В минувшую субботу в Казани прошел турнир компьютерных игр "Кубок вызова Intel". Грандиозная кибер-баталия в столице Татарстана завершила серию матчей, которые уже прошли в Киеве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Москве, Новосибирске и Екатеринбурге. На турнире сильнейшие "геймеры" (так называют поклонников компьютерных игр республики) состязались с чемпионами России – командой Virtus.pro.
Конечно, приятно сознавать, что Татарстан является продвинутым регионом по части высоких технологий, а Казань была выбрана местом проведения финала. Многие имели возможность убедиться, что современный киберспорт – это не только состязания профессиональных команд, но и зрелищное шоу. Вот только содержание некоторых игр вызывает вопросы: насколько это нравственно, так ли уж безобидны эти "стрелялки"?
Еще на пресс-конференции, предваряющей турнир, журналистам показали игру, герой которой ведет бой с противником в разрушенном войной городе. Не только у меня, но и у многих коллег это вызвало недоумение: как относиться к роботоподобному существу, поливающему автоматным огнем пространство вокруг себя? Конечно, он обстреливает врагов, но ведь убивает, и убивает беспощадно. Такая необычайная легкость, даже в игре, вызывает сложные чувства. Известно, что люди, прошедшие настоящую войну, о ней, как правило, стараются не вспоминать – слишком тяжело возвращаться к пережитым ужасам, крови, потере товарищей. А тут, приглашая к игре, вам как бы предлагают: "Хочешь убить? Убей, это ведь так просто".
Принимавший участие в пресс-конференции заместитель начальника Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по РТ Валерий Абдуллин не видит в этом ничего страшного. По его мнению, компьютерные игры – хоть и косвенный, но тоже инструмент отвлечения молодежи от пристрастия к наркотикам. "Есть противники компьютерных игр, – говорит он, – но моя точка зрения такова: лучше пусть молодежь увлекается ими, чем колется в подъездах. Хорошо бы, чтобы и войны остались только в виртуальном пространстве, а не в реальности".
Кстати, есть уже две компьютерные игры ("Антинаркомания" и "Боец спецназа ФСКН России"), созданные по заказу наркополиции. Это первый опыт ФСКН по их использованию в социальной пропаганде. По замыслу создателей, подобные игры должны помочь молодежи выработать стойкое негативное отношение к распространению и употреблению наркотических средств.
Хорошо, если игры формируют позитивные модели поведения, развивают интеллект молодых. Разного же рода "стрелялки" только усиливают агрессию. Начальник отдела координации антинаркотической работы аппарата Кабинета Министров РТ Разия Садыкова говорит: "Хотелось бы верить, что все новые разработки игр проходят "медицинскую" проверку. Компьютер – неоспоримая реальность наших дней. Однако следует помнить о том, что все хорошо в меру. Иначе и компьютер выработает в человеке зависимость под стать наркотической", – убеждена Садыкова.
Здесь не лишним будет напомнить, что во многих европейских странах существуют комитеты, ответственные за выставление возрастных рейтингов играм. Они четко контролируют, допускать ту или иную игру в своей стране или нет. У нас такого комитета нет, мы во всем полагаемся на мнение зарубежных коллег.
Между тем не секрет, что зачастую границы игры для детей размыты, и игровые отношения могут перенестись на действительность. О том, что в игре существуют определенные психологические "коды", которые программируют наше поведение, нередко формируя жестокость, стремление решать жизненные проблемы насилием," как в игре", подросток, конечно, не подозревает…