Ильдус ФАСХУТДИНОВ: Чтобы сотворить “дорожное чудо”, нужно основательно постараться

Нынешний год отмечен в республике особым вниманием к строительству и реконструкции автомобильных дорог.

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

Нынешний год отмечен в республике особым вниманием к строительству и реконструкции автомобильных дорог. Конечно, в одночасье невозможно привести к европейским стандартам все татарстанские трассы, ведь еще около полутора тысяч сел и деревень республики не соединены с основными магистралями дорогами с твердым покрытием. Но вот понимание того, что без нормальных дорог не будет и ускоренного развития экономики, уже очень отчетливое. На днях в нашей редакции прошла "прямая связь" министра транспорта и дорожного хозяйства республики Ильдуса Фасхутдинова (на снимке) с читателями. Он подробно ответил на вопросы о перспективах развития транспортной инфраструктуры на ближайшие годы. Как и ожидалось, основная часть вопросов касалась непосредственно состояния дорог.

Первым в редакцию дозвонился житель Камскоустьинского района Владимир Савельев.

– Много лет к нашему району вели не дороги, а "направления", – сетует он. – А не так давно серьезнейшая авария с гибелью людей, когда пассажирский автобус свалился под откос во многом из-за неудовлетворительного состояния дороги, видимо, переполнила чашу терпения. Сейчас на подъезде к райцентру полно дорожной техники, ремонт идет полным ходом. Но пока не на всех дорогах, которые есть в районе. Только главную решено отремонтировать?

– Первой ремонту подверглась дорога северного направления – со стороны Верхнеуслонского района, – говорит Ильдар Ирфанович. – Основание дороги и ее покрытие делают практически заново, это даже реконструкцией сложно назвать. Большая часть работ будет закончена уже в этом году, и там можно будет нормально ездить. Дорога эта четвертой категории, такой она и останется – только соответствовать ей будет на самом деле, а не только на бумаге.

С западной стороны, там, где проходит трасса Казань – Ульяновск, дорога вообще никуда не годится. Сегодня и здесь ведутся работы для того, чтобы привести ее в приличное состояние – если она уйдет в зиму такой, как была две-три недели назад, то к весне от нее действительно одно "направление" останется. А ведь в экономическом отношении эта дорога для республики очень важна – по ней осуществляется, например, вывоз сельхозпродукции на железнодорожные станции, на сахарный завод в Буинск. А вот южная дорога со стороны Тетюш более пристойная.

– Здравствуйте, это "прямая связь"? Я из Казани, зовут меня Ляля Шавкатовна. По просьбе земляков из Заинска звоню. Дело в том, что жители улицы Железнодорожной – это на окраине города, всерьез обеспокоены тем, что якобы все их частные дома, огороды и вообще хозяйства подлежат сносу. Говорят, когда будут строить автотрассу Набережные Челны – Альметьевск, она пройдет как раз по этому месту. Если это правда, то когда этого можно ожидать?

– Пока нет никаких конкретных планов по сносу частных домов на окраине Заинска в связи со строительством каких-либо автодорог. Больше скажу – о необходимости строительства этой дороги мы ведем пока лишь переговоры с федеральным министерством, перспектива решения вопроса еще достаточно далека. И план еще не выбран, так что неизвестно пока, как дорога пойдет.

– Ах, вот так даже… Спасибо, успокою земляков.
– Да они сами в газете прочтут…
Несколько секунд, и телефон вновь требовательно звонит.

– Здравствуйте! Вас беспокоит Александр Павлович из Казани. У меня к министру одно предложение и один вопрос. Можно?

– Слушаю вас, здравствуйте.

– На площади перед улицей Космонавтов уже несколько лет существует стихийная автостанция. Народу очень много собирается, киосков стоит не меньше десятка. Неподалеку три детсада, детская поликлиника и две школы. Можно ли говорить о безопасности детей в этом районе? Уж не говорю о взрослых пешеходах… Неужели эту стоянку нельзя подальше, к выезду из города перенести? Это предложение. А вопрос – почему у нас такое внимание к дорогам для машин и такое невнимание к тротуарам для пешеходов? 

– Стихийной остановкой на Космонавтов мы тоже озабочены, – соглашается министр. – Планируем строительство автостанции на выезде из города, специально для автобусов, идущих по дороге в направлении Набережных Челнов и Пестрецов. Насколько быстро это удастся сделать, не скажу, но землеотвод уже есть. Предполагается строительство нескольких автостанций на выезде из города – это и Казанский автовокзал поможет разгрузить, и для экологии города полезно: чем меньше по городу едет автобус, тем меньше он и в пробках задерживается, и выхлопных газов от него немного. Проблема задержки строительства таких автостанций заключается в основном в недостатке средств. Инвесторы вкладываться в это дело особо-то не желают – это же "длинные" деньги, на быструю окупаемость рассчитывать не приходится. 

А вот о тротуарах… Согласен, далеко не по всем тротуарам города пройтись приятно. Однако на подавляющем большинстве улиц, подвергнутых реконструкции проезжей части, отремонтированы и тротуары – и на проспекте Ибрагимова, и на разъезде Восстания. Остальные тоже будут со временем приведены в надлежащее состояние.

Следующая дозвонившаяся по "прямой связи" – тоже жительница столицы Татарстана. Алина Сергеева жалуется на транспортные неудобства:

– Мы можем добраться до центра города на единственном маршрутном автобусе №90. Но вот беда, наша остановка "Салмачи" не конечная, и к нам "газелька" приезжает из Куюков уже заполненная "под завязку". Я уж не заикаюсь о том, что до Салмачей мы шагаем почти четыре километра пешком от своего поселка Привольный… Просим либо изменить расписание, пустив автобусы чаще, либо отправлять к нам автобусы большей вместимости.

– Вопрос ваш мы передадим в мэрию Казани, в комитет по транспорту и связи. Дело в том, что именно здесь осуществляют разработку и обслуживание казанских маршрутов. А от себя могу сказать, что поступление автобусов в Казань не окончено, до конца года ждем еще. И автобусы малой вместимости будут заменяться большими.

– Из Кайбицкого района вас беспокоят, я депутат сельского поселения Тихонов Николай Иванович, – докладывает следующий абонент. – У нас к деревне Нижняя Куланга нет подъезда нормального, только грунтовка, раскисающая от первого дождика. Ни "скорой", ни пожарным не добраться в распутицу. Куда мы только ни обращались, все безрезультатно. Для того чтобы детей в школу возить, нам выделили школьный автобус. Так он проехать к нам не может, поэтому детям все равно пешком идти приходится.

– Заявку вашу записали, постараемся помочь. Но сразу скажу – в соединении с "большой землей" нормальными, современными дорогами с твердым покрытием нуждается около полутора тысяч сел и деревень Татарстана, так что придется, наверное, вам еще какое-то время потерпеть.

– Мне вот этот номер дали, сказали, "прямая связь" сегодня с министром транспорта. Правильно я попал?

– Правильно, слушаю вас.

– Я – начальник участка с вертолетного завода, зовут меня Александр Александрович. Есть в Зеленодольском районе такая деревня – Бритвино. Так вот, на всех официальных картах наша дорога красной чертой обозначена, но, увы, только на карте. Проехать к деревне невозможно, хоть вертолет покупай. Три с половиной километра дороги такой – хоть бы щебенкой засыпали самые большие ямы. В прошлом году обещали, обещали и ничего не сделали…

– Обещать проще всего. Я сулить ничего не буду, но на заметку обязательно возьму.

И тут обращения от жителей Бритвино посыпались, как из рога изобилия. То ли уж дорога такая плохая, что сил нет, то ли люди здесь такие "организованные" …

– Моя фамилия Зыкова, – в трубке женский голос. – Живу в Азино-II. Недавно от нас в центр пустили два хороших маршрута через улицу Взлетную, через ипподром – до Толстого теоретически можно доехать в два раза быстрее, чем через Гвардейскую. Но все эти удобства начисто перечеркиваются пробкой на Сахарова, напротив магазина "Мега", в которой автобус задерживается минут на двадцать. Предполагается ли в этом месте строить какую-то развязку?

– В числе первых в списке необходимых транспортных развязок в Казани обозначен этот перекресток, а за ним еще полтора десятка не менее сложных. И на всех строительство разноуровневых развязок нужно вести немедленно. Но план составить проще, чем найти для этого финансовые источники. Собственных средств города и даже республики на такие сооружения нет, так что нужны либо кредиты, либо помощь федерального уровня.

Воспользовавшись перерывом в звонках, задаю министру свой вопрос:

– Что делается сегодня на въезде из Казани на Мамадышский тракт – одну из проблемных дорог республики?

– Готов проект реконструкции, первая очередь включает строительство нового моста через Ноксу. Начнутся работы в конце этого года – начале будущего, то есть в ближайшее время. Первое, что нужно сделать, – расшить "бутылочное горлышко", расширив проезд по мосту и близлежащим дорогам. Далее еще три очереди проектирования – само дорожное полотно, перенос магистрального газопровода и строительство двухуровневой развязки. Только первая очередь потребует около трех миллиардов рублей.

– А какие дороги необходимо подвергнуть реконструкции срочно, раньше других?

– В первую очередь это участки федеральных автодорог, проходящие по территории Татарстана. Но и тут своя сложность. Их реконструкция проводится на федеральные средства. Вроде бы и деньги поступают, но нас не устраивают сроки, которые центр отводит на приведение дорог в порядок. Например, строительство дороги первой категории М7 до Набережных Челнов предполагается завершить в 2015 году. Обычно строительство финансируется совместно – где-то тридцать на семьдесят процентов, где-то сорок на шестьдесят, большую часть платит центр.

Для завершения дороги нужно шестнадцать миллиардов рублей, а годовой объем Дорожного фонда республики – меньше пяти миллиардов. Понятно, что своими силами мы отремонтировать дорогу не сможем.

А есть еще дорога Шали – Сорочьи Горы, мостовой переход, который работает лишь наполовину. Мы предполагаем начать эту работу в будущем году. Вторую очередь попроще строить, нежели первую – опоры-то уже стоят, но денег все равно нужно много.

Наш разговор прерывает очередной звонок.

Инна Рудаевна из Казани интересуется, насколько быстро будут ремонтироваться сельские дороги республики.

– Это не праздный интерес, – поясняет она. – Мой муж часто ездит в командировки по Татарстану, и я уже не меньше его, кажется, знаю о дорожных проблемах сельчан. Расскажите, пожалуйста, о так называемой "шаймиевской" программе строительства автомобильных дорог.

– Думаю, с вашей легкой руки программа действительно будет носить имя Президента Татарстана, хотя я такое определение слышу впервые, – улыбается министр. – Программа строительства сельских дорог и подъездов к объектам агропромышленного комплекса действительно принимается по инициативе Минтимера Шариповича. Разрабатывается она сроком на десять лет. Перед строительством нам предстоит расписать пообъектно все потребности сельчан в дорогах. На будущий год эта программа будет пролонгирована и, скорее всего, увеличена в объемах.

– А каким районам приоритеты будут отдаваться в первую очередь?

– По районам приоритетов не будет. А вот "зеленый свет" будет дан маршрутам школьных автобусов – в республике их предостаточно. Они в первую очередь должны ходить по дорогам, соответствующим всем нормативам – детей же везут, наше будущее.

Жительница Набережных Челнов Ольга Мифтахова завела с министром разговор почти профессиональный:

– Сейчас много говорят о новых технологиях в строительстве автотрасс. Какие мы выбираем и в чем они заключаются?

– Об этом я часами могу говорить, – оживляется Ильдус Фасхутдинов. – А вкратце – все новые технологии, применяемые в Татарстане, такие, как восстановление на полную толщину, то есть холодный ресайклинг, или холодная регенерация, полностью доказали свою пригодность. Например, дорога Усады – Столбище – Нармонка эксплуатантам в течение пяти лет не доставляет никаких проблем. Технология производства и укладки щебеночно-мастичных смесей с 2003 года работает на той же дороге, и на участке никаких нареканий в ее адрес. С прошлого года применяется технология трехмерного позиционирования рабочих инструментов дорожных машин (грейдеров, фрезеровщиков и т.д.)

– А у каких стран мы заимствуем эти технологии?

– Есть европейские, есть американские. К примеру, холодный ресайклинг – американская технология.

– Но там же тепло, а у нас зимой бывают температуры ниже минус сорока…

– У вас ошибочное представление о хрупкости дорог из-за низких температур. На самом деле асфальтовому полотну куда опаснее переходы "через ноль", когда днем плюсовая температура, а ночью – минус. Тогда затекающая днем в трещины дороги вода, замерзая, расширяется и травмирует полотно. А вот на Западе это – обычное дело. Так что грех не воспользоваться их опытом.

– Достойные дороги – удовольствие не из дешевых, – продолжает министр, уже распрощавшись с Мифтаховой. – Например, каждый квадратный метр отремонтированной улицы Ибрагимова в столице обошелся казне в полторы тысячи рублей. Но строить дороги и ремонтировать их необходимо. Все страны выходили из экономического кризиса путем ускоренного развития транспортной инфраструктуры, в том числе – автотрасс. И вопрос не в политическом устройстве страны – Америка выходила из кризиса двадцать девятого года прошлого столетия по плану демократа Рузвельта именно при помощи строительства первых американских хайвеев – шести-восьмиполосных дорог, которые живы и по сей день. Национал-социалисты пришли к власти после кризиса Германии, поражения в Первой мировой войне и унижения Версальским договором и первым делом также занялись строительством автобанов. То есть хорошие дороги нужны для развития экономики при любом общественном строе.

И если в советские времена подавляющее число грузов в стране перевозили железнодорожным транспортом, то нынче более семидесяти процентов – автомобильным. Это и удобнее, и дешевле, и быстрее. 

Объем валовой продукции в России увеличивается примерно на шесть процентов в год, а вложения в транспортную инфраструктуру – всего на два процента. Между тем рост вложений в транспорт и дороги должен превышать рост внутреннего валового продукта как минимум в два раза. По оценкам некоторых экспертов, из-за плохого состояния дорожного хозяйства наша страна ежегодно теряет до 700 миллиардов рублей в год, тогда как суммарный дорожный фонд несколько лет назад составлял 350 миллиардов рублей – то есть мы теряем в два раза больше, чем вкладываем. Или еще пример. В себестоимости сельхозпродукции в Германии транспортные расходы составляют двенадцать процентов. У нас – сорок. Так стоит ли удивляться дороговизне продуктов в магазинах? Сейчас обновлению российских, а следовательно, и республиканских дорог уделяется повышенное внимание. Выделяются немалые средства, которые нужно будет освоить в короткие сроки.

Только не стоит рассчитывать на чудо. Мол, придет новый начальник, взмахнет волшебной палочкой – и все у нас будет замечательно. Такое волшебство стоит десятки миллиардов рублей, и придется основательно постараться, чтобы его сотворить.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще