Одно “спасибо” спасает от сорока напастей

Здесь три сотни с половиной малых речушек, пятнадцать рек покрупнее, а озерам и прудам и вовсе счету нет.

Автор статьи: Вячеслав ЗАГИТОВ

Здесь три сотни с половиной малых речушек, пятнадцать рек покрупнее, а озерам и прудам и вовсе счету нет. Отсюда при желании можно по воде добраться до Туркмении или Азербайджана. А почему бы и нет? Тут течет полноводная Бирь, впадающая в Белую, та – в Каму, которая, как известно, дарит свои воды Волге, и вот так все они дружно теряются в Каспийском море. А еще здесь можно запросто встретить сразу за околицей медведя, лисицу, волка, непуганых рябчиков, куропаток, тетеревов и прочую живность, о существовании которой давно забыли в центральной России.

Одним словом, мы с вами – в Мишкинском районе, что на северо-востоке Башкортостана. Район этот дал татарской культуре известного артиста Шамиля Хамадинурова, драматурга Флорида Булякова, писателя Шаехзаду Бабича. Здесь среди сказочной красоты озер и густых лесов родился один из лучших сынов татарского народа, знаменосец Победы Газий Загитов. Именно он в составе группы капитана Макова первым ворвался в рейхстаг и водрузил Красное знамя над куполом главной фашистской цитадели.

От идеи до поездки – один шаг

Познакомить земляков Газия Загитова с проектом нашей газеты, который называется "Время молодых", с его постоянным участником – обладателем гран-при фестиваля "Созведие-Йолдызлык" вокально-хореографическим ансамблем "Мирас" мы хотели еще в мае. Именно на этот месяц было назначено открытие музея героя-воина Газия Загитова, восьмидесятипятилетие которого янагушевцы отметили в прошлом году. Но "Мирас" с его уникальной двухчасовой концертной программой, которая являет собой своеобразный срез татарской певческой культуры – от народных напевов, эстрады до оперных арий, – получил приглашение в Турцию на Всемирный детский фестиваль тюркских народов. Поездку в Янагушево пришлось отложить. Утешением стало то, что солистка ансамбля, школьница из заинского села Бегишево Гулюза Кашапова привезла из Стамбула золотую медаль, которую завоевала на конкурсе вокалистов фестиваля.

Но от идеи съездить в Мишкинский район с концертной программой мы, конечно, не отказались. И шаг навстречу – искреннее желание встретить татарстанский коллектив на башкортостанской земле – сделал нам глава Мишкинского района Виталий Андреев. Оговорюсь, что совершить поездку было бы куда сложнее, если бы другой руководитель – глава нашего Заинского района, откуда родом коллектив "Мирас", Ринат Фардиев – не взял на себя расходы по организации турне.

Итак, как же живут наши многочисленные соплеменники в краю, где несколько веков назад обосновались их предки, бежавшие сюда в поисках лучшей доли?

Нашу группу в три десятка артистов встретила на границе Мишкинского и Бирского районов большая делегация. Тут были начальник информационно-аналитического отдела администрации Салават Андерзянов, который опекал нас на протяжении всех трех дней, представители отделов образования и культуры, редактор районной газеты "Дружба" Валерий Усков, журналисты других изданий.

На въезде в район – оригинальная арка, в которую нам предложили пройти. Традиция, мол, такая. Традиции мы уважаем, поэтому с удовольствием прошли с территории одного района на другую через высокий проем. Это, по мнению мишкинцев, очищает от тяжелых мыслей и заряжает доброй энергетикой. Основание арки сделано в виде карты района, так что "очистившись и зарядившись", заодно и посмотрели, куда лежит наш путь.

Средь озер и… пчел

Район оказался совсем немаленьким. Образован он в 1930 году в результате реорганизации Бирского кантона, его общая площадь почти 170 тысяч гектаров. В 78 населенных пунктах живут около 30 тысяч человек. Центр – село Мишкино с пятью тысячами жителей.

История некоторых здешних деревень берет свое начало в далеком шестнадцатом веке. Именно тогда на здешних землях обосновались марийцы, татары и удмурты, переселившиеся из Поволжья и Прикамья. В те годы образовались деревни Курманаево, Изимарино, Арзаматово, Байтурово, Татарбаево, Бабаево, Янагушево и другие.

Первым пунктом нашей программы значилось село Янагушево, где родился, вырос и завершил свой жизненный путь воин Газий Загитов.

– В Центральном государственном архиве древних актов есть документ, в котором сообщается, что 10 марта 1688 года в Каршанской волости Бирского уезда Башкирии мещеряку Акберде Бекбулатову дали землю, на которой возникла деревня под названием Енагуш, а в других источниках название звучит как Янакош, Янакуш, Янакыш, – отмечает учитель здешней средней школы, краевед Венир Бикбулатов, исследовавший историю родного края.

Есть и легенды о происхождении нашей деревни. Первая рассказывает, что в далеком 1688 году группа служилых татар-мишарей во главе с Акберды Бикбулатовым подошли к месту, где росли могучие дубы. Акберды сказал: "Да благословит нас Аллах! Давайте обоснуемся здесь. Построим-ка для начала шалаш – куыш". С благословления муллы деревня стала называться Яна Куыш – "новый шалаш". Затем эти слова слились в Янакуыш, а впоследствии на русский лад название стали произносить "Янагушево". Вторая легенда гласит, что название деревни Янагушево происходило от слова "яна кош" (новая птица). Видимо, пришельцы увидели здесь какую-то новую для себя птицу. А в том году из-за жары впервые высохло озеро, что на краю села, и на его дне увидели множество обугленных хвойных деревьев. Это подтвердило еще одну легенду о появлении названия поселения: "янган" – сгоревшее и "кууш" – дупло.

Между прочим, в деревне было всего три фамилии – Бикбулатов, Загитов, Замилев. Загитов служил кучером у Бикбулатова, а Замилев был муллой. В Янагушево верхнюю улицу испокон веку называли стороной крещеных, хотя христиан здесь никогда не было. Но уж так почему-то повелось. Улицу же со стороны русской деревни прозвали Сунеевской. И эти названия здесь сохранились до сих пор. На одной улице жили Бикбулатовы, на другой – Замиловы, а на третьей – Загитовы.

Деревня росла медленно. Что ни говори, располагалась она в стороне от больших дорог, в "медвежьем углу". В 1722 году в Янагушево насчитывалось двадцать пять хозяйств и числилось полсотни мужчин, самому старшему из которых исполнилось 60 лет, а самому младшему… полтора года. В документах переписи за тот же год записаны следующие имена: Урасмет, Нурмаш, Бурнай, Суюндек, Алмакай, Юсуп, Салим и другие, по которым можно судить, какие же имена были популярны у мишар той эпохи.

В 1870 году в Янагушево было 197 дворов, мужчин проживало 588, женщин – 559 человек. В деревне были мечеть, четыре лавки, по вторникам шумел базар, а ежегодно 30 ноября гудела ярмарка. К 1906 году здесь насчитывалось уже 368 дворов, население в Янагушево достигло 2169 человек.

Между деревнями Янагушево и Суней часто происходили споры из-за земли, которые жители пытались решить по-разному, доходило и до рукоприкладства. Но 17 сентября 1803 года этот спор окончательно разрешили. Члены специальной комиссии – секретарь губернии Лисицын, коллежский секретарь Мещеряков, подпоручик Асадулин, указной мулла Саятбатталов между деревнями поставили большой столб и провели межу. Спор был разрешен проведением этой межи. Янагушевские земли в ту пору выглядели так: пашни – 536 десятин, луга – 101 десятина, степи – 30 десятин, леса – 372 десятины, строительные леса – 3441 десятина, неиспользованные земли – 4840 десятин. Вокруг Янагушево были дремучие леса. В них водились звери, в водоемах было много рыбы. Подати платили шкурами животных и медом.

Во время Отечественной войны 1812 года из деревни был отправлен в действующую армию конный отряд. Жители деревни готовили для войск сено, фураж и продукты питания. При этом они не раз жаловались губернатору Оренбурга Сухтилину на злоупотребления старшины. В архиве сохранился документ о том, как походный есаул Янул Бикбулатов написал жалобу о незаконном отправлении (призыве) на линейную службу 17 июля 1830 года своего сына Юнуса. 12 сентября 1830 года Зиганша Бикбулатов написал такое же прошение. Но ответа не было.

Были и такие, которые отказывались от службы, бежали в леса. Ахтям Бикбулатов за бегство со службы в 1827 году был отправлен в Сибирь. Сбежавшие со службы прятались в янагушевском лесу (сейчас этот лес именуется Бактиар Базы).

Новый губернатор Оренбурга В.А. Петровский ввел некоторые реформы относительно жизни мишар. Служилые должны были жить на свои средства. Такое содержание армии государству было выгодно, но оказалось весьма накладным для селян. В 1816 году в Янагушево было два хорунжия, один старшина, три есаула, четыре сотника, а в 1859 году остался один сотник – 77-летний Фатхулла Бикбулатов.

В 1865 году Оренбургская губерния была разделена на две – Уфимскую и Оренбургскую. Уфимская включала Мензелинский, Бирский, Стерлитамакский, Златоусский и Уфимский уезды. Деревня Янагушево стала относится к Бирскому уезду.

– Расцвет деревни приходился на предреволюционные годы, – рассказывает Венир Бикбулатов. – Именно тогда здесь на самом высоком месте построили две величественные мечети. Они не шли ни в какое сравнение с нынешними – одна была краше другой. В их дворах цвели душистая сирень, белые и желтые акации. Когда в годы сталинского "великого перелома" сносили минареты, плакали при виде этого и стар и млад…

К началу XX века в деревне произошли большие перемены. Количество дворов выросло до 361 хозяйства, здесь жили 2169 человек. В годы столыпинских реформ многие дворы отделились и переселились в другие места. Образовались хутора, или отруба. Это отруб Гайфуллы (сейчас места возле озера Яшелкул), отруб Абдуллы (между деревнями Янагушево и Сафарово) и другие. Леса вокруг местечка Нараз Саз принадлежали Абдулле. Эти места до сих пор называют их именами.

В 1911 году в деревне открыли земскую школу, где было всего два класса, но это не давало возможности всем детям получить образование.

В 1914 году царская Россия вступила в Первую мировую войну. Десятки мужчин из деревни были отправлены на фронт. Многие погибли, часть попали в плен, где провели по многу лет. Так, Сабир Бикбулатов, награжденный Георгиевским крестом, побывал в плену в Австрии и лишь после долгих лет вернулся в родную деревню. А Вильдан Бикбулатов получил серьезные ранения, храбро сражался и тоже был награжден высокой боевой наградой.

Хранители времени

Новое время не оказалось более благосклонным к татарскому селу в башкирской глубинке. Войны по-прежнему уносили жизни мужчин. Скорбный список погибших янагушевцев длинный. Только Бикбулатовых не вернулось с последней войны 163 человека, Загитовых – 155, не меньше и Зямилевых.

Кто знает, какой долгой была бы память о них, если бы не человек, которого можно назвать Хранитель времени. И то, что он свершил – настоящий гражданский подвиг. Многие годы педагог Галимзян Бикбулатов, долгое время возглавлявший местную школу, по крупицам собирал сведения обо всех своих сельчанах, об истории родного края. Но более всего болела его душа за человека, которого он по праву считал своим другом. Речь – о знаменосце Победы Газие Загитове. Уже после трагической гибели односельчанина Галимзян Вильданович не один порог оббил, доказывая, что именно Газий был тем, кто первым водрузил Красное знамя на фашистском рейхстаге. Где-то неугомонному янагушевцу просто предлагали замолчать, где-то грозили карами по партийной линии, а где и просто унижали. Но ему удалось собрать неопровержимые документы, свидетельствующие о подвиге Загитова. Потом Бикбулатов добился, чтобы под музей героя было выделено здание. Пусть это был старый деревянный дом, который сам по себе можно было бы считать раритетом, зато появилось место, где можно было хранить многочисленные архивные материалы. Но со временем дом обветшал донельзя.

Когда мы в первый раз приехали в Янагушево, музей Газия Загитова оставил тяжелое впечатление. Признаться, меня удивило не столько невнимание местных властей к его состоянию, сколько безразличие нашей республики к памяти воина-татарина, о подвиге которого у нас с удовольствием вспоминают по громким датам. А письма и обращения в далеко не бедные татарстанские предприятия просто остались без ответа. Кстати, копии этих писем есть и в моем архиве. Как память о тех, кто помогает только тогда, когда это происходит гласно, выгодно для   имиджа и сулит дивиденды.

Публикация в нашей газете о Загитове вышла в канун 60-летия Дня Победы, и она была резонансной. По крайней мере, в соседней республике. Результат оказался вполне конкретный и радующий душу: музею отдали добротное кирпичное здание пустующего магазина, где не только сделали отменный ремонт, но и произвели реконструкцию, учитывая требования музейных канонов. В мае этого года музей торжественно открыли. В его обустройство внесли лепту многие местные предприниматели-татары, руководители предприятий, районная власть.

– Я должен подчеркнуть, какую огромную роль сыграла ваша газета, ее авторитет в том, чтобы такое событие оказалось возможным, – говорил нам директор музея Галимзян Бикбулатов. – А вашему подарку просто цены нет. Мы и мечтать о таком не могли!

Дело в том, что мы привезли в дар музею ноутбук, который помог нам приобрести депутат Госсовета Татарстана Фоат Комаров. Необходимость в современных средствах связи и хранении информации для музея была очевидна. А еще должна заметить, что все эти годы Бикбулатов за собственный счет вел обширную переписку. Можно представить, сколько денег уходило у него только на перепечатку и фотографирование документов!

Теперь, думается, будет проще. Тем более что и районные власти нашли возможность выделить средства на содержание музея и обеспечение его штатными единицами. А к нашему компьютеру обещали добавить принтер и сканер.

– Для нас этот музей по-особому дорог, – заметил Раик Загитов, возглавляющий местную сельскую администрацию. – Здесь собрана не просто наша история, а жизнь каждой янагушевской семьи. Вот в этих родословных, что на стендах музея, каждый может найти свои корни, оставить свой след.

Хочется верить, что хранители истории учатся и в янагушевской школе, где на следующий после приезда день мы встретились сразу со всеми учениками. Многие из них были предыдущим вечером на концерте, который сразу после приезда дал в здешнем клубе "Мирас", так что поговорить было о чем. Школьники живо интересовались, что происходит сейчас в Татарстане, как учатся наши ребята, где мы побывали. Мы, в свою очередь, провели викторину по истории Татарстана и нашей газеты, наградив призами тех, кто правильно ответил на вопросы.

Оказалось, те, у кого есть возможность, смотрят программы нашего канала "ТНВ". Вот только татарстанских газет и журналов здесь уже давно не видели. А ведь было время, как вспомнил Галимзян Бикбулатов, только в школе выписывали из Казани более двухсот экземпляров "Яшь ленинче", в каждый дом приходил журнал "Азат хатын", читали и другую периодику. Немало методической литературы поступало и в школу. Татарские школы Башкирии прежде были в зоне внимания Министерства образования Татарии и исправно снабжались учебниками, художественной литературой. Местных часто приглашали в Казань на семинары, курсы повышения квалификации, олимпиады. Теперь этого нет. Учителя преподают родной язык детям по старым книгам, которые здесь на вес золота. Так что, думаю, те немногие учебники, что мы привезли от нашей газеты и что прихватила с собой директор музея Заинской татарской гимназии Джамиля Агзамова, оказались более чем к месту.

В Янагушево нас не покидало теплое и доброе чувство всеобщего внимания. Нашу группу разобрали по домам янагушевцы, и утром ребята делились своими впечатлениями. Их было много. И дело не в богато накрытых столах для татарстанских ребят и подарках для них, а в желании общаться, узнавать друг друга.

– Нам рассказали много интересного о Башкирии, мы – о Татарстане, – делился впечатлениями солист "Мираса", студент Казанского музыкального училища Айдар Сулейманов. – Хоть и устали мы после концерта и дискотеки, но спать совсем не хотелось. Так было здорово! Представляете, оказывается, здесь у всех свои пасеки. Даже в школе! Когда начала рушиться старая система сельского хозяйства, тут не растерялись, а вернулись к промыслу своих предков и начали разводить пчел. Теперь янагушевцы свой знаменитый башкирский мед даже в Сибирь продавать возят. Вот ведь какой предприимчивый народ!

После встречи в школе мы вышли сажать калиновую аллею Дружбы. Директор школы Флюза Загитова сумела придать особую праздничность этому событию. А у нас теперь будет повод еще не раз приехать сюда. За кустами калины-то ухаживать надо!

Урьяды – родина разведчика

Дальше наша дорога пролегла в Урьяды. Это небольшая деревня в нескольких километрах от Янагушево.

Кстати, по дороге минули развилку на деревню Бабаево, где родился знаменитый татарстанский нефтяник Агзам Валиханов, возглавлявший в свое время "Татнефть", а затем работавший заместителем министра нефтяной промышленности СССР. Урьяды основали шестнадцать мещеряков, которым, как отмечено в архивах Оренбургской межевой конторы, в 1650 году было здесь "дано по двадцать четвертей" земли. Если к 1870 году это татарское поселение насчитывало 141 двор, то к началу 1905 года – уже 360, где жили около 1800 человек. В деревне было пять лавок, два мануфактурных магазина, водяная мельница на реке Бирь. Любопытная деталь: документы зафиксировали наличие в деревне семи веялок, при этом отмечено, что нет ни одной молотилки, сеялки, косилки и жнейки. Видимо, одалживали их у более состоятельных янагушевцев. В 1870 году здесь было открыто татарское медресе, в 1913 году – начальная школа, которая через девятнадцать лет станет школой рабочей молодежи с семилетним обучением.

Как только был объявлен призыв в Красную Армию, многие жители Урьядов ушли служить новой власти. Правда, немало местных мужиков, как отмечают краеведы, не по доброй воле пополнили и белогвардейские ряды.

Видели здесь и очень тяжелые времена. В голодном 1921 году в Урьядах похоронили сразу 1247 человек. От этой потери деревня так и не оправилась. Еще сто с лишним мужчин остались на фронтах Великой Отечественной войны. И среди них был замечательный воин, соратник знаменитого разведчика Кузнецова.

– Габдельбар Фатхинуров родился в нашей деревне в 1910 году, – рассказывает директор местной школы Амин Хусаинов. – Отец его Фатхинур Шаяхметов был известен как знатный кузнец и плотник. В семье было семеро детей. Уже тогда Габдельбар отличался от своих сверстников ловкостью, смекалкой, прекрасной памятью, играл на гармони, танцевал. Родители всем своим детям дали возможность получить среднее образование. Окончив в 1929 году Бирский педагогический техникум, Габдельбар учительствовал, работал инспектором районного отдела образования. В 1931 году поступил в Ленинградское военно-инженерное училище, по окончании которого был направлен в Киев военным радистом. Там он оставался в течение десяти лет. Надо заметить, что Фатхинуров был очень талантливым человеком – свободно владел девятью языками.

После прибытия в Киев Габдельбар занимал должности командира взвода 12-й отдельной радиороты Украинского военного округа, потом – помощника командира по строевой части 360-го саперного батальона 7-й мотострелковой дивизии. Затем наш земляк перешел в распоряжение разведывательного отдела Юго-западного фронта и стал участником антифашистского подполья в Киеве. Подпольщики раздавали листовки, организовывали диверсии против врага, уничтожали технику фашистов, топили пароходы и баржи на Днепре. В это время немцы уже следили за Габдельбаром. Он же устроился в военный гараж электриком-механиком. Немного поработав, сумел устроить пожар. Полностью сгорели приготовленные к отправке на фронт два десятка грузовых автомашин, семь моторов, большое количество запасных частей, инструменты. В Белой Церкви подпольная группа спасла шестьдесят красноармейцев, которым удалось уйти в леса. Но 25 июля 1942 года Габдельбара вместе с его соратниками арестовали. Гестаповцы жестоко пытали Фатхинурова – выкололи глаза, отрезали язык, а затем расстреляли.

О подвигах Габдельбара Фатхинурова позже был написан роман "Иду по Млечному пути". В деревне установлен памятник славному разведчику, а в местном клубе теперь появился и музей. Есть уголок его памяти и в средней школе, где сегодня учатся шестьдесят три школьника. С ними мы встретились в клубе, где татарстанские ребята дали концерт для урьядинцев.

…Мы уже уезжали из деревни. И только завелся мотор автобуса, как впереди показался свадебный кортеж. Наш водитель не растерялся и… поставил машину поперек дороги. Опешившие было молодожены искренне обрадовались, когда наши ребята в тридцать голосов запели веселую татарскую величальную песню, а пожилые родственники даже расплакались от переполнивших их чувств и потом долго еще махали руками вслед небольшому автобусу с татарстанскими номерами.

А наш путь лежал в Мишкино, где вечером "Мирасу" предстояло выступить на главной сцене района во Дворце культуры.

Мишкан – мыйын шулдыр

Это по-марийски. Переводится как "Мишкан – песнь моя". Район официально считается марийским, потому как большая часть населения тут – восточные марийцы. Того же роду-племени, что и наши агрызские мари. Так что собираясь в Мишкино, мы захватили и книгу, которую передали для мишкинского главы наши марийцы из Агрыза. Может, эта книга станет мостиком дружбы между двумя ветвями одного народа, который проложила опять-таки газета "Республика Татарстан"? В любом случае, будем рады помочь наладить и эти связи.

Виталию Андрееву, руководителю района, хотелось бы просто сказать спасибо. И за то, что от звонка до звонка отсидел всю концертную программу "Мираса", и за то, что поднялся на сцену поблагодарить наших ребят и вручить грамоты отдельным солистам и руководителю коллектива Альфие Валиуллиной, которая заслужила самые теплые слова благодарности за свой труд. А главное за то, что с пониманием относится к духовным нуждам наших соплеменников. Глава района с ходу подхватил предложение об организации концертов проекта "Время молодых". К тому же, как оказалось, наша группа была первым коллективом из Татарстана, приехавшим сюда с выступлениями. Так что ответственность на плечи тридцати юных татарстанцев легла самая серьезная. Но ребята не подкачали. Тем более что местные власти постарались сделать так, чтобы этот концерт увидели как можно больше мишкинских татар. Были даже организованы специальные автобусы, которые привезли молодежь из татарских сел района.

Уже в день отъезда я получила в подарок от начальника отдела культуры, заслуженного педагога РБ Риты Ялаевой, с которой мы были на связи во время организации турне, небольшую книжку под названием "Что может спасти природу и каждого из нас? 223 табу-запрета народа мари". Это труд, которому она отдала не один год своей жизни.

– У нас в районе живет семьдесят процентов марийцев, семнадцать – татар, шесть – русских, три – башкир, есть и другие нации, – сказал Рита Каникеевна. – Стараемся жить дружно, помогая друг другу. Ведь невозможно оградиться от мира и жить в изоляции. Но беда России в том, что мы теряем многие истинные ценности. На нас обрушилось множество современных проблем нравственного толка. Именно это побудило меня обратиться к древней философии восточных марийцев – "ойоро", табу-запретов. Еще наше поколение знало их, но цепочка прервалась в восьмидесятые годы. А ведь неписаные законы передавались из поколения в поколение, как у нас, марийцев, так и у вас, татар.

Среди двух сотен табу есть и такое: "Не поблагодаришь за доброе дело – жди беды. Одно "спасибо" спасает от сорока напастей".

Запомним это!
 
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще