Бугульминский путь эрзян

Легко быть чувашином в альметьевском Старом Суркино, нетрудно сохранить себя истинным марийцем в агрызской Биме, удмуртом – в Менделеевске, когда рядом с тобой сотни и тысячи твоих соплеменников, которые говорят на родном тебе наречии, а дети учатся в национальной школе и впитывают язык, культуру, традиции не только с молоком матери.

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Легко быть чувашином в альметьевском Старом Суркино, нетрудно сохранить себя истинным марийцем в агрызской Биме, удмуртом – в Менделеевске, когда рядом с тобой сотни и тысячи твоих соплеменников, которые говорят на родном тебе наречии, а дети учатся в национальной школе и впитывают язык, культуру, традиции не только с молоком матери. Но как быть там, где на большое село только несколько дворов, говорящих на языке твоих предков? Где дети знают только один язык и уже не помнят, что означают узоры на бабушкином платье, которое лежит на дне старого сундука? Но даже тут при доброй воле тех, кто стоит во главе того или иного региона, можно найти свою дорогу к возрождению. Да, это тяжелый путь, но и его, оказывается, можно осилить.

Мы приехали на восток нашей республики, в многонациональную Бугульму, где живут и представители мордовского народа – эрзяне. Русских в районе, по официальным данным, 55 процентов, это 62 574 человека, татар чуть больше 40 тысяч, а вот мордвы только 2773, что составляет два процента от живущих на территории Бугульминского района. Причем и эти два процента разбросаны по всему району. Судя по всему, чаша весов должна была склониться далеко не в пользу малочисленных здесь эрзян. Но то, что мы увидели, нас поразило.   

По лестнице, ведущей вверх

Вначале небольшая справка, которая вошла в альбом-энциклопедию "Мордва России".

В семи школах республики изучают эрзянский и мокшанский языки, а в пятидесятые годы было 32 эрзянские и 8 мокшанских школ. В отличие от проживающих в республике марийцев и других народов эрзяне и мокшане проявляют мало интереса к своему языку и культуре. Вместе с тем есть активисты. Это фольклорный ансамбль "Эрзянка". Именно он занял первое место на фестивале финно-угорских народов, прошедшем в Елабуге в 1999 году. Там же отмечены были выступления мордовских коллективов из сел Вере Акташ и Казябаш. В Лениногорске начало действовать духовно-просветительское объединение "Инешкай", целью которого является духовное возрождение народа на основе этнической духовной культуры финно-угорских и тюркских народов. Радиовстречи "Од гайть" лениногорское эрзянское общество "Вальма" готовит не только для жителей своего города, но и для радио "Самара-7". В этих встречах принимают участие активисты общества, творческие коллективы. Содружество стало возможным благодаря деятельности поэта и журналиста Числава Журавлева. Национально-культурная автономия мордвы в Татарстане создана в 2001 году, ее возглавляет Сергей Владимирович Новиков.

В июле 2004 года в тетюшском селе Урюм прошел праздник мордовской культуры. В Интернете создан сайт "Подсолнушек" для детей, где рассказывается о мордовской культуре. Готовится к изданию сборник мордовских песен, записанных в Тетюшском районе. Создается молодежно-студенческое землячество мордвы.

Глава Бугульминского района Наиль Магдеев оказывает всестороннюю помощь в возрождении эрзянской диаспоры. В трех школах города созданы эрзянские классы. В средней школе №11 шестнадцать эрзянских детей изучают родной язык. В программу обучения намечено ввести уроки по истории эрзи и мокши. В пригороде Бугульмы – в Плодопитомнике создан детский фольклорный ансамбль "Тештине".

Как оказалось, даже за те два с небольшим года, что минули с момента выхода альбома "Мордва России", у бугульминских эрзян произошло немало приятных изменений.   К слову сказать, представители этой нации – люди, заметные не только в Бугульме. Одна только почетная гражданка города народная артистка России Надежда Кадышева чего стоит! Родилась знаменитая певица в деревне Старый Маклауш соседнего Клявлинского района Самарской области, а вот выросла в здешнем детском доме-интернате, и до сих пор, когда находит время выбраться в родные края, с удовольствием дает благотворительные концерты для жителей города.

– Не знаю, насколько я прав, но мне кажется, что если кто в мире и знает о существовании мордовского народа, то благодаря славе летчика-героя Михаила Петровича Девятаева. Разве только популярность другого мордвина – Степана Эрьзи – может сравниться с нею, – говорит председатель Национально-культурной автономии мордвы РТ Сергей Новиков. – Прославили наш народ также патриарх Никон, граф Николай Мордвинов, историк Василий Ключевский, певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, актер Олег Табаков. Упомянем и прославившегося в боях против Квантунской армии Японии в 1945 году генерала армии М.А.Пуркаева, и виднейшего филолога и просветителя М.Е.Евсевьева. Ряд выдающихся деятелей связан с Казанью. Около тридцати лет возглавлял Казанский университет мордвин профессор М.Т.Нужин. Один из преподавателей и строителей Казанского университета Михаил Коринфский (Варенцов) был мордвином. Библиотека, анатомический театр и обсерватория университета – его заслуга. Исследователь истории, языка и этнографии мордвы, величайший просветитель Макар Евсевьев был профессором Казанского университета. И именно в аэроклубе столицы Татарии "обрел крылья" Михаил Девятаев.

По данным переписи населения 2002 года, численность мордвы, проживающих на территории России, составляет 845 тысяч человек.    А в Татарстане – около тридцати тысяч человек, из которых пять тысяч живет в Казани.

"Татарстан – монь чачомо кудом"

"Татарстан – мой дом родной" – этот плакат встречал нас в бугульминских школах. Именно со школ и началось, по большому счету, возвращение местных эрзян в лоно своей нации. Мордовская община здесь состоит по большей части из тех, кто давно уже приехал в нефтяные края из соседних Оренбургской и Самарской областей, где компактно на протяжении многих веков живут эрзяне. Языка, к сожалению, многие уже и не знают. Конечно, можно было бы и рукой махнуть, мол, не чеши затылок, пока он не чешется. Тем более что мордовская община как таковая и не была зарегистрирована. Но в Бугульме поступили иначе.

– Есть закон "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и программа по сохранению, изучению и развитию государственных языков РТ и других языков республики на 2004-2013 годы. А законы нужно выполнять, – говорит заместитель начальника управления образования по национальному образованию Бугульминского муниципального района Фавзия Махмутова. – Наши образовательные учреждения не могли остаться в стороне от этой работы. У нас сегодня работают семь воскресных школ, из которых четыре – мордовские и три – чувашские. В 1995 году на базе школы №5 открыта первая чувашская воскресная школа. Два года спустя при средней школе №11 открылась мордовская школа. С 1998 года действуют воскресные школы в Мало-Бугульминской, Ключевской, Акбашской средних школах. Начинали, признаюсь честно, на пустом месте. Разработали свое положение, ввели тарификацию для педагогов. Но самым трудным оказалось убедить родителей. Ходили по семьям, говорили о необходимости обучения родному языку.

Сегодня в этих воскресных школах преподают семь учителей, а занимается 101 ученик. Школы работают по учебному плану и программе, утвержденным управлением образования. Введено изучение не только родного языка и литературы, но и национально-прикладного искусства и музыки. В программу национального языка и литературы кроме базисного материала входит и региональный компонент: национальный фольклор, игры и обрядовые праздники, произведения местных поэтов и писателей мордовской национальности.

– Обратите внимание на то, что программа истории и культуры эрзя составлена на основе учебных программ мордовских школ с использованием материалов краеведческого музея и художественной школы, – замечает руководитель воскресной школы при средней бугульминской школе №11 Ирина Ильина, участница IV съезда мордовского народа и Первого международного фестиваля мордовского народа. – Программы "Национальная музыка", "Национально-прикладное искусство" ставят целью обучение ребят игре на народных музыкальных инструментах и вокальному искусству, а также рукоделию, вышивке, бисероплетению, резьбе и конструированию. Занятия проходят в кабинетах, где собран богатый этнографический материал: образцы народных костюмов, старинной национальной мебели, предметы быта, музыкальные инструменты. Немало методической литературы, есть тут и портреты писателей, собрана аудио-видеотека. Здесь же располагается выставка изделий, выполненных родителями и детьми.

В средней школе Малой Бугульмы учатся четырнадцать ребят мордовской национальности. Именно для них было решено открыть мордовскую воскресную школу. Кстати, в самой Малой Бугульме живет триста семей, из них 232 – русские, 36 – татарские и только 14 – мордовские.

– На занятиях ребята изучают "эрзянь кель" – эрзянский язык, литературу, историю мордовского народа, а также его фольклор, игры, – рассказывает педагог Нина Горячева. – В младшем звене дети изучают звуки, буквы, читают рассказы, рисуют, играют в национальные игры. В среднем звене – читают стихи, поют песни, готовят рассказы о писателях, поэтах, изучают времена года, названия домашних и диких животных и учат песни на родном языке. Старшие ребята уже самостоятельно сочиняют рассказы, стихи, готовят рефераты об истории мордовского народа. Девятиклассница Настя Косолапова принимала участие в республиканском конкурсе сочинений "Свой родной край". Екатерина Письмарова трижды занимала вторые места на республиканской олимпиаде по мордовскому языку. На городском конкурсе "Юный программист" Дмитрий Пахомов и Екатерина Письмарова выступили с докладом "История мордовского народа", завоевав второе место.

Вернуться к истокам еще не поздно

– Мордва состоит из двух субэтносов – эрзя и мокша, – рассказывает Ирина Ильина, которую сегодня можно по праву считать "главной эрзянкой" Бугульминского района. – В Мордовии мокша расселена преимущественно в западных и южных районах, эрзя – в восточных. Есть и небольшие этнографические группы: теньгушевская мордва, именуемая "шокшей" (по селу Шокша), проживающая в основном в Теньгушевском районе Мордовии. Кстати, в родословной Президента России Владимира Путина, по его же признанию, которое прозвучало во время последнего визита в Саранск, где он принял участие в Первом международном фестивале мордовского народа, имеется ветка из шокшей. Есть и каратайская мордва, которых еще называют "каратаями" по названию села Мордовские Каратаи в Камскоустьинском районе Татарстана. Говорит наша мордва на мокшанском и эрзянском языках финно-угорской группы уральской семьи. А у нас в Бугульме живут только эрзя.

Ребята прекрасно знают историю родного народа. Они рассказали нам, что предки мордвы – финно-угорские племена – населяли Волго-Окско-Сурское междуречье во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Этноним "мордва" впервые был упомянут в VI веке, а в процессе выделения эрзи и мокши большую роль сыграла территориальная обособленность древнемордовских племен, населявших Окско-Сурское междуречье, и более южных, проживавших в верховьях Суры и Мокши. На протяжении длительного времени мордва контактировала с тюркскими народами (особенно тесно с волжско-камскими болгарами) и Древней Русью. К середине XVIII века мордва в основном была обращена в православие. Хотя и считается эта нация наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях некоторые остатки язычества. Своеобразна и кухня этого народа.

– Наша традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб (кши), пироги с различной начинкой, чаще с кашей, блины из пшеничной, пшенной, гороховой муки, лапша, салма (кусочки теста в форме шариков, сваренные в воде), – рассказывает нам Катя Письмарова, которая нынешним летом отдыхала в Саранске в мордовском лагере. Дорогу, как и другим ребятам, оплатила опять-таки местная власть, которая берет на себя многие расходы, связанные с культурными и образовательными потребностями бугульминских эрзя.

 – В ходу у нас и мясные блюда, – продолжает Катя, – причем мокша предпочитает жареное мясо с луком – "щеням", а эрзя – жареное мясо и ливер с приправами – "селянка". Эти блюда были в основном праздничными и обрядовыми. А национальными напитками считаются пуре, который делали из меда, брага – "поза", квас, который обычно варили из красной свеклы. Эрзя любят грибы, их привозили из лесу телегами и солили бочками. Еще одно фирменное блюдо – огурцы с медом…

Акбашская средняя школа, где мы тоже побывали, находится по соседству с Клявлинским районом Самарской области, тут эрзяне живут целыми селами. Но, к сожалению, нет у самарцев даже малой толики того, что делается в бугульминском селе для нескольких семей.

– Приезжают из Оренбурга, из Самары, и просто диву даются, что в нашем крошечном Акбаше есть воскресная мордовская школа, – говорит учительница мордовского языка Раиса Калякина. – Конечно, удивляться не стоит, что мой сын Денис прекрасно знает родной эрзянский язык, а вот Мария Головина выучила его уже у нас в школе. А сколько ребят, русских и татар, заинтересовались нашим языком и тоже приходят к нам учиться! Это замечательно, когда ребенок знает много языков. Он ведь и к другим народам будет уже иначе относиться, не вырастет ограниченным человеком.

Директор местной средней школы Гульнара Мадьярова рассказывает, что в работе самое активное участие принимают родители. Немало здесь ребят из соседней Андреевки, где создали фольклорный ансамбль "Чары-Каль" ("Ивушка"). Из двухсот человек в деревне – двадцать юных эрзян, и все приезжают учиться в воскресную школу в Акбаш, причем зачастую за партами вместе с ними сидят и родители. А костюмы для ансамбля шьют своими руками – это интересно всем. Костюмы получаются яркими, красочными – на радость и самодеятельным артистам, и зрителям.      

К языку – через песню

Инициатором создания в Бугульме мордовского фольклорного коллектива стала… русская женщина. Неугомонная, энергичная и просто заводная Галина Рыжова, работающая методистом главного очага культуры района – Дома техники, предложила местным эрзянам объединиться. Ансамбль назвали "Валдо чи", что переводится с эрзянского как "Ясно солнышко".

– Мордва – люди с сильным характером, упертые, – говорит и.о. начальника управления культуры района Лена Миннуллина. – За что возьмутся – доведут до конца, и плохо работать просто не умеют. Так что ансамбль в первый же год своего существования с ходу занял первое место в городском конкурсе национальных коллективов!

А показали тогда эрзяне старинный свадебный обряд, который восстановили по воспоминаниям солистки Клавдии Сазоновой. Она видела это действо в свои шесть лет, и яркий праздник так запал в душу, что до сих пор, по признанию Клавдии Григорьевны, стоит перед глазами. Нашли старинные эрзянские наряды, уникальный головной убор.

Сегодня ансамбль выступает в красивых стилизованных мордовских костюмах, но есть задумка восстановить и исконную национальную одежду. Этот коллектив собрал неравнодушных к судьбам своей нации людей. В его составе главный инженер базы управления "Татнефтеснаб" Александр Алаев, маляр Валентина Фролова, студентка Настя Киняева, пенсионер Петр Вечкилев, библиотекарь Любовь Станина и даже третьеклассница Леночка Киняева, яркая и талантливая юная эрзянка. Есть у ансамбля и награды. Немало дипломов на счету у Валентины Фроловой, отмечена работа и других самодеятельных артистов.

– Так что у нас все только начинается, – улыбается Валентина, – и вы о бугульминских эрзянах еще услышите!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще