, что в селе Алексеевском – это в соседнем с нами районе, на другой стороне Камы, в таком-то доме есть чудотворная икона, которая может его излечить. Мать Бакирова и пошла пешком в Алексеевское. Пришла в тот дом, а хозяева – старообрядцы, слыхом не слыхивали о чудотворной иконе. В курятнике, говорят, вроде старая икона какая-то есть… Нашла ее женщина, обмыла в Ахтырском ключе, что в Алексеевском, понесла домой. А сын – вот чудо-то! – сам ее у ворот встречает. А потом, приложившись к принесенной святыне, выздоровели еще несколько сельчан. Вот только в Рыбной Слободе икона недолго пробыла – алексеевские, проведав о чудотворной ее силе, вытребовали чудотворную обратно. Наши отдали ее с условием – чтобы раз в год, в июле, рыбнослободские жители могли поклониться Ахтырской иконе Божией матери в родном селе. И почти сто лет ее каждый год возили через Каму. С приходом советской власти традицию, ясно, похоронили. А вот нынче возродили, в этом году икону вновь привозили в Рыбную Слободу. Так что возрождение храмов – дело, пожалуй, даже политическое. Да и укреплению отношений между районами явно способствует…
– Теперь давайте от дел духовных перейдем к делам насущным. "Рыбка" в последнее время явно благоустраивается – к примеру, дороги стали не в пример лучше, чем даже в прошлом году. На подъезде к райцентру бросается в глаза множество готовых и еще строящихся весьма респектабельных частных домов – коттеджей. Вывод один напрашивается: раз народ строится, значит, обосновывается здесь надолго и уже не обращает взоры в сторону заманчивых городских перспектив. Как вам удалось прекратить отток рыбнослободцев в города?
– Отток не прекратился, а несколько уменьшился, – поправляет Евгений Лылов. – Численность населения в районе сегодня стабильная – меньше не становится, есть даже небольшой прирост. Конечно, по-прежнему молодежь уезжает учиться и в Казань, и в другие города, но многие, отучившись, возвращаются.
Теперь насчет благоустройства. Дороги – это да. Конечно, пока улицы в райцентре еще не конкуренты улице Баумана в Казани, но резиновые сапоги уже не главный атрибут костюма рыбнослободца. Только за прошлый год в райцентре построили около тринадцати километров дорог, а ведь приблизительно столько же было сделано за все предшествующие годы. В этом году чуть меньше получится, но прекращать благоустройство дорог мы не намерены.
Теперь о новостройках. Знаете, у нас район наиболее интенсивного строительства быстро окрестили "полем чудес". Дома здесь самые разные – и причудливые, с претензией на стиль, и просто добротные деревенские строения. Однако только домами и дорогами людей на селе не удержишь, им работа нужна, и чтоб оплачивалась она соответственно. Похоже, крупных деревень, занятых только сельским хозяйством, скоро останется совсем немного. Почему? Судите сами – техника нынче весьма производительная. Один "Джондир" – современный многофункциональный трактор, работая в круглосуточном режиме с небольшим перерывом на техобслуживание, способен выполнить трехмесячную работу населения одной средней деревни за два-три дня. Значит, столько рабочих рук, сколько раньше, на селе не надо – обучи бригаду комбайнеров и горя не знай. А вот остальных жителей необходимо занять другим делом. К примеру, у нас в проектах человек сто – сто пятьдесят занять на производстве комплектующих для "КамАЗа". Осталось у нас помещение от "Сельхозтехники", там неплохие производственные помещения. Можно сделать как на Западе – один крупный завод по сборке техники и множество мелких – "спутников", на каждом из которых выпускают определенный вид деталей. Нужно только современное оборудование, станки – и от нас будет польза. Ну, скажите, почему часть комплектующих для "КамАЗа" делают за пределами Татарстана, когда можно и у нас?
– Для этого же кадры нужны, причем технически подкованные… Обеспечите?
– Конечно. Так, в местном ПТУ двести человек учится. Тут, правда, есть один нюанс. К сожалению, сейчас есть установка, предписывающая поступление в училище только после окончания одиннадцатого класса. На мой взгляд, есть в этом определенная недоработка – ну зачем парня после девятого класса еще два года в школе держать, если ему это самому в тягость? Лучше пусть профессию рабочую получает вместе с десятилеткой, потом – на производство. А то ведь после школы он в армию уйдет, а приедет ли потом в деревню? Поймите, я вовсе не ратую за то, чтобы завтра всех сельских школьников к сохе поставить или отправить на ферму, выбор у них самих должен быть, но – практически обоснованный.
Вообще-то к образованию у нас в районе очень серьезное отношение. Только в Союзе писателей состоят восемнадцать выходцев из Рыбной Слободы, ни в одном районе республики столько нет. Есть у нас в районе две школы (такие называют в Татарстане "миллионниками") – из тех, что по результатам конкурса получили по миллиону рублей на развитие – Большеелгинская и Кутлубукашская. И уровень подготовки здесь не хуже казанского. Например, по результатам школьных республиканских олимпиад мы который год в числе лучших по Татарстану.
– Так это нынешние ребята ваше начинание поддерживают. Насколько я знаю, и вы, и ваши брат и сестра в свое время не раз становились победителями школьных республиканских олимпиад по естествознанию…
– Нам нельзя иначе было, – улыбается Евгений Владимирович. – У нас мама – преподаватель химии, и как ей потом в глаза смотреть, если задачку быстрее всех не решишь? Потом на улицу не пойдешь, будешь правила зубрить, престиж семьи поддерживать. А уж об охоте вообще забыть пришлось бы… Но шутки шутками, а за наших выпускников краснеть не приходится.
И еще о развитии промыслов в нашем районе. Тут нелишне историю района посмотреть. Допустим, лет сто назад в селе Рыбная Слобода был очень развит ювелирный промысел – чудные украшения из золота и серебра делали. До революции здесь существовало художественное училище не хуже столичных. Там такие предметы преподавали… Как вам, например, "Пропорции в изобразительном искусстве"? Несколько фотографий с занятий сейчас в местном музее хранятся – на них такие одухотворенные, умные, интеллигентные детские лица. Вот вам и сельская глубинка, деревня… Конечно, дело не только в училище. Говорят, когда Иван Грозный Казань взял, многие из грамотных, просвещенных мусульман в эти края переселились.
А в другой деревне – Дон-Урае – плели великолепные коклюшечные кружева, редкой красоты шали. В Америке, в Нью-Йоркском музее, хранятся вязанные на спицах шали наших дореволюционных мастериц, похожие на оренбургские пуховые платки. Откуда такие умения, когда район не слишком многонациональный – в основном русские и татары? Дело в том, что, когда побережье Камы заселялось, помещики привозили сюда купленных крепостных целыми деревнями. Вот и получилось, что по соседству с выходцами из Новгорода живут сегодня потомки вятичей и самарцев, потому и по сей день практически в каждой деревне не только свои приметы и обряды, но даже и говор отличается. Отсюда и промыслы родовые такие разные. Это развивать нужно, ведь еще одно-два поколения, и все забудется.
– К вопросу о поколениях. Сегодня население стремительно стареет, а пожилому человеку на селе трудно. А уж если он одинок…
– Согласен. Если у тех стариков, у кого есть дети, старость более-менее обеспечена, то у одиноких – увы. А пенсионеров у нас много, почти треть населения. Есть у нас дом для одиноких ветеранов и инвалидов, сейчас его реконструируем и ремонтируем. Кроме этого, создаем у себя так называемое муниципальное жилье, где можно было бы какое-то время продержаться оказавшимся в сложной жизненной ситуации – своеобразный "маневренный фонд". Недавно приобрели в муниципальную собственность бывшую контору "Агропромхимии" – неплохое двухэтажное здание площадью около восьмисот квадратных метров, получается двадцать небольших квартир. Зачем? Вот смотрите. Живет бабушка одна – и дом у нее вроде есть, и родственников хватает, а недавно котел отопительный сломался. Ремонтировать пока не на что, но и жить в доме нельзя ни дня. В дом престарелых не соглашается… Поживет какое-то время в муниципальном жилье, пока ее дом в порядок приведут. Да и для молодых такой жилой фонд явно небесполезен.
– Хвастаться небывалыми урожаями не приходится. Хотя… Процентов на семьдесят по сравнению с предыдущими годами увеличили площадь озимых. Но у нас в районе не самые лучшие по составу почвы, поэтому для растениеводства он не очень перспективен. Вот животноводство – дело другое, причем основной упор делаем на мясное скотоводство. Так, только в прошлом году закупили около ста голов крупного рогатого скота пород "герифорд" и "лимузин". Вроде бы прижились они неплохо, так что нынче в Канаде приобрели еще триста пятьдесят герифордов – скоро их привезти должны.
– Трудный вопрос… С одной стороны, без помощи со стороны трудно. А с другой – деревни лучше сохраняются, когда здесь свои люди работают, так что чем меньше "варягов", тем лучше. Например, земли колхоза "Победа" взял местный житель Антонов. Думаю, тут дело пойдет – кто ж захочет опростоволоситься перед земляками? Глава предприятия "Кулон" Альберт Фахрутдинов – тоже местный уроженец – взял около четырех тысяч гектаров земли. Своим помогает, детский приют поддерживает, хотя основные земли у него в Новошешминском районе.
– Рыбная Слобода издавна славилась лесами и зверьем, в них обитающим. Говорят, у вас здесь не только традиционные кабаны да лисы, но и медведи встречаются. Использовать эти возможности на благо району не планируете?
– Это вы об организованной охоте? Честно говоря, не хочется ставить этот вопрос на "производственную" основу, ведь даже тайгу многочисленные охотники могут погубить, а у нас все же масштабы поменьше. А вот о конном туризме задумка есть. Только дело это не одного дня, нужен серьезный экономический подход, расчеты и, конечно, средства. Будут интересные предложения на этот счет – мы готовы к сотрудничеству, да и сами обязательно этим займемся – дайте только время.
Вот такие приоритеты у жителей "золотой рыбки". Хорошо бы, сбылись все три желания.